НАУКА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИХ ВУЗАХ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИЕРАРХИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Авторы

  • И. А. Антощук
  • А. А. Ильин

Ключевые слова:

советская вузовская наука, советские университеты, НИР, организация советской науки, институциональная преемственность

Аннотация

Данная статья является вводной к тематическому выпуску «Наука в позднесоветских вузах». Опираясь на имеющуюся научную литературу и критически анализируя вошедшие в сборник исследовательские работы, авторы проблематизируют и обобщают малоизученные вопросы институциональной истории вузовской науки в 1950‒1980-е гг. Отталкиваясь от представления о множественных режимах регуляции науки и агентности вузов, опираясь на сочетание «истории сверху» и «истории снизу», анализируя организационные формы наряду с институциональными логиками, авторы показывают, что картина функционирования вузовской науки была гораздо более сложной, чем предполагает тезис о ее «второстепенности» и обособленности от академического и отраслевого сектора. Возрастающая содержательная и организационная комплексность нуждалась в более тонкой настройке управления, однако развитие недирективных механизмов регуляции и неформальных взаимодействий при господстве командно-административных мер лишь частично решало эту проблему и даже приводило к усилению напряжения. Позднесоветский период отличался усложнением иерархии между вузами по объему и характеру научно-исследовательской работы (НИР) и закреплением группы ведущих университетов. Они стали предтечами постсоветских национальных исследовательских университетов. В этот период вузы выработали удивительную адаптивность к изменениям научно-технической политики, однако их агентность характеризовалась реактивностью и скорее поддерживала статус-кво, чем способствовала институциональным изменениям. Позднесоветский период также отметился неявным распространением проторыночных логик и механизмов взаимодействия (конкуренции, хоздоговорных исследований, дискурса эффективности, экономизации, квантификации), что позволяет найти глубокие корни неолиберальных реформ постсоветской высшей школы.

Библиографические ссылки

Абрамов Р.Н. Профессиональные культуры и социальная память на примере дискурса о совет-ских и постсоветских технических специалистах // Наше прошлое: ностальгические воспомина-ния или угроза будущему? / под ред. О.Б. Божкова. СПб.: Эйдос, 2015. С. 223‒237.

Вахитов Р.Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточ-ный мультиинститут. М.: Страна Оз, 2014. 276 с.

Грибовский М.В. Наука в советском вузе: в тени отраслей и академий // Наука большой страны: советский опыт управления / под ред. Е.А. Долговой. М.: Изд-во РГГУ, 2023. С. 300–375.

Григорьев Е.А. Факультет ВМиК МГУ: история и современность // Вестник Моск. ун-та. Вычис-лительная математика и кибернетика. 2005. № S. C. 14–23.

Гудков Л.Д. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг об-щественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С. 32–45.

Дерябина А.В. Организация химической науки на Урале в 1945–1965 гг.: дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2012. 259 с.

Дмитриев А.Н. Переизобретение советского университета // Логос. 2013. № 1. С. 41–64.

Исянгулов Ш.Н. Вузовская наука в Башкирии в 1960–1980-е гг. // Известия Уфим. науч. центра РАН. 2021. № 3. С. 89–95.

Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университет в России: как это работает. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. 616 с.

Лаврухин А.В. Идеология «ресоветизации» в высшем образовании Беларуси: между мифом и реальностью // Идеология и политика. 2019. № 2. C. 20–58.

Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность. М.: Наука, 1990. 224 с.

Лысенко Ю.М. Вузовская наука в Дагестане в 50–60-е гг. ХХ в. // Вестник Дагестан. науч. центра РАН. 2016. № 61. С. 67–74.

Мазур Л.Н., Карманова Е.Д. К вопросу об автономии российских университетов: историко-документоведческое исследование уставов XIX–XXI веков // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Ис-тория. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 2. С. 156–169.

Наука большой страны: советский опыт управления / под ред. Е.А. Долговой. М.: Изд-во РГГУ, 2023.

Орлова Г.А. Открывая рубрику: советские машины координации // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14, № 1. С. 24–31.

Прилуцкая Е.К., Колоколова Н.В. Отраслевая вузовская наука: особенности организации, успехи и трудности (из опыта научно-исследовательской работы «Дальрыбвтуза» в 1970‒1991 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5. C. 146–149.

Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–45.

Университеты на перепутье: высшее образование в России / под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 319 с.

Усанов Д.А. К 60-летию кафедры физики твердого тела // Известия Саратов. ун-та. Физика. 2006. Т. 6, вып. 1. С. 85–90.

Фоминых С.Ф., Некрылов С.А., Берцун Л.Л., Литвинов А.В., Петров, К.В., Зленко К.В. Профессора Томского университета (1945‒1980). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. Т. 3. 532 с.

Чубик П.С., Чучалин А.И., Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. С. 22–30.

Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Conti-nuity / ed. by J. Huisman, A. Smolentseva, I. Froumin. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. 482 p.

Building Research Capacity at Universities: Insights from Post-Soviet Countries / ed. by M. Chankseliani, I. Fedyukin, I. Frumin. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. 350 p.

Chankseliani M. What Happened to the Soviet University? Oxford: Oxford University Press, 2022. 193 p.

Connelly J. Captive University: The Sovietization of East German, Czech and Polish Higher Education, 1945–1956. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2000. 456 p.

Dufaud G., Tatarchenko K. The Lives of Late Soviet Science, 1945–1991. Introduction // Cahiers du monde russe. 2022. Vol. 63, no. 1. P. 21–32.

Fedyukin I. Separation Between Higher Education and Research in the USSR: Myth or Reality? // Building Research Capacity at Universities: Insights from Post-Soviet Countries / ed. by M. Chankseliani, I. Fedyukin, I. Frumin. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. P. 15–32.

Froumin I., Lisyutkin M. The State as the Driver of Competitiveness in Russian Higher Education: The Case of Project 5–100 // International Status Anxiety and Higher Education: The Soviet Legacy in China & Russia / ed. by A. Oleksiyenko, Q. Zha, I. Chirikov. Hong Kong: CERC; Springer, 2018. P. 237–257.

Graham L. Science in Russia and the Soviet Union: A Short History. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 331p.

Graham L. The Formation of Soviet Research Institutes: A Combination of Revolutionary Innovation and International Borrowing // Social Studies of Science. 1975. Vol. 5, no. 3. P. 303–329.

Graham L., Dezhina I. Science in the New Russia: Crisis, Aid, Reform. Bloomington: Indiana University Press, 2008. 216 p.

Johnson M. Historical Legacies of Soviet Higher Education and the Transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Russia and Eurasia // The Worldwide Transformation of Higher Education / ed. by D.P. Baker, A.W. Wiseman. Bingley: Emerald Publishing, 2008. P. 159‒176.

Josephson P. Soviet Scientists and the State: Politics, Ideology, and Fundamental Research from Stalin to Gorbachev // Social Research. 1992. Vol. 59, no. 3. P. 589‒614.

Katsakioris C. Creating a Socialist Intelligentsia: Soviet Educational Aid and its Impact on Africa (1960–1991) // Cahiers d’études africaines. 2017. No. 2. P. 259–288.

Kuraev A. Soviet Higher Education: An Alternative Construct to the Western University Paradigm // Higher Education. 2016. Vol. 71. P. 181–193.

Lovakov A., Chankseliani M., Panova A. Universities vs. Research Institutes? Overcoming the Soviet Legacy of Higher Education and Research // Scientometrics. 2022. Vol. 127, no. 11. P. 6293–6313.

Sigman C. “The Return of the State” and New Forms of Domination in Russia: the Case of Higher Education // Revue française de science politique. 2016. Vol. 66, no. 6. P. 55–74.

Skvortsov N., Moskaleva O., Dmitrieva J. World-Class Universities: Experience and Practices of Russian Universities // Building World-Class Universities: Different Approaches to a Shared Goal / ed. by Q. Wang, Y. Cheng, N.C. Liu. Rotterdam: Sense Publishers, 2013. P. 55–69.

Smolentseva A. Where Soviet and Neoliberal Discourses Meet: The Transformation of the Purposes of Higher Education in Soviet and post-Soviet Russia // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 1091–1108.

Thornton P.H., Ocasio W. Institutional Logics and the Historical Contingency of Power in Organiza-tions: Executive Succession in the Higher Education Publishing Industry, 1958–1990 // American Jour-nal of Sociology. 1999. Vol. 105, no. 3. P. 801–843.

Tromly B. Making the Soviet Intelligentsia: Universities and Intellectual Life under Stalin and Khrush-chev. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 310 p.

References

Abramov, R.N. (2015), “Professional cultures and social memory an example of discourse about Soviet and Post-Soviet technical specialists”, in Bozhkov, O.B. (ed.), Nashe proshloe: nostal'gicheskie vospominaniya ili ugroza budushchemu? [Our past: nostalgic memories or a threat to the future?], Eydos, St. Petersburg, Russia, pp. 223—237.

Chankseliani, M. (2022), What Happened to the Soviet Universities?, Oxford University Press, Oxford, UK, 193 p.

Chankseliani, M., Fedyukin, I. & I. Frumin (eds.), (2022), Building Research Capacity at Universities: Insights from Post-Soviet Countries, Palgrave Macmillan, Cham, Switzerland, 350 p.

Chubik, P.S., Chuchalin, A.I., Pokholkov, Yu.P. & B.L. Agranovich (2009), “Research Universities in Russia: ways of formation and development”, Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, № 1, pp. 22–30.

Connelly, J. (2000), Captive University: The Sovietization of East German, Czech and Polish Higher Education, 1945–1956, University of North Carolina Press, Chapel Hill, USA, 456 p.

Deryabina, A.V. (2012), Organizatsiya himicheskoy nauki na Urale v 1945–1965 gg. [Organization of chemical science in the Urals in 1945–1965], PhD dissertation, Institute of History and Archaeology, Yekaterinburg, Russia, 259 p.

Dmitriev, A.N. (2013), “Reinventing the Soviet university”, Logos, № 1, pp. 41–64.

Dolgova, E.A. (ed.), (2023), Nauka bol'shoy strany: sovetskiy opyt upravleniya [Science of a big country: soviet management experience], Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, Russia, 625 p.

Dufaud, G. & K. Tatarchenko (2022), “The Lives of Late Soviet Science, 1945-1991. Introduction”, Cahiers du monde russe, vol. 63, № 1, pp. 21–32.

Fedyukin, I. (2022) “Separation Between Higher Education and Research in the USSR: Myth or Reality?”, in Chankseliani, M., Fedyukin, I. & I. Frumin, (eds.), Building Research Capacity at Universities: Insights from Post-Soviet Countries, Palgrave Macmillan, Cham, Switzerland, pp. 15–32.

Fominykh, S.F., Nekrylov, S.A., Bertsun, L.L., Litvinov, A.V., Petrov, K.V. & K.V. Zlenko (2003), Professora Tomskogo universiteta (1945-1980) [Professors of Tomsk University (1945-1980)], Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, Tomsk, Russia, vol. 3, 532 p.

Froumin, I. & M. Lisyutkin (2018), “The State as the Driver of Competitiveness in Russian Higher Education: The Case of Project 5–100”, in Oleksiyenko, A., Zha, Q. & I. Chirikov (eds.), International Status Anxiety and Higher Education: The Soviet Legacy in China & Russia, CERC; Springer, Hong Kong, China, pp. 237–257.

Graham, L. (1975), “The Formation of Soviet Research Institutes: A Combination of Revolutionary Innovation and International Borrowing”, Social Studies of Science, vol. 5, № 3, pp. 303–329.

Graham, L. (1993), Science in Russia and the Soviet Union: A Short History, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 331p.

Graham, L. & I. Dezhina (2008), Science in the New Russia: Crisis, Aid, Reform, Indiana University Press, Bloomington, USA, 216 p.

Gribovskiy, M.V. (2023), “Science in a Soviet university: in the shadow of industries and academies”, in Dolgova, E.A. (ed.), Nauka bol'shoy strany: sovetskiy opyt upravleniya [Science of a Big Country: Soviet Management Experience], Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, Russia, pp. 300–375.

Grigor'ev, E.A. (2005), “Moscow State University Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics: history and today”, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 15. Vychislitel'naya matematika i kibernetika, № S, pp. 14–23.

Gudkov, L.D. (1998), “The crisis of higher education in Russia: the end of the Soviet model”, Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, № 4, pp. 32–45.

Huisman, J., Smolentseva, A. & I. Froumin (eds.), (2018), 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity, Palgrave Macmillan, Cham, Switzerland, 482 p.

Isyangulov, Sh.N. (2021), “University science in Bashkiria in the 1960s–1980s”, Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN, № 3, pp. 89–95.

Johnson, M. (2008), “Historical Legacies of Soviet Higher Education and the Transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Russia and Eurasia”, in Baker, D.P. & A.W. Wiseman, (eds.), The Worldwide Transformation of Higher Education, Emerald Publishing, Bingley, UK, pp. 159-176.

Josephson, P. (1992), “Soviet Scientists and the State: Politics, Ideology, and Fundamental Research from Stalin to Gorbachev”, Social Research, vol. 59, № 3, pp. 589–614.

Katsakioris, C. (2017), “Creating a Socialist Intelligentsia: Soviet Educational Aid and its Impact on Africa (1960–1991)”, Cahiers d’études africaines, № 2, pp. 259–288.

Kuraev, A. (2016), “Soviet Higher Education: An Alternative Construct to the Western University Paradigm”, Higher Education, vol. 71, pp. 181–193.

Kuz'minov, Ya.I. & M.M. Yudkevich (2021), Universitet v Rossii: kak eto rabotaet [University in Russia: how it works], Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, Moscow, Russia, 616 p.

Lakhtin, G.A. (1990), Organizatsiya sovetskoy nauki: istoriya i sovremennost' [Organization of Soviet science: history and today], Nauka, Moscow, USSR, 224 p.

Lavrukhin, A.V. (2019), “The ideology of “re-sovietization” in higher education in Belarus: between myth and reality”, Ideologiya i politika, № 2, pp. 20–58.

Lovakov, A., Chankseliani, M. & A. Panova (2022), “Universities vs. Research Institutes? Overcoming the Soviet legacy of higher education and research”, Scientometrics, vol. 127, № 11, pp. 6293–6313.

Lysenko, Yu.M. (2016), “University science in Dagestan in the 1950s–1960s”, Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN, № 61, pp. 67–74.

Mazur, L.N. & E.D. Karmanova (2020), “On the issue of autonomy of Russian universities: historical and documentary analysis of the statutes of the 19th – 21st centuries”, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, vol. 25, № 2, pp. 156–169.

Orlova, G.A. (2023), “Opening the section: Soviet coordination machines”, Sotsiologiya nauki i tekhnologiy, vol. 14, № 1, pp. 24–31.

Platonova, D.P., Kuz'minov, Ya.I. & I.D.Frumin (eds.), (2019), Universitety na pereput'e: Vysshee obrazovanie v Rossii [Universities at a crossroad: higher education in Russia], Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, Moscow, Russia, 319 p.

Prilutskaya, E.K. & N.V. Kolokolova (2015), “Industry-specific university science: organizational features, successes and difficulties (from the experience of research at Far Eastern State Institute of Fishery Industry and Economy in 1970–1991)”, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, № 5, pp. 146–149.

Salmi, J. & I.D. Frumin (2007), “Russian Universities in the Competition of World-Class Universities”, Voprosy obrazovaniya, № 3, pp. 5–45.

Sigman, C. (2016), “«The return of the state» and new forms of domination in Russia: the case of higher education”, Revue française de science politique, vol. 66, № 6, pp. 55–74.

Skvortsov, N., Moskaleva, O. & J. Dmitrieva (2013), “World-Class Universities: Experience and Practices of Russian Universities”, in Wang, Q., Cheng, Y. & N.C. Liu (eds.), Building World-Class Universities: Different Approaches to a Shared Goal, Sense Publishers, Rotterdam, Netherlands, pp. 55–69.

Smolentseva, A. (2017), “Where Soviet and neoliberal discourses meet: The transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia”, Higher Education, vol. 74, pp. 1091–1108.

Thornton, P. H. & W. Ocasio (1999), “Institutional Logics and the Historical Contingency of Power in Organizations: Executive Succession in the Higher Education Publishing Industry, 1958–1990”, American Journal of Sociology, vol. 105, № 3, pp. 801–843.

Tromly, B. (2014), Making the Soviet Intelligentsia: Universities and Intellectual Life under Stalin and Khrushchev, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 310 p.

Usanov, D.A. (2006), “To the 60th anniversary of the Department of Solid State Physics”, Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Fizika, vol. 6, № 1, pp. 85–90.

Vakhitov, R.R. (2014), Sud'by universiteta v Rossii: imperskiy, sovetskiy i postsovetskiy razdatochnyy mul'tiinstitut [The fate of the university in Russia: Imperial, Soviet and Post-Soviet distributing multi-institute], Strana Oz, Moscow, Russia, 276 p.

Загрузки

Опубликован

2024-10-07

Как цитировать

Антощук, И. А. ., & Ильин, А. А. . (2024). НАУКА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИХ ВУЗАХ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИЕРАРХИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 66(3), 47–59. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/9559