Биографические исследования истории психологии

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Наталья Анатольевна Логинова Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-38-50

Ключевые слова:

Б.Г. Ананьев, три измерения научного развития, психобиография ученого, биографическая психология, особенности психобиографического исследования

Аннотация

Профессиональные историки психологии не часто изучают биографии как таковые, предпочитая ограничиваться вводным биографическим очерком, и больше сосредоточиваются на анализе научных произведений, доминирующих теорий и методологий в определенный исторический период. История идей представляется более важной, чем история человека науки. Однако полностью абстрагироваться от субъекта научного познания неправильно. От человека зависит судьба идей, их развитие и внедрение в общественное сознание и практику. В гуманитарных науках человеческое измерение научного познания особенно отчетливо выражено. Здесь научные теории, конкретные исследования столь личностны, что сближают науку с искусством. Биографические исследования жизни и деятельности, таланта и характера ученого имеют свое законное место в науковедении, а также в историко-психологической науке. Эти исследования стремятся стать психобиографическими, обращаются к психологии субъекта научного познания. Предметом нашего исследования являлась творческая индивидуальность и жизненный путь лидера Петербургской научной школы советского периода Б.Г. Ананьева. Его деятельность зависела от конкретных социально-исторических ситуаций, запросов общества и государства, но тем не менее была осуществлена вопреки историческим препятствиям. Жизнь и научная деятельность ученого были внутренне мотивированы. Биография показала значимость возраста ученого как фактора творчества и социального, гражданского поведения. С этой точки зрения можно увидеть такие качества личности, как энергия старта в юности, увлеченность и изменение отношения к времени жизни в связи с возрастными и индивидуальными особенностями. В конце жизни Б.Г. Ананьев вопреки физическим недугам ускорял темп деятельности, стремясь успеть достичь заветных целей в научном познании. Во многом это ему удалось. Со временем масштаб его вклада в психологию становится все явнее. Перспективность идей и исследований ученого подтверждается и в XXI в.

Биография автора

Наталья Анатольевна Логинова , Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

доктор психологических наук, профессор,профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологииСанкт-Петербургский государственный университет

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции советской психологии // Психология. 1931. Т. IV, вып. 3–4. С. 325–344.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

Ананьев Б.Г., Барсегов А. Современная Армения. Владикавказ: Владикавк. армян. студ. землячество, 1926. 92 с.

Бехтерев В.М. Автобиография. М.: Библиотека «Огонек», 1928. 51 с.

Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл. 1996. 424 с.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.

Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 511 с.

Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 304 с.

Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций: учеб. пособие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 203 с.

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.

Логинова Н.А. (авт. и сост.). Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. СПб.: СПбГУ, 2006. 376 с.

Логинова Н.А. Психобиографический метод иccледования и коррекции личности. Алматы: Ⱪазаⱪ универсiтетi, 2001.172 с.

Логинова Н.А. Становление понятийного аппарата биографической психологии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф. (12–14 апреля 2017 г., СанктПетербург): в 2 ч. СПб.: РГПУ, 2017. Ч. 1. С. 169–176.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 182 с.

Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 3. С. 135–166.

Маслов К.С. В свете незримого: жизнь и судьба А.А. Крогиуса. Таллинн: Изд-во Таллинн. ун-та, 2014. 560 с.

Мясищев В.Н. Выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев. М.: Знание, 1953. 32 с.

Мясищев В.Н. В.М. Бехтерев — замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. Киров, 1956. 40 с.

Обозов Н.Н. Психология человека. От тела к душе. СПб.: Облик, 2001. 408 с.

Платонов К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога). М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 310 с.

Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: философское основание развития. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 344 с.

Степанова Е.И. Становление психологической школы Б.Г. Ананьева: Памятные даты и события. СПб.: Симпозиум, 2003. 215 с.

Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Ярошевский М.Г. Социально-психологические проблемы науки. М.: Наука, 1973. С. 174–184.

Elms A.C. Uncovering Lives. The Uneasy Alliance of Biography and Psychology. NY; Oxford: Oxford University Press, 1994. 328 p.

Loginova N.A. International relations of Leningrad psychologists after the Second World War // 38th Annual Conference of the European Society for the History of the Human Sciences: Book of Abstracts. Budapest: Central European University, 2019. P. 183–185.

Nicholson I.A.M. Inventing Personality. Gordon Allport and the science of Selfhood. Washington, DC: American Psychological Association, 2003. 301 p. DOI: https://doi.org/10.1037/10514-000

Runyan W.M. Life Histories and Psychobiography. Exploration in Theory and Method. NY; Oxford: Oxford University Press, 1982. 304 p.

References

Abul’khanova-Slavskaya, K.A. (1991). Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl’ Publ., 299 p.

Abul’khanova-Slavskaya, K.A. and Brushlinskiy, A.V. (1989). Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya S.L. Rubinshteyna[Philosophical and psychological concept of S.L. Rubinstein]. Moscow: Nauka Publ., 248 p.

Anan’ev, B.G. (1931). [On some issues of the Marxist-Leninist reconstruction of Soviet psychology]. Psikhologiya [Psychology]. Vol. 4, iss. 3–4, pp. 325–344.

Anan’ev, B.G. (1968). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of cognition]. Leningrad: LSU Publ., 339 p.

Anan’ev, B.G. (1977). O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About the problems of modern human knowledge]. Moscow: Nauka Publ., 380 p.

Ananiev, B.G., Barsegov, A. (1926). Sovremennaya Armeniya [Modern Armenia]. Vladikavkaz: Vladikavkaz Armenian student community Publ., 92 p.

Bekhterev, V.M. (1928). Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow: «Ogonek» Library Publ., 51 p.

Elms, A.C. (1994). Uncovering lives. The uneasy alliance of biography and psychology. New York, Oxford: Oxford University Press, 328 p.

Golovakha, E.I. and Kronik, A.A. (1984). Psykhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev: Naukova Dumka Publ., 209 p.

Kol’tsova, V.A. (2008). Istoriya psikhologii: Problemy metodologii [History of psychology: Problems of methodology]. Moscow: IP RAS Publ., 511 p.

Kol’tsova, V.A. and Kholondovich, E.N. (2013). Voploschenie dukhovnosty v lichnosti i tvorchestve F.M. Dostoevskogo [The incarnation of spirituality in the personality and creativity of F.M. Dostoevsky]. Moscow: IP RAS Publ., 304 p.

Korzhova, E.Yu. (2015). Vvedenie v psykhologiyu zhiznennykh situatsiy [Introduction to the psychology of life situations]. St. Petersburg: Society for the Memory of Abbess Taisiya Publ., 203 p.

Leont’ev, A.A., Leont’ev, D.A. and Sokolova, E.E. (2005). Aleksey Nikolaevich Leont’ev. Deyatelnost’, soznanie, lichnost’[Aleksey Nikolaevich Leontev. Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl Publ., 431 p.

Loginova, N.A. (2001). Psikhobiograficheskiy metod izucheniya i korrektsii lichnosti [Psychobiographical method of research and correction of personality]. Almaty: KazNU Publ., 172 p.

Loginova, N.A. (2006). Boris Gerasimovich Anan’ev: Biografiya. Vospominaniya. Materialy [Boris Gerasimovich Ananyev: Biography. Memories. Materials]. St. Petersburg: SPbU Publ., 376 p.

Loginova, N.A. (2017). [Formation of the conceptual system of biographical psychology]. Integrativnyy podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial’nomu vzaimodeystviyu lyudey: vektory razvitiya sovremennoy psikhologicheskoy nauki: v 2 ch. [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: Vectors of development of modern science of psychological science: in 2 parts]. St. Petersburg: RGPU, pt. 1, pp. 169–176.

Loginova, N.A. (2019). International relations of Leningrad psychologists after the Second World War. 38th Annual Conference of the European Society for the History of the Human Sciences: Book of Abstracts. Budapest: Central European University Publ., pp. 183–185.

Luria, A.R. (1982). Etapy proydennogo puti. Nauchnaya avtobiografiya [Stages of the completed path. Scientific autobiography]. Moscow: Moscow University Publ., 182 p.

Maslov, K.S. (2014). V svete nezrimogo: zhizn i sud’ba A.A. Krogiusa [In the light of the invisible: the life and fate of A.A. Krogius]. Tallinn: Tallinn University Publ., 560 p.

McAdams, D.P. (2008). [Psychology of life stories]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology]. Vol. 3, iss. 3, pp. 135–166.

Myasishchev, V.N. (1953). Vydayuschiysya Russkiy uchenyy V.M. Bekhterev [Outstanding Russian scientist V.M. Bekhterev]. Moscow: Znaniye, 32 p.

Myasishchev, V.N. (1956). V.M. Bekhterev — zamechatel’nyy uchenyy, vrach, pedagog, obschestvennyy deyatel’ [V.M. Bekhterev is a remarkable scientist, doctor, teacher, public figure]. Kirov, 40 p.

Nicholson, I.A.M. (2003). Inventing personality. Gordon Allport and the science of Selfhood. Washington, DC: American Psychological Association Publ., 301 p. DOI: https://doi.org/10.1037/10514-000

Obozov, N.N. (2001). Psikhologiya Cheloveka. Ot tela k Dushe [Human’s psychology. From body to Soul]. St. Petersburg: Oblik Publ., 408 p.

Platonov, K.K. (2005). Moi lichnye vstrechi na velikoy doroge zhizni (Vospominaniya starogo psikhologa) [My personal meetings on the great road of life (Memoirs of an old psychologist)]. Moscow: IP RAS Publ., 310 p.

Runyan, W.K. (1982). Life histories and psychobiography. Exploration in theory and method. New York: Oxford University Press, 304 p.

Slavskaya, A.N. (2015). Osnovy psikhologii S.L. Rubinshteyna: filosofskoe osnovanie razvitiya [S.L. Rubinstein’s fundamentals of psychology: philosophical basis of development]. Moscow: IP RAS Publ., 344 p.

Stepanova, E.I. (2003). Stanovlenie psikhologicheskoy shkoly B.G. Anan’eva: Pamyatnye daty i sobytiya [The formation of the psychological school of B.G. Ananiev: Memorable dates and events]. St. Petersburg: Symposium Publ., 215 p.

Vygodskaya, G.L. and Lifanova, T.M. (1996). Lev Semenovich Vygotskiy. Zhizn’. Deyatelnost’. Shtrikhi k Portretu [Lev Semenovich Vygotsky. Life. Work. Brush strokes of the portrait]. Moscow: Smysl Publ., 424 p.

Yaroshevskiy, M.G. (1973). [Three-spectrum science and problems of the scientific school]. Yaroshevskiy M.G. Sotsial’no-psikhologicheskie problemy nauki [Yaroshevskiy M.G. Socio-psychological problems of science]. Moscow: Nauka Publ., pp. 174–184.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи