Феноменолого-психологическое исследование творческого сознания в эстетических координатах
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-460-472Ключевые слова:
творческое сознание, методология, эстетический феномен, феноменология, переживание, опыт, психологическая эмпирика, понимание, интерпретация, рефлексияАннотация
Данная научная работа затрагивает актуальную проблему современной философии — творческое сознание как эстетический феномен. При этом выносится на обсуждение необходимость в современных реалиях дифференцирования этого феномена как особой формы сознания, которая занимает промежуточное положение между индивидуальным и общественным, в частности, эстетическим сознанием. Главная идея данной работы обозначена автором как поиск возможностей приблизиться ко всему душевному, что сопровождает процесс создания творцом художественного произведения. Риторика автора по поводу творческого сознания выстраивается в ракурсе общепринятой философской парадигмы о творческой природе сознания как таковой. Отмечается важность репродуктивистских теорий для понимания феномена сознания. Цель статьи автор определяет как обоснование стройного, упорядоченного концепта исследования творческого сознания в эстетическом поле с феноменолого-психологической позиции. В качестве концептуальных теоретических конструктов, определяющих вектор исследовательской позиции автора, выступают философские взгляды Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, А. Джорджи, М. Мамардашвили, П. Рикера, Р. Мэя. Особое внимание уделяется тем идеям, которые содержат практический опыт соединения феноменологического метода и практической психологии. Анализ взглядов философов позволил обозначить методологию процедуры понимания заявленного феномена, поставить цель, определить основные шаги, содержание и этапы качественного феноменолого-психологического исследования творческого сознания как эстетического феномена. Основными качествами исследовательской позиции могут выступать эмпатия, вчувствование и рефлексивность. Дальнейшую перспективу обоснования заявленной проблематики автор видит в анализе философских концепций, относящихся к феноменолого-эстетическому полю.Библиографические ссылки
Бычков В.В. Эстетика. М.: Кнорус, 2012. 528 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 345 с.
Гартман Н. Эстетика / пер. с нем. Т.С. Батищевой, А.В. Дерюгиной, Е.В. Касьяновой, М.К. Мамардашвили. Киев: Ника-центр, 2004. 640 с.
Гудман П., Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Ин-т общегуманит. иссл., 2000. 384 с.
Гуссерль Э. Амстердамский доклад. Феноменологическая психология. Ч. II // Логос. 1994. № 5. С. 7–48.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: ДИК, 1999. Т. 1. 227 c.
Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова, Б. Федорова. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. 572 с.
Капичина Е.А. Феноменология восприятия: философско-эстетический аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2(20). С. 89–96.
Козырева А.С. Эдмунд Гуссерль: «Психология как поле решений» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. № 2. С. 8–12.
Кундера М. Неспешность. Подлинность. М.: Азбука-классика, 2003. 280 с.
Мазаненко О.М. От творческой деятельности личности к творческому сознанию субъекта: перспективы осмысления эстетического. // Философско-культурологические исследования. 2019. № 5. URL: http://fki.lgaki.info/2019/05/06/от-творческой-деятельности-личности/ (дата обращения: 12.01.2019).
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Русский христианский гуманит. ин-т., 1997. 426 с.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр.; под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента: Наука, 1999. 606 с.
Молодкина Л.В. К вопросу о феноменологии творчества в архитектуре // Философия творчества: Ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 362–377.
Молчанов В.И. О пространстве и времени внутреннего опыта // Сущность и слово: сб. науч. ст. к юбилею проф. Н.В. Мотрошиловой. М: Феноменология и герменевтика, 2009. С. 437–456.
Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001. 128 с.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академ. проект, 2008. 695 с.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр.; предис., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2002. 640 с.
Терентьева Т.А. Размышления о феноменологической психологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 1(87). С. 88–93. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-1.19
Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 264 с.
Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 509 с.
Шиян А.А. Когнитивно-семантическая интерпретация трансцендентализма Канта и феноменология Эдмунда Гуссерля // Кантовский сборник. 2017. Т. 36, № 4. С. 18–30. DOI: https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-4-2
Шолохова С., Ямпольская А. (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции за ее пределами. М.: Академ. проект, 2017. 288 с.
Boden M.A. The Creative Mind: Myths and Mechanisms. 2nd ed. London; N.Y.: Routledge, 2003. 360 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203508527
Dufrenne M. Phénoménologie de l’expérience esthétique. Paris: Presses universitaires de France, 1953. Vol. 1. 413 p.
Locher P., Martindale C., Dorfman L. New Directions in Aesthetics, Creativity and the Arts. N.Y.: Routledge, 2019. 288 p.
Tymieniecka А.-Т. New Queries in Aesthetics and Metaphysics: Time, History, Art, Culture, Metaphysics, the Transnatural. Book 4: Phenomenology in the World Fifty Years after the Death of Edmund Husserl. Dordrecht, NL: Springer Science & Business Media, 1991, 457 p.
References
Boden, M.A. (2003). The Creative Mind: Myths and Mechanisms. 2nd ed. London, New York: Routledge Publ., 360 p. DOI: https://doi.org/10.4324/ 9780203508527
Bychkov, V.V. (2012). Estetika [Aesthetics]. Moscow: Knorus Publ., 528 p.
Dufrenne, M. (1953). Phénoménologie de l’expérienceesthétique [The phenomenology of aesthetic experience]. Paris: Presses universitaires de France Publ., vol. 1, 413 p.
Gartman, N. (2004). Estetika [Aesthetics]. Kiev: Nika-tsentr Publ., 640 р.
Goodman, P. and Perls, F. (2000). Teoriya geshtal’t-terapii [Gestalt therapy]. Moscow: Institut obschegumanitarnykh issledovaniy Publ., 384 p.
Heidegger, M. (2003). Bytie i vremya, per. s nem. [Being and time, trans. from Germ.]. Kharkov: Folio Publ., 509 p.
Husserl, E. (1994). Amsterdamskiy doklad. Fenomenologicheskaya psikhologiya. Ch. II. [Amsterdam reports: Phenomenological psychology. Pt. II]. Logos [Logos]. No. 5, рр. 7–48.
Husserl, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas for a pure phenomenology and phenomenological philosophy]. Moscow: DIK Publ., vol. 1, 227 p.
Ingarden, R. (1962). Issledovaniya po estetike, per s pol’sk. [Studies in aesthetics, trans. from Pol.] Moscow: IIL Publ., 572 р.
Kapichina, E.A. (2016). Fenomenologiya vospriyatiya: filosofsko-esteticheskiy aspect [Phenomenology of perception: philosophical and aesthetic as pect]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy]. No. 2(20), pp. 89–96.
Kozyreva, A.S. (2010). Edmund Husserl: «Psikhologiya kak pole resheniy» [Edmund Husserl: «Psychology as a field of decisions»]. Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriya 6. Filosofiya. Kul’turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 6: Philosophy. Culture Studies. Political Science. Law. International relations.]. No. 2, pp. 8–12.
Kundera, M. (2003). Nespeshnost’. Podlinnost’ [Slowness. Identity]. Moscow: Azbuka-klassika Publ., 280 p.
Locher, P., Martindale, C. and Dorfman, L. (2019). New directions in aesthetics, creativity and the arts. New York: Routledge Publ., 288 p
. Mamardashvili, M.K. (1997). Psikhologicheskaya topologiya puti [Psychological topology of the path]. Saint-Petersburg: RChHI Publ., 426 p.
May, R. (2001). Muzhestvo tvorit’: ocherk psikhologii tvorchestva [The courage to create: an essay on the psychology of creativity]. Lvov: Initsiativa Publ., 128 p.
Mazanenko, O.M. (2019). Ot tvorcheskoy deyatel’nosti lichnosti k tvorcheskomu soznaniyu sub’ekta: perspektivy osmysleniya esteticheskogo [From the creative activity of the individual to the creative consciousness of the subject: prospects for understanding the aesthetic]. Filosofskokul’turologicheskie issledovaniya [Philosophical and Cultural Studies]. No. 5. Available at: http://fki.lgaki.info/2019/05/06/от-творческойдеятельности-личности/ (accessed 12.01.2019).
Merleau-Ponty, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya, per. s fr. [Phenomenology of perception, trans. from Fr.]. Saint-Petersburg: Yuventa Publ., Nauka Publ., 606 p.
Molchanov, V.I. (2009). O prostranstve i vremeni vnutrennego opyta [About the space and time of inner experience]. Suschnost’ i slovo [Essence and Word]. Moscow: Fenomenologiya–Germenevtika Publ., pp. 437–456.
Molodkina, L.V. (2017). K voprosu o fenomenologii tvorchestva v arkhitekture [Concerning the question of phenomenology of creativity in architecture]. Filosofiya tvorchestva: Ezhegodnik. Vyp. 3: Tvorchestvo i zhiznennyy mir cheloveka [Philosophy of Creativity: Yearbook. Iss. 3: Human Creativity and Life]. Moscow: IInteLL Publ., pp. 362–377.
Ricoeur, P. (2008). Konflikt interpretatsiy. Ocherki o germenevtike [The conflict of interpretations. Essays in hermeneutics]. Moscow: Akademicheskiy proyekt Publ., 695 p.
Sartre, J.-P. (2002). Bytie i nichto. Opyt fenomenologicheskoy ontologii, per. s fr. [Being and nothingness: an essay on phenomenological ontology, trans. from Fr.]. Moscow: Respublika Publ., 640 p.
Shiyan, A.A. (2017). Kognitivno-semanticheskaya interpretatsiya transtsendentalizma Kanta i fenomenologiya Edmunda Gusserlya [Edmund Husserl’s phenomenology and a cognitive-semantic interpretation of Kant’s transcendentalism]. Kantovskiy sbornik [Kantian Journal]. Vol. 36, no. 4, pp. 18–30. DOI: https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-4-2
Sholokhova, S. and Yampol’skaya, A. (2017). (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: new phenomenology in France and abroad]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 288 p.
Terent’eva, T.A. (2018). Razmyshleniya o fenomenologicheskoy psikhologii [Reflections on phenomenological psychology]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 1(87), pp. 88–93. DOI: https://doi.org/10.30853/ manuscript.2018-1.19
Tymieniecka, A.-T. (ed.) (1991). New Queries in Aesthetics and Metaphysics: Time, History, Art, Culture, Metaphysics, the Transnatural. Book 4: Phenomenology in the World Fifty Years after the Death of Edmund Husserl. Dordrecht: Springer Publ., 457 p.
Ulanovskiy, A.M. (2012). Fenomenologicheskaya psikhologiya: kachestvennye issledovaniya i rabota s perezhivaniem [Phenomenological psychology: qualitative research and work with experience]. Moscow: Smysl Publ., 264 p.
Vygotskiy, L.S. (1987). Psikhologiya iskusstva [The psychology of art]. Moscow: Pedagogika Publ., 345 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.