«ДАЙТЕ РАБОЧЕМУ ОТДОХНУТЬ В КИНО»: ПОНИМАНИЕ ДОСУГА В 1920-Е ГОДЫ

Авторы

  • Е. А. Жданкова

Ключевые слова:

досуг, отдых, развлечения, кинотеатры, свободное время, 1920-е гг., городская культура

Аннотация

Рассматривается зарождение дискуссий о городской культуре досуга в СССР и его предназначении в контексте новой идеологии в первое послереволюционное десятилетие. Особенный акцент делается на эволюции самих представлений о понятиях отдыха, досуга и развлечений, использования свободного времени в контексте идей о контроле над рабочим временем и экспериментах с календарем. Что такое время досуга рабочего и зачем нужен отдых? Свободное время так называемого нового советского человека понимается через дихотомию времени отдыха ‒ времени труда. Появляются критерии «правильного», социально одобряемого досуга: полезность, коллективность, классовость, разумность, организованность. В соответствии с ними кинематограф в системе культурной иерархии 1920-х гг. определяется нами как популярное место городских развлечений и как важнейший идеологический инструмент. Если рассматривать поход в кинотеатр как социальное явление, то в раннесоветском дискурсе кино – это «неправильный» досуг. Постепенное изучение ценности кинематографа для зрителей путем анкетирования, различных уровней дискуссий о «новом советском зрителе», природе конкуренции рабочих клубов и кинотеатров, принятии потребности в «безыдейном» досуге привело к смягчению оценки кинематографа как формы досуга. Механистическое понимание отдыха как процесса восстановления сил в первые годы сразу после Гражданской войны постепенно вытесняются превалирующим представлением о свободном времени как времени для учебы и саморазвития. К концу десятилетия почти нивелируется прямое противоречие между теорией и практикой в оценке допустимости "развлекательности" досуга и самый популярный вид такого отдыха, поход в кино, становится гораздо более приемлемым социальным явлением.

Библиографические ссылки

Кухер К. Парк Горького: культура досуга в сталинскую эпоху, 1928–1941. М.: РОССПЭН, 2012. 349 с.

Ловелл С. Отдых в России: «свободное» время и его использование // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 136–173.

Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрь-ской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. 414 с.

Повседневный мир советского человека 1920–1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций / под ред. Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 359 с.

Радкау Й. Эпоха нервозности. Германия от Бисмарка до Гитлера. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 550 с.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. 333 с.

Юсупова Г.М. «С большим материальным и художественным успехом...»: кассовые фе-номены популярного искусства 1920-х годов: кино, литература, театра. М.: Гос. ин-т ис-кусствознания, 2016. 267 с.

Chase W., Siegelbaum L. Worktime and Industrialization in the USSR, 1917–1941 // Worktime and Industrialization: An International History / ed. by G. Gross. Philadelphia, 1988. P. 183–216.

Cinema, Audiences and Modernity: New Perspectives on European Cinema History / eds. D. Biltereyst, R. Maltby & Ph. Meers. Routledge, 2012. 232 р.

Clark K. The Soviet Novel. History as Ritual, 2. Aufl. Chicago. 1985. 320 p.

Flickinger B. Cinemas in the City: Berlin's Public Space in the 1910s and 1920s // Film Studies. No. 10. 2007. P. 72–86.

Kammen M.G. American Culture, American Tastes: Social Change and the 20th Century. New York: Basic Books, 1999. 320 p.

Maltby R. New Cinema Histories // Maltby, Richard, Daniël Biltereyst, and Philippe Meers. Ex-plorations in New Cinema History: Approaches and Case Studies. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2011. P. 3–41.

Moskoff W. Labour and Leisure in the Soviet Union: The Conflict between Public and Private Decision-Making in a Planned Economy. London: Macmillian, 1984. 240 p.

Moviegoing in America: A Sourcebook in the History of Film Exhibition / ed. by G.A. Waller. Malden, 2002. 368 p.

Sedgwick J. Popular Filmgoing in 1930s Britain: a Choice of Pleasures. Exeter: University of Exeter Press, 2000. 316 p.

Waller G.A. Main Street Amusements: Movies and Commercial Entertainment in a Southern City, 1896–1930. Washington. 1995. 342 p.

Youngblood D. Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920s. Cam-bridge University Press, 1993. 296 p.

References

Biltereyst, D., Maltby, R. & Ph. Meers (eds.) (2012), Cinema, Audiences and Modernity: New Perspectives on European Cinema History, Routledge, New York, USA, 232 p.

Chase, W. & L. (1988), “Siegelbaum Worktime and Industrialization in the USSR, 1917–1941”, in Gross, G. (ed.), Worktime and Industrialization: An International History, Temple University Press, Philadelphia, USA, pp. 183–216.

Clark, K. (1985), The Soviet Novel. History as Ritual, University of Chicago Press, Chicago, USA, 320 p.

Fitzpatrick, S. (2008), Povsednevnyy stalinizm. Sotsial'naya istoriya Sovetskoy Rossii v 30-e gody: gorod [Eve-ryday Stalinism. Social History of Soviet Russia in the 30s: the Сity], ROSSPEN, Moscow, Russia, 333 p.

Flickinger, B. (2007), “Cinemas in the City: Berlin's Public Space in the 1910s and 1920s”, Film Studies, № 10, pp. 72–86.

Kammen, M. G. (1999), American culture, American tastes: social change and the 20th century, Basic Books, New York, USA, 320 p.

Krinko, E. F. Tazhidinova, I. G. & T. P. Hlynina (eds.) (2011), Povsednevnyy mir sovetskogo cheloveka 1920–1940-h gg.: zhizn' v usloviyah sotsial'nyh transformatsiy [The Daily world of the soviet man of 1920-1940s: the life in the conditions of social transformations], Izd-vo YuNTs RAN, Rostov-on-Don, Russia, 2011.

Kucher, K. (2012), Park Gor'kogo: kul'tura dosuga v stalinskuyu epokhu, 1928–1941 [Gorky Park: Leisure cul-ture in the Stalin era. 1928 –1941], ROSSPEN, Moscow, Russia, 3349 p.

Lovell, S. (2005), “Leisure in Russia: ‘Free’ Time and Its Uses”, Antropologicheskiy forum, № 2, pp. 136–173.

Maltby, R. (2011), “New Cinema Histories”, in Maltby, R., Biltereyst, D. and Ph. Meers, Explorations in new cinema history: approaches and case studies, Wiley-Blackwell, Malden, USA, pp. 3–41.

Moskoff, W. (1984), Labour and Leisure in the Soviet Union: The Conflict between Public and Private Deci-sion-Making in a Planned Economy, Macmillian, London, UK, 240 p.

Pluggenborg, S. (2000), Revolyutsiya i kul'tura: Kul'turnye orientiry v period mezhdu Oktyabr'skoy revolyutsiey i epokhoy stalinizma [Revolution and Culture: Cultural Landmarks between the October Revolution and the Age of Stalinism], Zhurnal «Neva», St. Petersburg, Russia, 414 p.

Radkau, J. (2017), Epokha nervoznosti. Germaniya ot Bismarka do Gitlera [The Age of Nervousness: Germany between Bismarck and Hitler], Izd. dom VShE, Moscow, Russia, 3550 p.

Sedgwick, J. (2000), Popular filmgoing in 1930s Britain: a choice of pleasures, University of Exeter Press, Exe-ter, UK, 316 p.

Waller, G. A. (1995), Main Street Amusements: Movies and Commercial Entertainment in a Southern City, 1896–1930, Smithsonian Books, Washington, USA, 342 p.

Waller, G. A. (ed.) (2002), Moviegoing in America: A Sourcebook in the History of Film Exhibition, Blackwell Publishers, Malden, USA, 368 p.

Youngblood, D. (1993), Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920s, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 296 p.

Yusupova, G. M. (2016), “S bol'shim material'nym i khudozhestvennym uspekhom...”: kassovye fenomeny pop-ulyarnogo iskusstva 1920-kh godov: kino, literatura, teatra [“With great material and artistic success...”: box-office phenomena of the popular arts of the 1920s: film, literature, and theatre], Gos. in-t is-kusstvoznaniya, Moscow, Russia, 267 p.

Загрузки

Опубликован

2024-07-05

Как цитировать

Жданкова, Е. А. . (2024). «ДАЙТЕ РАБОЧЕМУ ОТДОХНУТЬ В КИНО»: ПОНИМАНИЕ ДОСУГА В 1920-Е ГОДЫ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 65(2), 168–180. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/9290