Взаимосвязь ответственности и прокрастинации личности в раннем юношеском и позднем юношеском возрастах

Психология

Авторы

  • Елена Анатольевна Черкевич Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. им. Тухачевского, 14

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-259-269

Ключевые слова:

личность, прокрастинация, ответственность, воля, волевые качества, возраст, развитие, образование, активность, жизнедеятельность

Аннотация

В условиях ускоренного ритма жизни в период цифровизации общества и культуры современному человеку необходимо решать много задач. Причем человек юношеского возраста, который находится на стадии становления, став многозадачным, не может в полной мере справиться с возникшей ситуацией ввиду недооформленности механизмов саморегуляции, личностных качеств и свойств. Это повлияло на выбор темы нашего исследования. Анализ результатов изучения взаимосвязи ответственности и прокрастинации личности в юношеском возрасте через волевые качества имеет практическую значимость для эффективной организации и психолого-педагогического сопровождения студентов данного возраста в рамках образовательного процесса. Изучена ответственность как явление, под которым понимается осуществляемый личностью в разных формах контроль деятельности с позиции выполнения ею принятых норм и правил. Исследована прокрастинация личности как процесс добровольного откладывания ею разных видов деятельности, несмотря на ожидаемые негативные последствия. При этом выявлена взаимосвязь показателей ответственности, прокрастинации и волевых качеств в период от раннего к позднему юношескому возрасту, которая усиливается, отличаясь на этих стадиях их силой и характером связей. Причем в раннем юношеском возрасте установлены значимые, сильные корреляционные связи показателя ответственности в настоящем времени с показателем волевых качеств личности (организованность), а в период позднего юношеского возраста — значимые корреляционные связи показателя ответственности с показателями волевых качеств (организованность, настойчивость), а также показателя ответственности с показателем прокрастинации и показателем волевого качества (настойчивость).

Биография автора

Елена Анатольевна Черкевич , Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. им. Тухачевского, 14

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры психологии

Библиографические ссылки

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.: МОДЭК, 1999. 224 с.

Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 101–106.

Дементий Л.И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6, № 3. С. 264–274.

Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38–49.

Киселева М.А. Особенности проявления прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сб. науч. статей. Саратов: Саратовский источник. 2015. С. 31–34.

Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Проблема влияния прокрастинации на процесс самоопределения личности // Personality and social development: materials of the II International scientific conference (March 29–30 2014). Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P. 22–27.

Клейберг Ю.А. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сб. науч. статей. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 34–40.

Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2(2). С. 22–41.

Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 392 с.

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240 с.

Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 159–166.

Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. 209 с.

Шаров А.С. Психология культуры, образования и развития человека: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 300 с.

Lay C.H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20, iss. 4. P. 474–495. DOI: https://doi.org/10.1016/0092-6566(86)90127-3

References

Abul’khanova, K.A. (1999). Psikhologiya i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovaniya real’noy lichnosti) [Psychology and consciousness of the individual (problems of methodology, theory and research of a real person)]. Moscow: MODEK Publ., 224 p.

Ageev, V.S. (1982). Atributsiya otvetstvennosti za uspekh ili neudachu gruppy v mezhgruppovom vzaimodeystvii [Attribution of responsibility for the success or failure of a group in intergroup interaction]. Voprosy psikhologii. No. 6, pp. 101–106.

Dementiy, L.I. (2010). K problemam mery otvetstvennosti [To problems of a measure of responsibility]. Lichnost’. Kul’tura. Obschestvo [Person. Culture. Society]. Vol. 6, no. 3, pp. 264–274.

Karlovskaya, N.N. and Baranova, R.A. (2008). Vzaimosvyaz’ obschey i akademicheskoy prokrastinatsii i trevozhnosti u studentov s raznoy akademicheskoy uspevayemost’yu [The relationship of general and academic procrastination and anxiety in students with different academic performance]. Psikhologiya v vuze [Psychology at the University]. No. 3, pp. 38–49.

Kiseleva, M.A. (2015). Osobennosti proyavleniya prokrastinatsii lichnosti [Features of the manifestation of personality procrastination]. Rol’ prokrastinatsii v protsesse samoopredeleniya molodezhi [The role of procrastination in the process of youth self-determination]. Saratov: Saratovskiy Istochnik Publ., pp. 31–34.

Kiseleva, M.A., Karina, O.V. and Shustova, N.E. (2014). Problema vliyaniya prokrastinatsii na protsess samoopredeleniya lichnosti [The problem of the influence of procrastination on the process of self-determination of personality]. Personality and social development: materials of the II International scientific conference (March 29–30 2014). Prague: Sociosféra-CZ, pp. 22–27.

Kleiberg, Yu.A. (2015). Prokrastinatsiya: deviantologicheskiy kontekst problemy [Procrastination: the deviantological context of the problem]. Rol’ prokrastinatsii v protsesse samoopredeleniya molodezhi [The role of procrastination in the process of youth self-determination]. Saratov: Saratovskiy Istochnik Publ., pp. 34–40.

Kovylin, V.S. (2013). Teoreticheskiye osnovy izucheniya fenomena prokrastinatsii [Theoretical foundations of the study of the phenomenon of procrastination]. Lichnost’ v menyayuschemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development]. No. 2(2), pp. 22–41.

Kozyrev, V.A., Radionova, N.F. and Tryapitsyna, A.P. (eds.) (2006). Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competency-based approach in teacher education]. Saint Petersburg: Herzen University Publ., 392 p.

Lay, C.H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality. Vol. 20, iss. 4, pp. 474–495. DOI: https://doi.org/10.1016/0092-6566(86)90127-3

Muzdybaev, K. (1983). Psikhologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Leningrad: Nauka Publ., 240 p.

Posokhova, S.T. (2011). Len’, psikhologicheskoe soderzhanie i proyavleniya [Sloth, psychological content and manifestations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of St. Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy]. No. 2, pp. 159–166.

Pryadein, V.P. (2001). Otvetstvennost’ kak sistemnoe kachestvo lichnosti [Responsibility as a systemic quality of personality]. Yekaterinburg: USPU Publ., 209 p.

Sharov, A.S. (2013). Psikhologiya kul’tury, obrazovaniya i razvitiya cheloveka [Psychology of culture, education and human development]. Omsk: OmSPU Publ., 300 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи