Значение Другого в контексте философско-антропологических оснований образования
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-1-73-86Ключевые слова:
инаковость, самотождественность, антропологические основания, система, субъектность, неопределенное, субъективность, зрелость, образование человекаАннотация
Исследование посвящено феномену инаковости, обнаруживаемому в опыте в целом как другое или как Другие (другие субъекты как таковые), основывается на феноменологическом и диалектическом подходах и ориентации на проблемное поле философии образования, исходя из антропологической перспективы. Очерчен контекст проблемы другого в философии и социальных науках, определившего задачу развития понимания значения другого, в особенности применительно к образованию. В рассмотрении опыта «бытия человеком» как основания образования вычленены «слои», начиная с «наиболее простого» — уровня «порядка», на котором выявляются «само» и «другое». Это перспектива, определяемая самотождественностью, обуславливающая такую проблематику образования, как «встраивание», тренировка в отношениях с разными средами; «системное мышление»; «обучение», позволяющее «справляться». В слое опыта «живого», обнаруживающем подвижность, который должен быть обозначен как феномен «субъектности», выявлены особые отношения самого и другого. Диалектикой этих отношений объясняются и процессы «отражения», присущие живому и сопровождающие опыт человека в его развитии на всех дальнейших уровнях. Осмыслено значение другого в опыте этого уровня для современной артикуляции принципов образования и для трактовки «образования человека». В слоях опыта «живого существа» и «человека-в-особенности» выявлено значение другого и Других для постепенного роста свойств и характерных феноменов субъектности по уровням опыта и в течение жизни — до «зрелости», включая «открытую субъектность», «субъективный опыт», «свет сознания», «понимание», взаимодействия и «отношения» с Другими, «усмотрение», «предмет», «знак». В заключение сделаны выводы относительно значения другого и Других для человеческого опыта в целом и сущностных характеристик человеческой субъектности («самовыражения», «самопреодоления», «вмещающего характера» субъектности), а также для понимания образования, необходимого в современном мире.Библиографические ссылки
Алексеева Д.А. Концептуализация другого в онтологии: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2005. 19 с.
Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. С. 59–262.
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.
Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
Визгин В.П. На пути к Другому: От школы подозрения к философии доверия. М.: Языки слав. культуры, 2004. 800 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / пер. с нем. М.: Наука, 1989. 400 с.
Декарт Р. Рассуждение о методе. Диоптрика. Метеоры. Геометрия / пер. с фр. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 658 с.
Денисова И.А. Понятия субъекта и другого в современной философии культуры // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1(51). С. 213–219.
Диалог в образовании: сб. материалов конф. Сер. «Symposium». Вып. 22 / под ред. Д.У. Орлова, К.С. Пигрова, А.К. Секацкого. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 350 c.
Дубровский Д.И. Зачем субъективная реальность, или «почему информационные процессы не идут в темноте?» (ответ Д. Чалмерсу) // Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007. С. 139–163.
Железняк В.Н. Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом рационализме и его историческая эволюция. Пермь: Изд-во Перм. нац. иссл. политехн. ун-та, 2015. 616 с.
Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
Иванова С.В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методологический анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2007. 43 с.
Кожевникова М.Н. Концепт «роста-развития» у Дьюи как метод и результат // Философия образования. 2013. № 5(50). C. 122–130.
Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности. Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.
Рикёр П. Я-сам как другой / пер. с фр. М.: Изд-во гуманит. лит., 2008. 416 с.
Современное образование как открытая система / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. М.: Ин-т науч. и пед. информ. РАО; Юнити-Дана; Юркомпани, 2012. 576 с.
Спиноза Б. Этика / пер. с лат. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 336 с.
Фигаль Г. Предметность мира // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. 11, № 1. С. 18–30.
Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792–1801 гг. / пер. с нем. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. 656 с.
Шичалин Ю.А. Иное // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Ин-т философии РАН; Нац. общ. науч. фонд, 2001. Т. 2. С. 122–123. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 20.11.2020).
Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1916. 434 p. URL: https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (accessed: 20.11.2020).
Hopkins J. Tibetan-Sanskrit-English Dictionary. Taipei, 2011. URL: http://glossaries.dila.edu.tw/data/hopkins.dila.pdf (accessed: 20.11.2020).
Joldersma C.W. The Temporal Transcendence of the Teacher as Other // Educational philosophy and theory. 2016. Vol. 48, iss. 4. P. 393–404. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1041010
Matanky E. The temptation of Pedagogy: Levinas’ educational thought from his philosophical and confessional writings // Journal of philosophy of education. 2018. Vol. 52, iss. 3. P. 412–427. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12302
Moratalla T.D. Application: Between Hermeneutics and Education. Paul Ricoeur’s Perspective (Pomiędzy hermeneutyką a edukacją. Perspektywa Paula Ricoeura) // Studia Paedagogica Ignatiana. 2015. Vol. 18. P. 97–114. DOI: https://doi.org/10.12775/spi.2015.005
Sigal K.K., Moti F., Miller A.N. Systems Thinking Education — Seeing the Forestthrough the Trees // Systems. 2018. Vol. 6, iss. 3. URL: https://www.mdpi.com/2079-8954/6/3/29 (accessed: 20.11.2020). DOI: https://doi.org/10.3390/systems6030029
The Shock of the Other: Situating Alterities / ed. by S. Horstkotte, E. Peeren. Amsterdam; N.Y.: Esther Peeren, 2007. 190 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789401204378
References
Alekseeva, D.A. (2005). Kontseptualizatsiya drugogo v ontologii: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Conceptualizing the other in ontology: Abstract of PhD. dissertation]. Moscow, 19 p.
Aristotle (1981). [Physics]. Aristotel’. Sochineniya: v 4 t. [Аristotle. Works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 3, pp. 59–262.
Asmolov, A.G., Shekhter, E.D. and Chernorizov, A.M. (2018). Preadaptatsiya k neopredelennosti: nepredskazuyemyye marshruty evolyutsii [Pre-adaptation to uncertainty: unpredictable evolutionary routes]. Moscow: Akropol’ Publ., 212 p.
Bibler, V.S. (1975). Myshleniye kak tvorchestvo [Thinking as creativity]. Moscow: Politizdat Publ., 399 p.
Bibler, V.S. (1990). Ot naukoucheniya k logike kul’tury: Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat’ pervyy vek [From science teaching to the logic of culture: two philosophical introductions to the twenty-first century]. Moscow: Politizdat Publ., 413 p.
Dekart, R. (1953). Rassuzhdeniye o metode. Dioptrika. Meteory. Geometriya [Discourse on the method, optics, geometry and meteorology]. Moscow: AS of USSR Publ., 658 p.
Denisova, I.A. (2007). [The concepts of the subject and the other in modern philosophy of culture]. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. No. 1(51), pp. 213–219.
Dewey, J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1916, 434 p. Available at: https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (accessed 20.11.2020).
Dubrovskiy, D.I. (2007). [What for subjective reality or «Why information processes do not go in the dark?» (Response to D. Chalmers)]. Dubrovskiy D.I. Soznanie, mozg, iskusstvennyy intellekt [Dubrovskiy D.I. Consciousness, Brain, Artificial Intelligence]. Moscow: Strategiya-Tsentr Publ., pp. 139–163.
Fichte, J.G. (1995). Sochineniya. Raboty 1792–1801 gg. [Compositions. Works 1792–1801]. Moscow: Ladomir Publ., 656 p.
Figal’, G. (2007). [Objectivity of the world]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science]. Vol. 11, no. 1, pp. 18–30.
Hegel, G.W.F. (2000). Fenomenologiya dukha [The phenomenology of spirit]. Moscow: Nauka Publ., 495 p.
Heizenberg, W. (1989). Fizika i filosofiya. Chast’ i tseloye [Physics and philosophy The Part and The Whole]. Moscow: Nauka Publ., 400 p.
Hopkins, J. (2011). Tibetan-Sanskrit-English Dictionary. Taipei. Available at: http://glossaries.dila.edu.tw/data/hopkins.dila.pdf (accessed 20.11.2020).
Horstkotte, S. and Peeren, E. (eds.) (2007). The shock of the Other: situating alterities. Amsterdam, New York: Esther Peeren Publ., 190 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789401204378
Ivanova, S.V. (2007). Tektologo-gumanisticheskiye osnovaniya obrazovatel’nogo protsessa: filosofsko-metodologicheskiy analiz: avtoref. dis. … d-ra filos. nauk [Tectological and humanistic foundations of the educational process: philosophical and methodological analysis: Abstract of D.Sc. dissertation]. Moscow, 43 p.
Joldersma, C.W. (2016). The temporal transcendence of the teacher as other. Educational Philosophy and Theory. Vol. 48, iss. 4, pp. 393–404. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1041010
Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’yektivnosti. Istoricheskiye prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity. Historical prolegomena to the fundamental ontology of consciousness]. Saint Petersburg: Aleteya Publ., 736 p.
Kozhevnikova, M.N. (2013). [The concept of Growth-development in Dewey’s philosophy of education as a method and a result]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. No. 5(50), pp. 122–130.
Matanky, E. (2018). The temptation of Pedagogy: Levinas’ educational thought from his philosophical and confessional writings. Journal of Philosophy of Education. Vol. 52, iss. 3, pp. 412–427. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12302
Moratalla, T.D. (2015). Application: between hermeneutics and education. Paul Ricoeur’s perspective (Pomiędzy hermeneutyką a edukacją. Perspektywa Paula Ricoeura). Studia Paedagogica Ignatiana. Vol. 18, pp. 97–114. DOI: https://doi.org/10.12775/spi.2015.005
Nichkalo, N.G., Filonov, G.N. and Sukhodol’skaya-Kuleshova, O.V. (eds.) (2012). Sovremennoye obrazovaniye kak otkrytaya sistema [Modern education as an open system]. Moscow: ISPI RAS Publ., Yuniti-Dana Publ., Yurkompani Publ., 576 p.
Orlov, D.U., Pigrov, K.S. and Sekatskiy, A.K. (eds.). (2002). Dialog v obrazovanii: sb. materialov konf. Ser. «Symposium». Vyp. 22 [Dialogue in education: proceedings of conference. Series «Symposium». Iss. 22]. Saint Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society Publ., 350 p.
Riker, P. (2008). Ya-sam kak drugoy [I am like another]. Moscow: Gumanitarnaya Literatura Publ., 416 p.
Shichalin, Yu.A. (2001). [Other]. Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. [New philosophical encyclopedia: in 4 vols]. Moscow: Institute of Philosophy RAS Publ., vol. 2, pp. 122–123. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (accessed 20.11.2020).
Sigal, K.K., Moti, F. and Miller, A.N. (2018). Systems thinking education — Seeing the forestthrough the trees. Systems. Vol. 6, iss. 3. Available at: https://www.mdpi.com/2079-8954/6/3/29 (accessed 20.11.2020). DOI: https://doi.org/10.3390/systems6030029
Spinoza, B. (2001). Etika [Ethics]. Minsk: Harvest Publ., Moscow: AST Publ., 336 p.
Vizgin, V.P. (2004). Na puti k Drugomu: Ot shkoly podozreniya k filosofii doveriya [Towards the other: from a school of suspicion to a philosophy of trust]. Moscow: Yazyki Slavyanskoy Kultury Publ., 800 p.
Vygotskiy, L.S. (2005). Psikhologiya razvitiya cheloveka [Human developmental psychology]. Moscow: Smysl Publ., Eksmo Publ., 1136 p.
Zheleznyak, V.N. (2015). Myshleniye i volya. Printsip tozhdestva myshleni i voli v klassicheskom ratsionalizme i yego istoricheskaya evolyutsiya [Thinking and will. The principle of the identity of thought and will in classical rationalism and its historical evolution]. Perm: PSTU Publ., 616 p.
Zhuravleva, S.V. (2016). [Historical review of the formation of the concept of «educational environment»]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical Sciences]. No. 3, p. 48–56.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.