Стили делового общения как модель: феномен стиля, подходы, исследования, открытые вопросы. Часть 1*
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-219-229Ключевые слова:
стили делового общениz, стили деятельности, интегральная индивидуальность, модель, феномен, подходы, система, парадигмыАннотация
Исследования стилей в психологии (с 1950-х по 2000-е гг.) прошли своеобразный жизненный цикл — от широкого изучения до фактически забвения этой темы. Продолжение конструктивного изучения этой проблемы требует построения новых программ НИР, обобщения накопленного в разных научных школах опыта. Цель статьи — историко-теоретический анализ результатов исследований феномена «стиль» в отечественной психологии; предмет исследования — феномен стиля (индивидуальный стиль деятельности, стили деятельности, стили делового общения). Гипотезы: 1. Регулярное воспроизведение в НИР одних и тех же стандартных подходов не способствует конструктивному продвижению в изучении научной проблемы. 2. Изучение феномена «стиль» на модели стилей делового общения позволяет акцентировать ряд аспектов эволюции и функционирования стиля, не выделявшихся при изучении стилей на других моделях (учебной, спортивной, трудовой деятельности). В статье критически анализируются история и результаты изучения проблемы стиля (индивидуального стиля деятельности, стилей деятельности) в отечественной психологии (в пермской школе прежде всего), использования понятия «система» в отечественной психологии, отношение к научным оппонентам, тенденции НИР в границах одной научной школы и др. Обсуждаются условия дальнейших конструктивных исследований феномена стиля (привлечение новых моделей, способствующих раскрытию новых свойств стиля, позволяющих не приписывать, а именно изучать его системные свойства как уникальной психологической системы; постановка вопросов о месте и роли разных стилей в процессах становления–развития–функционирования–распада феномена, о единстве и различии стилей в «цепочке» их проявлений; об их структурно-функциональном единстве, о самоподобии их организации и т.п.). Полагается, что обращение к модели стилей делового общения (СДО) будет способствовать решению актуальных научных задач.Библиографические ссылки
Вихман А.А. Метаэффект стиля педагогического общения учителя начальных классов на полисистему «ученик»–«родитель»: первые результаты // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидулаьности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (06–08 окт. 2016, г. Пермь, Россия) / ред. кол. А.А. Волочков, А.А. Вихман, Б.А. Вяткин, О.С. Самбикина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 98–103.
Вихман А.А., Смирнов Д.О., Шведчикова Ю.С. Образовательная навигация как технология системной организации образовательной среды // XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (20–21 окт. 2017, г. Пермь, Россия) / ред. кол. А.А. Вихман, А.Ю. Калугин, А.А. Скорынин; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2017. С. 54–57.
Волочков А.А., Коптева Н.В., Попов А.Ю., Калугин А.Ю., Митрофанова Е.Е. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2015. 200 с.
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Изд-во ПГУ, 2000. 179 с.
Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1978. 134 с.
Вяткин Б.А., Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 4(6). С. 97–114.
Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщение 1. Предпосылки исследования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 1. С. 42–50.
Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88–95.
Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1994. 45 с.
Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2005. 190 с.
Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности студентов в зависимости от специфических условий и требований деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 259–283.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л., 1979. 84 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2008. 701 с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85–93.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2010. 576 с.
Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б.А. Вяткина. М.: Институт психологии РАН, 1999. 328 с.
Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения в исследовании индивидуальности: полисистемный подход: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Пермь, 2002. 44 с.
Калугин А.Ю. Вклад разноуровневых свойств индивидуальности в направленность личности на сферы жизнедеятельности человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 49–55.
Калугин А.Ю. История и перспективы исследования интегральной индивидуальности в рамках системного подхода // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-252-263.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 с.
Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1981. 15 с.
Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование ИСД в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. № 4. С. 110–118.
Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Измайлово, 1992. 77 с.
Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. 199 с.
Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Институт психологии РАН, 2015. 366 с.
Толочек В.А. Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен: ресурсы эффективности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 6. C. 70–82.
Щукин М.Р. Особенности усвоения начальных трудовых навыков в зависимости от типологических свойств нервной системы: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1966. 15 с.
Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия формирования: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1994. 44 с.
References
Dorfman, L.Ya. (1989). Individual’nyy emotsional’nyy stil’ [Individual emotional style]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii]. No. 5, pp. 88–95.
Dorfman, L.Ya. (1994). Emotsional’nye stili (na materiale khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel’nosti): avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [Emotional styles (on the material of artistic and creative activity): Abstract of D.Sc. dissertation]. Moscow, 45 p.
Il’in, E.P. (1979). Differentsial’naya psikhofiziologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Differential psychophysiology of physical education and sport]. Leningrad, 84 p.
Il’in, E.P. (1983). Psikhofiziologiya fizicheskogo vospitaniya: Faktory, vliyayuschiye na effektivnost’ sportivnoy deyatel’nosti [Psychophysiology of physical education: Factors affecting the effectiveness of sports activities]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 223 p.
Il’in, E.P. (1998). Stil’ deyatel’nosti: Novye podkhody i aspekty [Activity style: new approaches and aspects]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii]. No. 6, pp. 85–93.
Il’in, E.P. (2008). Psikhologiya individual’nykh razlichiy [Psychology of individual differences]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 701 p.
Il’in, E.P. (2010). Psikhologiya obscheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relations]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 576 p.
Ismagilova, A.G. (2002). Stil’ pedagogicheskogo obscheniya v issledovanii individual’nosti: polisistemnyy podkhod: avtoref dis. … d-ra psikhol. nauk [Style of pedagogical communication in the study of individuality: polysystemic approach: Abstract of D.Sc. dissertation]. Perm, 44 p.
Kalugin, A.Yu. (2018). Istoriya i perspektivy issledovaniya integral’noy individual’nosti v ramkakh sistemnogo podkhoda [History and prospects of studying integral individuality within the systems approach]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. Vol. 2, pp. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-252-263.
Kalugin, A.Yu. (2018). Vklad raznourovnevykh svoystv individual’nosti v napravlennost’ lichnosti na sfery zhiznedeyatel’nosti cheloveka [The contribution of multi-level properties of individuality in the orientation of personality on the spheres of human activity]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. No. 4, pp. 49–55.
Klimov, E.A. (1969). Individual’nyy stil’ deyatel’nosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoystv nervnoy sistemy [Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system]. Kazan: KFU Publ., 278 p.
Lyukin, V.V. (1981). Psikhologicheskoe soderzhaniye, proiskhozhdenie i effektivnost’ individual’nogo stilya rukovodstva: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological content, origin and effectiveness of individual leadership style: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 15 p.
Merlin, V.S. and Klimov, E.A. (1967). Formirovaniye ISD v protsesse obucheniya [Formation of ISA in the learning process]. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy]. No. 4, pp. 110–118.
Merlin, V.S. (1986). Ocherki integral’nogo issledovaniya individual’nosti [Essays of the integral study of individuality]. Moscow: Pedagogika Publ., 256 p.
Schyukin, M.R. (1966). Osobennosti usvoeniya nachal’nykh trudovykh navykov v zavisimosti ot tipologicheskikh svoystv nervnoy sistemy: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Features of mastering the initial labor skills, depending on the typological properties of the nervous system: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 15 p.
Schyukin, M.R. (1994). Struktura individual’nogo stilya deyatel’nosti i usloviya formirovaniya: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The structure of the individual style of activity and the conditions of formation: Abstract of D.Sc. dissertation]. Novosibirsk, 44 p.
Tolochek, V.A. (1992). Stili deyatel’nosti: model’ stiley s izmenchivymi usloviyami deyatel’nosti [Activity styles: style model with changeable conditions of activity]. Moscow: Izmaylovo Publ., 77 p.
Tolochek, V.A. (2000). Stili professional’noy deyatel’nosti [Styles of professional activity]. Moscow: Smysl Publ., 199 p.
Tolochek, V.A. (2015). Stili deyatel’nosti: resursnyy podkhod [Styles of activity: resource approach]. Moscow: Institute of Psychology of the RAS Publ., 366 p.
Tolochek, V.A. (2016). Tipovye stili sportivnoy deyatel’nosti kak psikhologicheskiy fenomen: resursy effektivnosti [Typical styles of sports activities as a psychological phenomenon: efficiency resources]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal].Vol. 37, no. 6, pp. 70–82.
Vikhman, A.A. (2016). Metaeffekt stilya pedagogicheskogo obscheniya uchitelya nachal’nykh klassov na polisistemu «uchenik»–«roditel’»: pervyye rezul’taty [The metaeffect of the pedagogical communication style of a primary school teacher to the “student” polysystem is “parent”: first results]. XXXI Merlinskiye chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral’nogo issledovaniya individula’nosti v sovremennom chelovekoznanii: Mater. Vseros.nauch.-prakt. konf. (06–08 okt. 2016, g. Perm’, Rossiya) [31st Merlin Readings: Theory, methodology and practice of integral studies of individuals in modern personality: proceedings all-Russia scientific-practical conference (October 06–08, 2016, Perm, Russia)]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., pp. 98–103.
Vikhman, A.A., Smirnov, D.O. and Shvedchikova, Yu.S. (2017). Obrazovatel’naya navigatsiya kak tekhnologiya sistemnoy organizatsii obrazovatel’noy sredy [Educational navigation as a technology of the system organization of the educational environment]. XXXII Merlinskiye chteniya: Sposobnosti. Odarennost’.Individual’nost’: Mater. Vseros.nauch.-prakt. konf. (20–21 okt. 2017, g. Perm’, Rossiya) [32nd Merlin readings: Abilities. Giftedness. Individuality: proceedings all-Russia scientific-practical conference (October 20–21, 2017, Perm, Russia)]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., pp. 54–57.
Volochkov, A.A., Kopteva, N.V., Popov, A.Yu. et al. (2015). Aktivnost’, tsennostnaya napravlennost’ i psikhologicheskoe zdorov’ye studenchestva [Activity, value orientation and psychological health of students]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., 200 p.
Vyatkin, B.A. (1978). Rol’ temperamenta v sportivnoy deyatel’nosti [The role of temperament in sports activities]. Moscow: Fizkultura i sport Publ., 134 p.
Vyatkin, B.A. and Volochkov, A.A. (1999). Individual’nyy stil’ uchebnoy aktivnosti v mladshem shkol’nom vozraste [Individual style of educational activity in primary school age]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii]. No. 4(6), pp. 97–114.
Vyatkin, B.A. (ed.) (1999). Integral’naya individual’nost’ cheloveka i ee razvitiye [Integral individuality of a person and its development]. Moscow: Institute of Psychology of the RAS Publ., 328 p.
Vyatkin, B.A. (2000). Lektsii po psikhologii integral’noy individual’nosti cheloveka [Lectures on the psychology of the integral individuality of man]. Perm: Perm State University Publ., 179 p.
Vyatkin, B.A., Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2018). Obschee i razlichiya v tsennostnykh oriyentatsiyakh i psikhodinamike studentov: integrativnaya model’. Soobscheniye 1.Predposylki issledovaniya [Commonality and discrepancy among value orientations and the psychodynamics of students: an integrative. Part 1: a theoretical background of the study]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 28, no. 1, pp. 42–50.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Psikhologiya poznaniya individual’nosti cheloveka [Psychology of knowledge of human individuality]. Perm: Perm State University Publ., 190 p.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Stil’ uchebnoy deyatel’nosti studentov v zavisimosti ot spetsificheskikh usloviy i trebovaniy deyatel’nosti [Style of students learning activities depending on specific conditions and requirements of the activity]. Polisistemnoye issledovaniye individual’nosti cheloveka [Polysystem study of human individuality]. Moscow: PER SE Publ., pp. 259–283.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.