Человекоразмерные системы информационного общества и риски регресса общественных отношений

Философия

Авторы

  • Наталия Камильевна Оконская Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29
  • Александр Юрьевич Внутских Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Ирина Владимировна Брылина Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, Томск, пр. Ленина, 30

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-191-201

Ключевые слова:

информатизация, сознание, «опасное знание», «виртуальная объективация»

Аннотация

В условиях информатизации развитие человекоразмерных систем (например, систем типа «человек–техника») играет наиболее важную роль в дальнейшей эволюции общества. Однако рискогенный потенциал этих систем вследствие экспоненциально быстрого развития т.н. «опасного знания» значительно превышает риски социотехнических систем индустриального общества. С одной стороны, информационные технологии дают человеку невиданные до сих пор возможности творчества. С другой стороны, большинство людей пока используют их в качестве пассивных потребителей, готовых автоматизировать не только некоторые аспекты профессиональной деятельности, но и межличностные взаимодействия, осознаваемый компонент общественных отношений. Но это означает, что мы теряем осознанность индивидуальной жизни и общественных процессов, мы все меньше готовы к рефлексивным усилиям. Это приводит к «виртуальной объективации» человека, потере его идентичности, сводит его к состоянию элемента сетевого механизма, не желающего и не способного глубоко осознавать, осмысливать общественные отношения. «Искусственная виртуальность» вытесняет «естественную виртуальность» индивидуального и общественного сознания. И поскольку информационные технологии в современных социокультурных условиях могут разрушать саму способность человека к такому осознанию, авторы рассматривают знание, связанное с информационными технологиями, как потенциально «опасного». В качестве ответа на этот вызов авторы видят, во-первых, развитие научной концепции сознания как существенно автономного и не сводимого к его материальным основам. Во-вторых, они полагают, что необходимо развитие образования в направлении технологий «письма и мышления», которые формируют компетенции рефлексивного, критического и системного мышления.

Биографии авторов

Наталия Камильевна Оконская , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

доктор философских наук, доцент,профессор кафедры философии и права

Александр Юрьевич Внутских , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

доктор философских наук, доцент профессор кафедры философии

Ирина Владимировна Брылина , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, Томск, пр. Ленина, 30

доктор философских наук, доцент Отделения социально-гуманитарных наукшколы базовой инженерной подготовки

Библиографические ссылки

Андреева Ю.В. Философская концепция оптимизма М. Зелигмана как перспектива модернизации педагогики успеха // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2020. № 3(29). С. 36–44.

Бельков О.А., Мирошниченко В.М. Опасность как социальное явление и научное понятие // Проблемы безопасности: электронный научный журнал. Т. 1, № 1. URL: http://www.nic-nauka.ru/materia(lfnf (дата обращения: 20.01.2021).

Бурова М.Л. Идентичность и идентификация в условиях информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5(43), ч. II. C. 32–37.

«Бытие-в-мире» электронной культуры / под общ. ред. Л.В. Баевой / Астрах. гос. ун-т. СПб.: Реноме, 2020. 192 с.

Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. Проблемы теории сложных систем. М.: Сов. радио, 1976. 296 с.

Дубровский Д.И. Некоторые соображения об актуальных проблемах современной эпистемологии // Эпистемология: новые горизонты: сб. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. С. 52–71.

Калинина Н.А. Феномен опасного знания в обществе риска // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4(18), ч. II. C. 93–96.

Касавин И.Т. Социальная эпистемология и проблемы истины // Эпистемология: новые горизонты: сб. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. С. 35–51.

Коптева Н.В. Психологические последствия использования информационных технологий в связи с онтологической уверенностью и воплощенностью «Я» (на материале исследования студентов гуманитарного профиля) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 1. С. 92–105. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-92-105

Лекторский В.А. Когнитивная наука как вызов эпистемологии // Эпистемология: новые горизонты: сб. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. С. 5–34.

Назаретян А.П. Системное представление информационных процессов и интеграция наук // Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование: сб.. М.: Наука, 1983. С. 130–155.

Оконская Н.К., Агапитова Л.В. Образовательные сваи в технический фундамент будущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10(48), ч. 1. С. 117–119.

Оконская Н.К., Ермаков М.А. Образование как ключевой фактор социальной дифференциации в информационном обществе // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. № 1(11). С. 26–38.

Оконская Н.К., Ермаков М.А., Резник О.А. Специфика методологии мышления в информационном обществе // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. № 4(14). С. 14–23.

Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В. Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 41–51. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230404

Соколов Ю.И. Проблемы рисков современного общества // Проблемы анализа риска. 2016. Т. 13, № 2. С. 6–23.

Стрельникова Л.Н. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь. 2014. № 12. С. 42–47.

Твенге Дж.М. Поколение I. М.: Рипол Классик, 2019. 406 с.

Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ; ООО «Транзиткнига», 2004. 572 с.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. 476 с.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 221–238.

Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2014. 288 с.

Юлина Н.С. Очерки по современной философии сознания. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. 408 с.

Brylina I.V., Okonskaya N.K., Turchevskaya B.K., Emelyanenko E.E. Role of cognitive technologies in innovative management strategies // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, 2020. Vol. 90. P. 641–646. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10005/11396/article_10005_11396_pdf_100.pdf (accessed: 24.02.2021). DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.74

Marх K., Engels F. The German Ideology. Moscow: Progress Publ., 1976. 707 p.

References

Andreeva, Yu.V. (2020) [M. Seligman’s philosophical concept of optimism as a prospect for the modernization of success pedagogy]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve [Philosophy and Humanities in Information Society]. No. 3(29), pp. 36–44.

Baeva, L.V (ed.) (2020). «Bytie-v-mire» elektronnoy kul’tury [«Being-in-the-World» of electronic culture]. Saint Petersburg: Renome Publ., 192 p.

Bel’kov, O.A. and Miroshnichenko V.M. (2008). [Danger as a social phenomenon and a scientific concept]. Problemy bezopasnosti: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Security Issues: electronic scientific journal]. Vol. 1, no. 1. Available at: http://www.nic-nauka.ru/materia(lfnf (accessed 20.01.2021).

Brylina, I.V., Okonskaya, N.K., Turchevskaya, B.K. and Emelyanenko, E.E. (2020). Role of cognitive technologies in innovative management strategies. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, vol. 90, pp. 641–646. Available at: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10005/11396/article_10005_11396_pdf_100.pdf (accessed 24.02.2021). DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.74

Burova, M.L. (2014). [Identity and identification under conditions of informational society]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 5(43), pt. 2, pp. 32–37.

Druzhinin, V.V. and Kontorov, D.S. (1976). Problemy sistemologii. Problemy teorii slozhnykh sistem [Problems of sistemology. Problems of complex systems theory]. Moscow: Sovetskoe Radio Publ., 296 p.

Dubrovskiy, D.I. (2011). [Some thoughts on the current problems of modern epistemology]. Epistemologiya: novye gorizonty [Epistemology: new horizons]. Moscow: Kanon+ Publ., ROOI «Reabilitatsiya» Publ., pp. 52–71.

Fromm, E. (2004). Dusha cheloveka [The heart of man]. Moscow: AST Publ., Tranzitkniga Publ., 572 p.

Fukuyama, F. (2003). Velikiy razryv [The great disruption]. Moscow: AST Publ., 476 p.

Heidegger, M. (1993). [The question concerning technology]. Vremya i bytie [Time and being]. Moscow: Respublika Publ., pp. 221–238.

Kalinina, N.A. (2012). [The phenomenon of dangerous knowledge in a society of risk]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. № 4(18), pt. 2, pp. 93–96.

Kasavin, I.T. (2011). [Social epistemology and the problems of truth]. Epistemologiya: novye gorizonty [Epistemology: new horizons]. Moscow: Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., pp. 35–51.

Kopteva, N.V. (2020). Psychological effects of information technology use in relation to ontological security and embodied self (based on the study of undergraduates of humanitarian faculties). Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psikhologia. Sotsiologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 1, pp. 92–105. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-1-92-105

Lektorskiy, V.A. (2011). [Cognitive science as a challenge to epistemology]. Epistemologiya: novye gorizonty [Epistemology: new horizons]. Moscow Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., pp. 5–34.

Marх, K. and Engels, F. (1976). The German ideology. Moscow: Progress Publ. 707 p.

Nazaretyan, A.P. (1983). [Systemic representation of information processes and integration of sciences]. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya sistemnykh issledovaniy. Sistemniy analiz i sistemnoe modelirovanie [Philosophical and methodological foundations of systems research. A systems analysis and systems modeling]. Moscow: Nauka Publ., pp. 130–155.

Okonskaya, N.K and Agapitova, L.V. (2014). [Educational poling in technological foundation of future]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 10(48), pt. 1, pp. 117–119.

Okonskaya, N.K and Ermakov, M.A. (2016). [Education as a key factor of social differentiation in the Information society]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve [Philosophy and Humanities in Information Society]. No. 1(11), pp. 26–38.

Okonskaya, N.K., Ermakov, M.A. and Reznik, O.A. (2016). [Methodology of thinking specifics in the information society]. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom obschestve [Philosophy and Humanities in Information Society]. No. 4(14), pp. 14–23.

Polyanina, O.I., Baleva, M.V. and Shevkova, E.V. (2018). [Evaluation of the semantic dynamics of educational space of university in the process of nurturing critical thinking in students of liberal arts and sciences programme]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 23, no. 4, pp. 41–51. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230404

Sokolov, Yu.I. (2016). [Problems of the risks of modern society]. Problemy analiza riska [Issues of Risk Analysis]. Vol. 13, no. 2, pp. 6–23.

Spitzer, M. (2014). Antimozg. Tsifrovye tekhnologii i mozg [Digital technologies and brain]. Moscow: AST Publ., 288 p.

Strel’nikova, L.N. (2014). [Digital dementia]. Khimiya i Zhizn’ [Chemistry and Life]. No. 12, pp. 42–47.

Twenge, J.M. (2019). Pokolenie I [IGen]. Moscow: Ripol Klassik Publ., 406 p.

Yulina, N.S. (2015). Ocherki po sovremennoy filosofii soznaniya [Essays on contemporary philosophy of consciousness]. Moscow: Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., 408p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2021

Выпуск

Раздел

Статьи