Направленность на саморазвитие как предиктор психоэмоционального благополучия подростков и взрослых
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-1-94-105Ключевые слова:
психоэмоциональное благополучие, психологическое благополучие, саморазвитие, личностный рост, удовлетворенность жизнью, подростки, взрослостьАннотация
В статье исследуется роль направленности на саморазвитие для психоэмоционального благополучия старших подростков (N = 146) и взрослых (N = 160). Предложено два интегративных показателя гармоничность/дисгармоничность направленности на саморазвитие: соотношение важности и достижения (реализованности) личностного роста и соотношение важности (внешняя мотивация) и интересности (внутренняя мотивация) саморазвития в жизненных сферах. Выявлено, что психоэмоциональное благополучие подростков носит гедонистический характер, тогда как взрослых — эвдемонистический. В отношении направленности на саморазвитие в целом подростки и взрослые сходно оценивают степень важности и реализованности личностного роста, в обеих группах уровень важности выше уровня достижений, что свидетельствует об устремленности к дальнейшему самосовершенствованию. У взрослых, по сравнению с подростками, значимо выше как понимание важности саморазвития в разных жизненных сферах, так и заинтересованности в этом. Для психоэмоционального благополучия подростков наиболее благоприятно гармоничное соотношение интереса и признания важности саморазвития, а также понимания важности и достижений в сфере личностного роста, тогда как для психоэмоционального благополучия взрослых большее значение имеет результативность в сфере личностного роста и собственный интерес к саморазвитию. Во взрослом периоде показатели направленности на саморазвитие чаще выступают предикторами психоэмоционального благополучия и обладают большей объяснительной силой, чем в подростковом. Для взрослых наиболее сильными предикторами психоэмоционального благополучия являются оценка собственных достижений личностного роста и внутренняя мотивация саморазвития (интерес к саморазвитию), тогда как для подростков — признание важности личностного роста как ориентира.Библиографические ссылки
Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 623 с.
Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 51–63.
Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. М.: МОДЭК: МПСИ, 2010. 224 с.
Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: ИП РАН, 2013. 268 с.
Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.
Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2000. С. 33–45. Мозговая Н.Н. Динамика жизненных ценностей в психологическом пространстве личности студентов // Психология обучения. 2014. № 2. С. 56–71.
Моралов В.Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4(65). С. 147–151.
Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 673 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. C. 212–385.
Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.
Спешилова Т.С. Особенности и развитие ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 2. С. 164–166.
Трошихина Е.Г., Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 3. С. 211–223. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2017.302.
Brouzosa A., Vassilopoulosb S.P., Boumpouli C. Adolescents’ subjective and psychological wellbeing: the role of meaning in life // Hellenic Journal of Psychology. 2016. Vol. 13(3). P. 153–169.
Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective wellbeing: The science of happiness and life satisfaction // The handbook of positive psychology / ed. by C.R. Snyder, S.J. Lopez. Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 2002. P. 63–73.
Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125, no. 2. Р. 276– 302. DOI: 10.1037/0033-2909.125.2.276.
Dittmar H., Bond R., Hurst M., Kasser T. The relationship between materialism and personal wellbeing: A meta-analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. No. 107(5). P. 879–924. DOI: 10.1037/a0037409.
Habelrih E.A., Hicks R.E. Psychological wellbeing and its relationships with active and passive procrastination // International Journal of Psychological Studies. 2015. No. 7(3). P. 25–34. DOI: 10.5539/ijps.v7n3p25.
Henderson L.W., Knight T. Integrating the hedonic and eudaimonic perspectives to more comprehensively understand wellbeing and pathways to wellbeing // International Journal of Wellbeing. 2012. No. 2(3). P. 196–221. DOI:10.5502/ijw.v2i3.3.
Kasser T. Materialism and living well // Handbook of well-being / ed. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers, 2018. P. 860–871. DOI: 10.7551/mitpress/3501.001.0001.
Keyes L.M., Shmotkin D., Ryff C.D. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. No. 82(6). P. 1007–1022.
Moreira P.A.S., Cloninger C.R., Dinis L. et al. Personality and well-being in adolescents // Frontiers in Psychology. 2015. No. 5. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.201 4.01494/full (accessed: 18.08.2018). DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01494.
Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of Psychology. 2001. No. 52. Р. 141–166. DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.141.
Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. No. 57(6). Р. 1069–1081. DOI: 10.1037/0022- 3514.57.6.1069.
Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. No. 9(1). Р. 13–39. DOI 10.1007/s10902-006-9019-0.
Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington R.M. Psychological wellbeing and psychological distress: Is it necessary to measure both? // Psychology of Well-being: Theory, Research and Practice. 2012. No. 2(3). P. 1–14. DOI: 10.1186/2211-1522-2-3. Получено 22.08.2018
References
Argyle, M. (2003). Psikhologiya schast’ya. [The Psychology of Happiness]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 623 p.
Brouzosa, A., Vassilopoulosb, S.P., Boumpouli, C. (2016). Adolescent’s subjective and psychological well-being: the role of meaning in life. Hellenic Journal of Psychology. Vol. 13(3), pp. 153–169.
Derkach, A.A. and Sayko, E.V. (2010). Samorealizatsiya — osnovanie akmeologicheskogo razvitiya [Self-realization is the basis of acmeological development]. Moscow: MODJeK Publ., MPSI Publ., 224 p.
Diener, E., Lucas, R.E. and Oishi, S. (2002). Subjective well-being: The science of happiness and lifesatisfaction. Handbook of Positive Psychology, ed. by C.R. Snyder, S.J. Lopez. Oxford, New York: Oxford University Press, pp. 63–73.
Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E. and Smith, H.L. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. Vol. 125, no. 2, pp. 276–302. DOI: 10.1037/0033- 2909.125.2.276.
Dittmar, H., Bond, R., Hurst, M. and Kasser, T. (2014). The relationship between materialism and personal well-being: A meta-analysis. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 107(5), pp. 879–924. DOI: 10.1037/a0037409.
Dzhidaryan, I.A. (2013). Psikhologiya schast’ya i optimizma [Psychology of happiness and optimism]. Moscow: Institute of psychology RAS Publ., 268 p.
Golovanova, N.F. and Dermanova, I.B. (2015). Samorazvitie lichnosti kak predmet pedagogiki i psikhologii [Personality self-development as a subject of pedagogics and psychology]. Vestnik SPbGU. Seriya 12. Psikhilogiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of St. Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy]. No. 3, pp. 51–63.
Habelrih, E.A. and Hicks, R.E. (2015). Psychological well-being and its relationships with active and passive procrastination. International Journal of Psychological Studies. Vol. 7(3), pp. 25–34. DOI: 10.5539/ijps.v7n3p25.
Henderson, L.W. and Knight, T. (2012). Integrating the hedonic and eudaimonic perspectives to more comprehensively understand wellbeing and pathways to wellbeing. International Journal of Wellbeing. Vol. 2(3), pp. 196–221. DOI:10.5502/ijw.v2i3.3.
Kasser, T. (2018). Materialism and living well. Handbook of well-being, ed. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City: DEF Publ., pp. 860–871. DOI: 10.7551/mitpress/3501.001.0001.
Keyes, L.M., Shmotkin, D. and Ryff, C.D. (2002). Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 82(6), pp. 1007–1022.
Kulikov, L.V. (2000). Zdorov’e i sub”ektivnoe blagopoluchie [Health and subjective well-being]. Psihologija zdorovya, pod red. G.S. Nikiforova [Psychology of health, ed. by G.S. Nikiforov]. SaintPetersburg: Piter Publ., pp. 33–45.
Moralov, V.G. (2015). Obschie zakonomernosti i vozrastnye osobennosti samorazvitiya lichnosti [General patterns and age features of self-development of personality]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin]. Vol. 4, no. 65, pp. 147–151.
Moreira, P.A.S., Cloninger, C.R., Dinis, L. et al. (2015). Personality and well-being in adolescents. Frontiers in Psychology. No. 5. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.20 14.01494/full (accessed 18.08.2018). DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01494.
Mozgovaya, N.N. (2014). Dinamika zhiznennykh tsennostey v psikhologicheskom prostranstve lichnosti studentov [Dynamics of life values in the psychological space of the student’s personality]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Teaching]. No. 2, pp. 56–71.
Nizovskikh, N.A. (2010). Zhiznennye printsipy v lichnostnom samorazvitii cheloveka: dis… d-ra psikhol. nauk [Life principles in the person’s selfdevelopment: dissertation]. Moscow, 673 p.
Ryan, R.M. and Deci, E.L. (2001). On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual review of Psychology. No. 52, pp. 141–166. DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.141.
Ryff, C.D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 57(6), pp. 1069–1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069.
Ryff, C.D. and Singer, B.H. (2008). Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being. Journal of Happiness Studies. Vol. 9(1), pp. 13–39. DOI 10.1007/s10902-006- 9019-0.
Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (2000). Osnovnye stupeni razvitiya sub’ektnosti cheloveka [The main stages of development of human agency]. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub’ektivnoy real’nosti v ontogeneze [Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of Human Development: Development of Subjective Reality in Ontogenesis]. Moscow, Shkolnaya Pressa Publ., pp. 212–385.
Sopov, V.F. and Karpushina, L.V. (2001). Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey [Morphological test of life values]. Prikladnaya psikhologiya [Applied Psychology]. No. 4, pp. 9–30.
Speshilova, T.S. (2011). Osobennosti i razvitie tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti intellektual’no odarennykh uchaschikhsya [Features and development of the value-semantic sphere of the personality of intellectually gifted students]. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya Rabota. Uvenologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiks]. Vol. 17, no. 2, pp. 164–166.
Troshikhina, E.G. and Manukyan, V.R. (2017). Trevozhnost i ustoychivye emotsionalnye sostoyaniya v strukture psikhoemotsionalnogo blagopoluchiya [Anxiety and stable emotional states in the structure of psycho-emotional well-being]. Vestnik SPbGU. Ser. Psikhologija i pedagogika [Vestnik of St. Petersburg State University. Psychology and Pedagogy]. Vol. 7, no. 3, pp. 211–223.
Winefield, H.R., Gill, T.K., Taylor, A.W. and Pilkington, R.M. (2012). Psychological wellbeing and psychological distress: Is it necessary to measure both? Psychology of Well-being: Theory, Research and Practice. Vol. 2(3), pp. 1–14. DOI: 10.1186/2211-1522-2-3.
Zhukovskaya, L.V. and Troshikhina, E.G. (2011). Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Ryff [Scale of psychological well-being C. Ryff]. Psikhologicheskiy zhurnal [Journal of Psychology]. Vol. 32, no. 2, pp. 82–93.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.