Стили делового общения: пространство деятельности и профессиональная реализация личности. Часть 1
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-539-550Ключевые слова:
стили делового общения, взаимодействие, профессиональная реализация, сотрудники колонии-поселения, медицинские сестры, менеджерыАннотация
Актуальность тематики настоящей работы, раскрывающей понятие стилей делового общения, обусловлена значимыми на сегодняшний день потребностями в области профессиональной деятельности: подбор персонала происходит не с позиции специальности кандидата, а с точки зрения его способности решать конкретные задачи; при подборе ориентируются не на отдельного субъекта, а на совместную профессиональную деятельность с учетом средового фактора; оцениваются и реализуются не отдельные качества индивида, а комплекс ресурсов и др. Цель исследования — сравнительный анализ стилей делового общения сотрудников колонии-поселения, медсестер и менеджеров. Предмет — стили делового общения представителей социономических профессий. Гипотезы: 1) стили делового общения субъектов детерминированы условиями среды; 2) в каждой конкретной среде существуют стилевые ниши в рамках которых субъекты выбирают определенные образцы поведения. Методы исследования: опрос экспертов, психодиагностика (тесты-опросники «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и «Опросник способов совладания» Т.Л. Крюковой, тест-опросник 16-PF Р.Б. Кеттелла, опросник «Уровень субъективного контроля»); исследовательская методика — опросник «Стили делового общения» (СДО) В.А. Толочека. В настоящей работе рассматриваются только результаты, полученные с использованием исследовательской методики. По результатам факторного анализа в каждой из трех выборок выделяются шесть стилей, особенности которых детерминированы средовыми условиями. Это подтверждает рабочие гипотезы.Библиографические ссылки
Вяткин Б.А., Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 10–21.
Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие / Рос. академия образования; Перм. гос. гуманит.-пед. ун.-т. Пермь: Книжный мир, 2013. 128 с.
Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88–95.
Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005. 190 с.
Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности студентов в зависимости от специфических условий и требований деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 259–283.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2008. 701 с.
Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85–94.
Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения в исследовании индивидуальности: полисистемный подход: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Пермь, 2002. 44 с.
Калугин А.Ю. История и перспективы исследования интегральной индивидуальности в рамках системного подхода // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-252-263
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: дис. … д-ра психол. наук. Казань, 1968. 452 с.
Мартиросова Н.В. Психологическое обеспечение расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2014. 25 c.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
Сизова Л.А. Психологические детерминанты профессионально-личностной самореализации медицинской сестры многопрофильного лечебного учреждения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2015. 24 c.
Толочек В.А., Краюшенко Н.Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1998. № 3. С. 52–63.
Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 16–32.
Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195–213. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.195
Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 366 с.
References
Dorfman, L.Ya. (1989). Individual’nyy emotsional’nyy stil’ [Individual emotional style]. Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 88–95.
Il’in, E.P. (2008). Psikhologiya individual’nykh razlichiy [Psychology of individual differences]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 701 p.
Il’in, E.P. (1988). Stil’ deyatel’nosti: Novye podkhody i aspekty [Styles of activity: new approaches and aspects]. Voprosy psikhologii. No. 6, pp. 85–90.
Ismagilova, A.G. (2002). Stil’ pedagogicheskogo obscheniya v issledovanii individual’nosti: polisistemnyy podkhod: aftoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Styles of pedagogical communication in the research of individuality: polysystem approach: Abstract of PhD. dissertation]. Perm, 44 p.
Kalugin, A.Yu. (2018). Istoriya i perspektivy issledovaniya integral’noy individual’nosti v ramkakh sistemnogo podkhoda [History and prospects of studying integral individuality within the system approach]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. Iss. 2, pp. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078- 7898/2018-2-252-263
Klimov, E.A. (1968). Individual’nyy stil’ deyatel’nosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoystv nervnoy sistemy: dis. … d-ra psikhol. nauk [Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system: dissertation]. Kazan, 452 p.
Martirosova, N.V. (2014). Psikhologicheskoe obespechenie rasstanovki kadrov v podrazdeleniyakh okhrany obschestvennogo poryadka organov vnutrennikh del: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological support of personnel placement in the departments of public order of the law enforcement bodies: Abstract of PhD. dissertation]. SaintPetersburg, 25 p.
Merlin, V.S. (1986). Ocherk integral’nogo issledovaniya individual’nosti [The essay of the integral research of individuality]. Moscow: Pedagogika Publ., 256 p.
Sizova, L.A. (2015). Psikhologicheskie determinanty professional’no-lichnostnoy samorealizatsii meditsinskoy sestry mnogoprofil’nogo lechebnogo uchrezhdeniya: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological determination of professional and personal self-realization of nurses in the multi-field medical organization: Abstract of PhD. dissertation]. Krasnodar, 24 p.
Tolochek, V.A. and Krayushenko, N.G. (1998). Psikhologicheskie faktory spetsializatsii i uspeshnosti v vidakh okhrannoy deyateln’osti [Psychological factors of specialization and success in security activity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 3, pp. 52–63.
Tolochek, V.A., Timashkova, N.A. and Denisova, V.G. (2014). Professional’noe stanovlenie sub’ektov pedagogicheskoy deyatel’nosti: pozitivnye i negativnye izmeneniya [Professional making of subjects of the pedagogical activity: The positive and negative changes]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 1, pp. 16–32.
Tolochek, V.A. (2019). «Psikhologicheskie nishi»: topos i khronos v determinatsii professional’noy spetsializatsii sub’ekta [Psychological niches: topos and chronos in the determination of the subject’s professional specialization]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 1, pp. 195–213. DOI: https://doi.org/10.11621/ vsp.2019.01.195
Tolochek, V.A. (2015). Stili deyatel’nosti: resursnyy podkhod [Activity styles: resource approach]. Moscow: IP RAN Publ., 366 p.
Vyatkin, B.A. and Volochkov, A.A. (1999). Individual’nyy stil’ uchebnoy aktivnosti v mladshem shkol’nom vozraste [Individual styles of studying activity in primary school age]. Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 10–21.
Vyatkin, B.A. and Schukin, M.R. (2013). Psikhologiya stiley cheloveka [Person’s psychological styles]. Perm: Knizhnyy Mir Publ., 128 p.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Psikhologiya poznaniya individual’nosti cheloveka [Cognition psychology of human individuality]. Perm: PSU Publ., 190 p.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Stil’ uchebnoy deyatel’nosti studentov v zavisimosti ot spetsificheskikh usloviy i trebovaniy deyatel’nosti [Style of educational activity of students depending on specific conditions and requirements of activity]. Polisistemnoe issledovanie individual’nosti cheloveka, pod red. B.А. Vyatkina [Polysystem study of human individuality, ed. by B.А. Vyatkin]. Moscow: PER SE Publ., pp. 259–283.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.