Стили делового общения как модель: феномен стиля, подходы, исследования, открытые вопросы. Часть
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-223-237Ключевые слова:
стили делового общения, интегральная индивидуальность, модель, феномен, проблема, методология, подходы, система, парадигмыАннотация
Исследования стилей в психологии (с 1950-х по 2000-е гг.) прошли своеобразный жизненный цикл — от широкого изучения до фактически забвения этой темы. Продолжение конструктивного изучения этой проблемы требует построения новых программ НИР, обобщения накопленного в разных научных школах опыта. Постановка проблемы стилей делового общения (СДО) как модели изучения стилей (в целом) может способствовать дальнейшему изучению феномена «стиль» и раскрытию ряда аспектов общения, ускользающих при «жестком» выделении его типов. Цель статьи — историко-теоретический анализ результатов исследований эволюции и функционирования стилей (на модели стилей делового общения); метод: анализ литературных источников. На основании критического анализа опыта изучения проблемы стилей общения и стилей делового общения выдвигаются гипотезы: 1. В общем социальном пространстве (пространстве деятельности) существуют несколько автономных стилей делового общения (СДО) субъектов. 2. Выделяемые и описываемые исследователями стили (их число, состав компонентов, структуры) есть производные базовых научных концепций. 3. Изучение феномена «стиль» на модели стилей делового общения позволяет акцентировать ряд аспектов эволюции и функционирования стиля, не выделявшихся при изучении стилей на других моделях. Обсуждаются условия дальнейших конструктивных исследований феномена «стилей». Полагается, что обращение к стилям делового общения как модели изучения стилей, привлечение ресурсов современных методологий (системогенетического, экологического, синергетического подхода в психологии и др.), будет способствовать раскрытию новых свойств стилей, дальнейшему познанию их системные свойства как больших, открытых, динамичных психологических систем.Библиографические ссылки
Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 6. С. 130–133.
Бэгьюли Ф. Переговоры: мастер-класс. М.: Фаир-Пресс, 2005. 224 с.
Вихман А.А. Метаэффект стиля педагогического общения учителя начальных классов на полисистему «ученик» – «родитель»: первые результаты // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидулаьности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (06–08 окт. 2016, г. Пермь, Россия) / ред. кол. А.А. Волочков, А.А. Вихман, Б.А. Вяткин, О.С. Самбикина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016.
С. 98–103.
Волочков А.А., Коптева Н.В., Попов А.Ю., Калугин А.Ю., Митрофанова Е.Е. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь:, 2015. 200 с.
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Изд-во ПГУ, 2000. 179 с.
Вяткин Б.А., Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 4(6). С. 97–114.
Вяткина З.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирвоание у студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1976. 18 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007. 544 с.
Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88–95.
Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2005. 190 с.
Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности студентов в зависимости от специфических условий и требований деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 259–283.
Ильин Е.П. Психология делового общения. СПб.: Питер, 2017. 240 с.
Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения в исследовании индивидуальности: полисистемный подход: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Пермь, 2002. 44 с.
Казаринова Н.В. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ. СПб.: ЛЭТИ, 2006. 146 с.
Калугин А.Ю. Вклад разноуровневых свойств индивидуальности в направленность личности на сферы жизнедеятельности человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 49–55.
Калугин А.Ю. История и перспективы исследования интегральной индивидуальности в рамках системного подхода // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-252-263
Капцов А.В. Психолого-педагогическая концепция личностного развития студентов в условиях учебной группы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Самара, 2017. 59 с.
Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Лань, 1999. 448 с.
Карпов А.В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М.: РАО, 2012. 476 с.
Колесникова Е.И. Образ субъективно удобного преподавателя вуза в представлении студентов с различными образовательными результатами // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. № 1(19). С. 3–17.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1995. 416 с.
Лабунская В.А. Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.В. Психология затрудненного общения. М., 2001. 288 с.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1981. 16 с.
Маркова Е.В. Индивидуально-типологические закономерности стилей управленческих решений и их диагностика: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 26 с.
Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993. 175 с.
Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование ИСД в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. № 4. С. 110–118.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 352 с.
Поддьяков А.Н. Комплитологии: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 280 с.
Солдатова Г.У., Гасимов А.Ф. Разработка и апробация методики оценки переговорного стиля (МОПС) // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 92–104. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120307
Спенгл М.Л., Айзенхарт М.У. Переговоры. Решение проблем в разном контексте. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. 592 с.
Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195–213. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.195
Толочек В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48–61.
Толочек В.А. Стили делового общения как модель: феномен стиля, подходы, исследования, открытые вопросы. Часть 1 // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 2. С. 219–229. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-219-229
Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 366 с.
Толочек В.А. Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен: ресурсы эффективности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 6. C. 70–82.
Цуканова Е.В. Управленческое взаимодействие в системе кадровой работы // Акмеолог кадровой работы: учеб. пособие. М., 2007. 98 с.
Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия формирования: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1994. 44 с.
Alfredson T., Cungu A. Negotiation Theory and Practice: A Review of the Literature. EASYPol Module 179. 2008. URL: http://www.fao.org/docs/up/easypol/550/4-5_negotiation_background_paper_179en.pdf (accessed: 01.10.2018).
Bazerman M.H. Negotiator judgment: A critical look at the rationality assumption // American Behavioral Scientist. 1983. Vol. 27, iss. 2. P. 211–228. DOI: https://doi.org/10.1177/000276483027002007
Eagly A.H., Karau S.J., Makhyani M.G. Gender and effectiveness of leaders: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117, iss. 1. P. 125–145. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.117.1.125
Eagly A.H., Steffen V.J. Gender and aggressive behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological Bulletin. 1986. Vol. 100, iss. 3. P. 309–330. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.100.3.309
Feingold A. Gender and differences in personality: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116, iss. 3. P. 429–456. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.116.3.429
Graham J., Mintu A.T., Rodgers W. Exploration of negotiation behaviors in ten foreign cultures using a model developed in the United States // Management Science. 1994. Vol. 40, iss. 1. P. 72–95. DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.40.1.72
Jonson B., Eagly A.H. Infolvement and Persuasion: types, traditions and evidence // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107, iss. 3. P. 375–384. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.107.3.375
Keltner J.W. The management of struggle: Elements of dispute resolution through negotiation, mediation and arbitration. Cresskill, NJ: Hampton Press, 1994. 272 p.
Lewicki R.J., Barry B., Saunders D.M., John M.W. Negotiation. 4th ed. N.Y.: McGraw-Hill Education, 2003. 704 p.
Reason J. Human error. Cambridge, UK, 1990. 302 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9781139062367
Regins B., Sundstrom E. Gender and Power in organizations: A longitudinal perspective // Psychological Bulletin. 1989. Vol. 105, iss. 1. P. 51–88. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.105.1.51
Roberts T. Gender and influence of evaluations on self-assessments in achievement setting // Psychological Bulletin. 1991. Vol. 109, iss. 2. P. 297–308. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.109.2.297
Schein E. Process Consultation Revisited: Building the Helping Relationship. Reading, MA: Addison-Wesley, 1999. 256 p.
Smith H., Bobd M.H. The structure of upward and downward tactics of influence in Chinese organizations // Latest contributions to cross-cultural psychology / ed. by J.C. Lasry, J.G. Adair, K.L. Dion. Lisse, NLD: Swets&Zeitlinger, 1998. P. 286–299.
Tse D.K., Francis J., Walls J. Cultural Differences in Conducting Intra- and Inter-Cultural Negotiations: A Sino-Canadian Comparison // Journal of International Business Studies. 1994. Vol. 25, iss. 3. P. 537–555. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8490211
Walton R.E., McKersie R.B. A Behavioral Theory of Labor Negotiations: An Analysis of a Social Interaction System. N.Y.: McGraw Hill, 1965. 437 p.
References
Alfredson, T. and Cungu, A. (2008). Negotiation theory and practice: A review of the literature. EASYPol Module 179. Available at: http://www.fao.org/docs/up/easypol/550/4-5_negotiation_background_paper_179en.pdf (accessed 01.10.2018).
Argentova, T.E. (1984). Stil’ obscheniya kak faktor effektivnosti sovmestnoy deyatel’nosti [Communication style as a factor in the effectiveness of joint activities]. Psikhologiheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 5, no. 6, pp. 130–133.
Baguli, F. (2005). Peregovory: master-klass [Negotiations: a master class]. Mosow: Fair-Press Publ., 224 p.
Bazerman, M.H. (1983). Negotiator judgment: A critical look at the rationality assumption. American Behavioral Scientist. Vol. 27, iss. 2. P. 211–228. DOI: https://doi.org/10.1177/000276483027002007
Dorfman, L.Ya. (1989). Individual’nyy emotsional’nyy stil’ [Individual emotional style]. Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 88–95.
Eagly, A.H., Karau, S.J. and Makhyani, M.G. (1995). Gender and effectiveness of leaders: A meta-analytic. Psychological Bulletin. Vol. 117, iss. 1, pp. 125–145. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.117.1.125
Eagly, A.H. and Steffen, V.J. (1986). Gender and aggressive behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature. Psychological Bulletin. Vol.100, iss. 3, pp. 309–330. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.100.3.309
Feingold, A. (1994). Gender and differences in personality: A meta-analysis. Psychological Bulletin. Vol. 116, iss. 3, pp. 429–456. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.116.3.429
Graham, J., Mintu, A.T. and Rodgers, W. (1994). Exploration of negotiation behaviors in ten foreign cultures using a model developed in the United States. Management Science. Vol. 40, iss. 1, pp. 72–95. DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.40.1.72
Grishina, N.V. (2007). Psikhologiya konflikta [Psychology of conflict]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2007, 544 p.
Il’in, E.P. (2017). Psikhologiya delovogo obscheniya [The psychology of business communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 240 p.
Ismagilova, A.G. (2002). Stil’ pedagogicheskogo obscheniya v issledovanii individual’nosti: polisistemnyy podkhod: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The style of pedagogical communication in the study of personality: a polysystemic approach: Abstract of D.Sc. dissertation]. Perm, 44 p.
Jonson, B. and Eagly, A.H. (1990). Infolvement and Persuasion: types, traditions and evidence. Psychological Bulletin. Vol. 107, iss. 3. P. 375–384. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.107.3.375
Kalugin, A.Yu. (2018). Istoriya i perspektivy issledovaniya integral’noy individual’nosti v ramkakh sistemnogo podkhoda [History and prospects of studying integral individuality within the system approach]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 2, pp. 252–263. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-252-263
Kalugin, A.Yu. (2018). Vklad raznourovnevykh svoystv individual’nosti v napravlennost’ lichnosti na sfery zhiznedeyatel’nosti cheloveka [The contribution of multi-level properties of individuality in the orientation of personality on the spheres of human activity]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. No. 4, pp. 49–55.
Kaptsov, A.V. (2017). Psikhologo-pedagogicheskaya kontseptsiya lichnostnogo razvitiya studentov u usloviyakh uchebnoy gruppy: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The psychological and pedagogical concept of students’ personal development under the conditions of the study group: Abstract of D.Sc. dissertation]. Samara, 59 p.
Karmin, A.S. (1999). Konfliktologiya [Conflictology]. Saint Petersburg: Lan’ Publ., 448 p.
Karpov, A.V. (2012). Refleksivnaya determinatsiya deyatel’nosti i lichnosti [Reflexive determination of activity and personality]. Moscow: RAO Publ., 476 p.
Kazarinova, N.V. (2006). Mezhlichnostnaya kommunikatsiya: sotsial’no-konstruktsionistkiy analiz [Interpersonal communication: a socio-constructionist analysis]. Saint Petersburg: Piter Publ., 146 p.
Keltner, J.W. (1994). The management of struggle: Elements of dispute resolution through negotiation, mediation and arbitration. Cresskill, NJ: Hampton Press, 272 p.
Kolesnikova, E.I. (2016). Obraz sub’ektivno udobnogo prepodavatelya vuza v predstavlenii studentov s razlichnymi obrazovatel’nymi rezul’tatami [The image of a subjectively convenient university teacher in the view of students with various educational results]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A series of Psychology]. No. 1(19), pp. 3–17.
Kunitsyna, V.N., Kazarinova, N.V. and Pogol’sha, V.M. (2001). Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 544 p.
Kurbatov, V.I. (1995). Strategiya delovogo uspekha [Strategy for business success]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 416 p.
Labunskaya, V.A. Menzheritskaya, Yu.A. and Breus, E.V. (2001). Psikhologiya zatrudnennogo obscheniya [Psychology of difficulty communicating]. Moscow, 288 p.
Lebedeva, M.M. (1999). Politicheskoye uregulirovaniye konfliktov [Political conflict resolution]. Moscow: Aspekt-Press Publ., 271 p.
Lewicki, R.J., Barry, B., Saunders, D.M. and John, M.W. (2003). Negotiation, 4th ed. New York: McGraw-Hill Education Publ., 704 p.
Lomov, B.F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka Publ., 226 p.
Lyukin, V.V. (1981). Psikhologicheskoe soderzhanie, proiskhozhdenie i effektivnost’ individual’nogo stilya rukovodstva: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological content, origin and effectiveness of individual leadership style: Abstract of PhD. dissertation]. Moscow, 16 p.
Markova, E.V. (2001). Individual’no-tipologicheskie zakonomernosti stiley upravlencheskikh resheniy i ikh diagnostika: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Individual-typological regularities of styles of managerial decisions and their diagnostics: Abstract of PhD. dissertation]. Yaroslavl, 26 p.
Mastenbrook, V. (1993). Peregovory [Negotiations]. Kaluga: KIS Publ., 175 p.
Merlin, V.S. (1986). Ocherki integral’nogo issledovaniya individual’nosti [Essays on the integral study of personality]. Moscow: Pedagogika Publ., 256 p.
Merlin, V.S. and Klimov, E.A. (1967). Formirovaniye ISD v protsesse obucheniya [The formation of ISD in the learning process]. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy]. No. 4, pp. 110–118.
Mitina, L.M. (2004). Psikhologiya truda i professional’nogo razvitiya uchitelya [Psychology of labor and professional development of a teacher]. Moscow: Akademiya Publ., 320 p.
Mudrik, A.V. (1984). Obschenie kak faktor vospitaniya shkol’nikov [Communication as a factor in the education of students]. Moscow: Pedagogika Publ., 112 p.
Panov, V.I. (2004). Ekologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii [Environmental psychology: An experience in building a methodology]. Moscow: Nauka Publ., 197 p.
Parygin, B.D. (1971). Osnovy sotsial’no-psikhologicheskoy teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow: Mysl’ Publ., 352 p.
Podd’yakov, A.N. (2014). Komplitologii: sozdanie razvivayuschikh, diagnostiruyuschikh i destruktivnykh trudnostey [Complitology: the creation of developing, diagnosing, and destructive difficulties]. Moscow: HSE Publ., 280 p.
Reason, J. (1990). Human error. Cambridge: Cambridge University Press, 302 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9781139062367
Regins, B. and Sundstrom, E. (1989). Gender and power in organizations: A longitudinal perspective. Psychological Bulletin. Vol. 105, iss. 1, pp. 51–88. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.105.1.51
Roberts, T. (1991). Gender and influence of evalutions on self-assessments in achievement setting. Psychological Bulletin. Vol. 109, iss. 2, pp. 297–308. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.109.2.297
Schein, E. (1999). Process Consultation Revisited: Building the Helping Relationship. Reading, MA: Addison-Wesley Publ., 256 p.
Schukin, M.R. (1994). Struktura individual’nogo stilya deyatel’nosti i usloviya formirovaniya: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The structure of the individual style of activity and formation conditions: Abstract of D.Sc. dissertation]. Novosibirsk, 44 p.
Smith, H. and Bobd, M.H. (1998). The structure of upward and downward tactics of influence in Chinese organizations. Latest contributions to cross-cultural psychology, ed. by J.C. Lasry, J.G. Adair, K.L. Dion. Lisse, The Netherlands: Swets&Zeitlinger Publ., pp. 286–299.
Soldatova, G.U. and Gasimov, A.F. (2019). Razrabotka i aprobatsiya metodiki otsenki peregovornogo stilya (MOPS) [Development and testing of methods for evaluating the negotiation style (MPS)]. Eksperimental’naya psikhologiya [Journal of Experimental Psychology]. Vol. 12, no. 3, pp. 92–104. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120307
Spengl, M.L. and Eisenhart, M.U. (2009). Peregovory. Reshenie problem v raznom kontekste [Conversation. Problem solving in a different context]. Kharkov: Gumanitarnyy Tsentr Publ., 592 p.
Tolochek, V.A. (2019). «Psikhologicheskie nishi»: topos i khronos v determinatsii professional’noy spetsializatsii sub’ekta [«Psychological niches»: topos and chronos in the determination of the subject’s professional specialization]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 1, pp. 195–213. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.195
Tolochek, V.A. (2011). Sopryazhennaya professional’naya kar’era sub’ekta: konteksty i izmereniya [The coupled professional career of the subject: contexts and measurements]. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie [Man. Community. Management]. No. 2, pp. 48–61.
Tolochek, V.A. (2019). Stili delovogo obscheniya kak model’: fenomen stilya, podkhody, issledovaniya, otkrytye voprosy. Chast’ 1 [Styles of business communication as a model: the phenomenon of style, approaches, research, open questions. Part 1]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 2, pp. 219–229. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-219-229
Tolochek, V.A. (2015). Stili deyatel’nosti: resursnyy podkhod [Styles of activity: resource approach]. Moscow: IP RAS Publ., 366 p.
Tolochek, V.A. (2016). Tipovye stili sportivnoy deyatel’nosti kak psikhologicheskiy fenomen: resursy effektivnosti [Typical styles of sports as a psychological phenomenon: resources of efficiency]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 37, no. 6, pp. 70–82.
Tse, D.K., Francis, J. and Walls, J. (1994). Cultural Differences in Conducting Intra- and Inter-Cultural Negotiations: A Sino-Canadian Comparison. Journal of International Business Studies. Vol. 25, pp. 537–555. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8490211
Tsukanova, E.V. (2007). Upravlencheskoe vzaimodeystvie v sisteme kadrovoy raboty [Managerial interaction in the system of personnel work]. Akmeolog kadrovoy raboty [Acmeologist of personnel work]. Moscow, 98 p.
Vikhman, A.A. (2016). Metaeffekt stilya pedagogicheskogo obscheniya uchitelya nachal’nykh klassov na polisistemu «uchenik» – «roditel’»: pervyye rezul’taty [Meta-effect of the style of pedagogical communication of a primary school teacher on the «student» – «parent» polysystem: first results]. XXXI Merlinskie chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral’nogo issledovaniya individula’nosti: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. [31th Merlin Readings: Theory, Methodology and Practice of Integral Research of Individuality: proceedings of All-Russian scientific-practical conference]. Perm: PSPU Publ., pp. 98–103.
Volochkov, A.A., Kopteva, N.V., Popov, A.Yu. et al. (2015). Aktivnost’, tsennostnaya napravlennost’ i psikhologicheskoe zdorov’ye studenchestva [Activity, value orientation and psychological health of students]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., 200 p.
Vyatkin, B.A. (2000). Lektsii po psikhologii integral’noy individual’nosti cheloveka [Lectures on the psychology of the integral individuality of man]. Perm: Perm State University Publ., 179 p.
Vyatkin, B.A. and Volochkov, A.A. (1999). Individual’nyy stil’ uchebnoy aktivnosti v mladshem shkol’nom vozraste [The individual style of educational activity in primary school age]. Voprosy psikhologii. No. 4(6), pp. 97–114.
Vyatkina, Z.I. (1976). Individual’nyy stil’ deyatel’nosti uchitelya fizicheskogo vospitaniya na uroke i ego formirvoanie u studentov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk [The individual style of activity of the teacher of physical education in the lesson and its formation among students: Abstract of Ph.D. dissertation]. Leningrad, 18 p.
Walton, R.E. and McKersie, R.B. (1965). Behavioral Theory of Labor Negotiations: An Analysis of a Social Interaction System. New York: McGraw Hill Publ., 437 p.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Psikhologiya poznaniya individual’nosti cheloveka [Psychology of knowledge of human individuality]. Perm: Perm State University Publ., 190 p.
Zhdanova, S.Yu. (2005). Stil’ uchebnoy deyatel’nosti studentov v zavisimosti ot spetsificheskikh usloviy i trebovaniy deyatel’nosti [The style of educational activity of students depending on specific conditions and requirements of activity]. Polisistemnoye issledovaniye individual’nosti cheloveka, pod red. B.A. Vyatkina [Polysystem study of human personality, ed. by B.A. Vyatkin]. Moscow: PER SE Publ., pp. 259–283.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.