«Это как бы два мира!»: овещненная и человеческая реальности

Философия

Авторы

  • Юрий Викторович Лоскутов Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-582-591

Ключевые слова:

человек, материя, ценность, овещнение, фетишизм, контрфактические высказывания, социальный субстрат

Аннотация

Рассматривается философская проблема овещнения в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах. Указанная проблема была обнаружена патристикой и получила свою теоретическую разработку в марксистской философии. В процессе исторического становления человека материя «поляризуется», раскалывается на человеческую предметную реальность и овещненную предметную реальность, которые выступают в качестве объективно существующих фикций — одна по отношению к другой. Овещненная общественная реальность, исключающая человека как свободного субъекта, не соответствует человеческой сущности и потому выступает для человека неподлинной реальностью, порождающей неподлинные ценности. Овещнение (вкупе с его «своим иным» — фетишизмом) порождает превратные общественные формы, в связи с чем проблематизируется понятие факта. Это позволяет высказать следующую гипотезу: если условные высказывания, описывающие причинно-следственные связи в подлинно человеческой реальности, обозначаются как фактуальные, то условные высказывания, описывающие причинно-следственные связи в овещненной предметности, должны быть обозначены как контрфактические и наоборот. Объективное наличие двух взаимоисключающих предметных миров ставит науку в ситуацию выбора между альтернативными — человеческими или античеловеческими — моделями реальности. При этом человек как «микрокосм» в неовещненной, человеческой мировоззренческой модели не уступает «макрокосму», а его человеческая реальность конституируется в этой эмпирически достоверной модели с помощью особого, социального субстрата, который делает всех человеческих индивидов сущностно тождественными друг другу. При описании и объяснении социальных процессов имеет смысл уточнять, какая именно из двух взаимоисключающих реальностей — овещненная или человеческая — рассматривается в каждом конкретном случае.

Биография автора

Юрий Викторович Лоскутов , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат философских наук, доцент,доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Августин Блаженный. О Граде Божием. Книги XIV–XXII // Августин Блаженный. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Т. 4. 589 с.

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.

Батищев Г.С. Избранные произведения. Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 880 с.

Батищев Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение // Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. С. 250–272.

Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал: в 2 т. Т. 1. М.: Ленанд, 2015. 640 с.

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 96 с.

Иоанн Златоуст. Слово на Новый год // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского: в 12 т. СПб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1898. Т. 1, кн. 2. С. 767–777.

Клёцкин М.В. Онтологические основания ценностной детерминации научного познания. М.: Библио-Глобус, 2018. 290 с.

Колчигин С.Ю. Действительность и возможность // Диалектическая логика. Кн. 2: Категории сферы сущности и целостности. Алма-Ата: Наука, 1987. С. 299–317.

Кондрашов П.Н. Феномен целостности человека и его бытия-в-мире: экзистенциально-антропологическая интерпретация в контексте философии Карла Маркса: дис. … д-ра филос. наук. Челябинск, 2019. 381 с.

Кутырёв В.А. Об оправдании небытия // Кутырёв В.А. Cова Минервы вылетает в сумерки. СПб.: Алетейя, 2018. С. 111–132.

Ласточкин А.В. Социальная форма материи. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 177 с.

Лоскутов В.А., Руденко В.Н. Овещнение человека в процессе отчуждения // Отчуждение как социокультурный феномен: тезисы Всесоюзн. науч.-практ. конф. Киев: Общество «Знание» Украины, 1991. С. 41–50.

Лукач Д. История и классовое сознание. Очерки марксистской диалектики // Лукач Д. История и классовое сознание. Хвостизм и диалектика. Тезисы Блюма (фрагменты). М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. С. 83–412.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1959. Т. 13. С. 1–167.

Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23. 908 с.

Маркс К. Капитал. Т. 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 25, ч. 1. 546 с.

Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1964. Т. 26, ч. III. 675 с.

Маркс К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41–174.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955. Т. 3. С. 7–544.

Мехрякова Н.М. Человек в категориальной модели мира // Новые идеи в философии / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. Вып. 16. С. 97–113.

Никифоров А.Л. Фактуальные высказывания // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. С. 1028.

Нил Сорский. Первое послание // Credo.press. URL: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1401 (дата обращения: 26.06.2021).

Сирл Дж. Разум мозга — компьютерная программа? // В мире науки. 1990. № 3. C. 7–13.

Хамидов А.А. Понятие превращенной формы // Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата : Наука, 1979. С. 237–249.

Chitty A. V-First person plural ontology and praxis // Proceedings of the Aristotelian Society. 1997. Vol. 97, iss. 1. P. 81–96. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9264.00005

Honneth A. Reification: a recognition-theoretical view // The Tanner Lectures on Human Values. Vol. 26 / ed. by G.B. Petersen. Salt Lake City: University of Utah Press, 2006. P. 89–135.

References

Batischev, G.S. (1983). [The problem of reification and its gnoseological significance]. Gnoseologiya v sisteme filosofskogo mirovozzreniya [Gnoseology in the system of philosophical worldview]. Moscow: Nauka Publ., pp. 250–272.

Batischev, G.S. (1997). Vvedenie v dialektiku tvorchestva [Introduction to the Dialectic of Creativity]. Saint Petersburg: RHGI Publ., 464 p.

Batischev, G.S. (2015). Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Almaty: IPPSRS KN Publ., 880 p.

Buzgalin, A.V. and Kolganov, A.I. (2015). Global’nyy capital:v 2 t. [Global capital: in 2 vols]. Moscow: LENAND Publ., Vol. 1. 640 p.

Chitty, A. (1997). V-First person plural ontology and praxis. Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 97, iss. 1, pp. 81–96. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9264.00005

Drobnitskiy, O.G. (1967). Mir ozhivshikh predmetov [World of living objects]. Moscow: Politizdat Publ., 351 p.

Honneth, A. (2005). Reification: a recognition-theoretical view. The Tanner Lectures on Human Values, vol. 26, ed. by G.B. Petersen. Salt Lake City: University of Utah Press, pp. 89–135.

Ivanov, D.V. (2000). Virtualizatsiya obschestva [Virtualization of society]. Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 96 p.

Khamidov, A.A. (1979). [The concept of the transformed form]. Materialisticheskaya dialektika kak logika [Materialistic dialectic as logic]. Alma-Ata: Nauka Publ., pp. 237–249.

Kletskin, M.V. (2018). Ontologicheskie osnovaniya tsennostnoy determinatsii nauchnogo poznaniya [Ontological foundations of value determination of scientific cognition]. Moscow: Biblio-Globus Publ., 290 p.

Kolchigin, S.Yu. (1987). [Reality and possibility]. Dialekticheskaya logika. Kn. 2: Kategorii sfery suschnosti i tselostnosti[Dialectical logic. Book 2: Categories of the sphere of essence and integrity]. Alma-Ata: Nauka Publ., pp. 299–317.

Kondrashov, P.N. (2019). Fenomen tselostnosti cheloveka i ego bytiya-v-mire: ekzistentsial’no-antropologicheskaya interpretatsiya v kontekste filosofii Karla Marksa: dis. … d-ra. filos. nauk [The phenomenon of human wholeness and being-in-the-world: An existential anthropological interpretation in the context of Karl Marx’s philosophy: dissertation]. Chelyabinsk, 381 p.

Kutyrev, V.A. (2018). [On the justification of nonexistence]. Sova Minervy vyletaet v sumerki [Minerva’s owl flies out into the twilight]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., pp. 111–132.

Lastochkin, A.V. (1990). Sotsial’naya forma materii [Social form of matter]. Sverdlovsk: Ural University Publ., 177 p.

Loskutov, V.A. and Rudenko, V.N. (1991). [Human reification in the process of alienation]. Otchuzhdenie kak sotsiokul’turniy fenomen [Alienation as a sociocultural phenomenon]. Kiev: Obschestvo Znanie Ukrainy Publ., pp. 41–50.

Lukacs, G. (2017). [History and class consciousness. Studies in Marxist Dialectics]. Istoriya i klassovoe soznanie. Khvostizm i dialektika. Tezisy Blyuma (fragmenty) [History and class consciousness. Ponytailism and dialectics. Blum’s Theses (fragments)]. Moscow: Russkiy fond sodeystviya obrazovaniyu i nauke Publ., pp. 83–412.

Marx, K. (1959). [Toward a critique of political economy]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 13. pp. 1–167.

Marx, K. (1960). [Capital. Vol. 1]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 23, 908 p.

Marx, K. (1961). [Capital. Vol. 3]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 25, pt. 1, 546 p.

Marx, K. (1964). [Theories of surplus value]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 26, pt. 3, 675 p.

Marx, K. (1974). [Notebooks. Comments on James Mill «Principles of Political Economy»]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 42, pp. 41–174.

Marx, K. and Engels, F. (1955). [The German ideology]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 3, pp. 7–544.

Mekhryakova, N.M. (2007). [Man in the categorical model of the world]. Novye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy]. Perm: PSU Publ., iss. 16, pp. 97–113.

Nikiforov, A.L. (2009). [Factual statements]. Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki [Encyclopedia of epistemology and philosophy of science]. Moscow: Kanon+ Publ., ROOI Reabilitatsiya Publ., p. 1028.

Searle, J. (1990). [Is the brain’s mind a computer program?]. V mire nauki [In the World of Science]. No. 3, pp. 7–13.

St. Augustine of Hippo (1998). [On the city of God. Books XIV–XXII]. Tvoreniya: v 4 t. [Creations: in 4 vols]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ.; Kiev: UTsIMM Publ., vol. 4, 589 p.

St. John Chrysostom (1898). [A word for the New year]. Polnoye sobraniye tvoreniy Sv. Ioanna Zlatousta, Arkhiyepiskopa Konstantinopol’skogo: v 12 t. [The Complete Works of St John Chrysostom, Archbishop of Constantinople: in 12 vols]. Saint Petersburg: St. Petersburg Theological Academy Publ., vol. 1, book 2, pp. 767–777.

St. Nil Sorsky. Pervoe poslanie [First Message]. Credo.press. Available at: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1401(accessed 26.06.2021).

Загрузки

Опубликован

29-12-2021

Выпуск

Раздел

Статьи