О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ

Авторы

  • С. А. Нефедов

Ключевые слова:

Россия, 1860−1885 гг., строительство железных дорог, вывоз зерна, потребление крестьян, потребление элиты

Аннотация

Статья посвящена анализу социально-экономических последствии строительства первой сети российских железных дорог в 1866−1875 гг. По замыслу министра финансов М. Х. Рейтерна целью этого проекта было расширение экспорта для выправления торгового и платежного баланса. В соответствии с этим планом в первую очередь строились «вывозные» железные дороги, соединяющие внутренние сельскохозяйственные районы с морскими портами. Вывоз зерна в 1862−1878 гг. увеличился в шесть раз и по стоимости составлял 3/5 всего экспорта. Коррекция официальных данных о сборах зерна позволяет установить, что в результате массированного вывоза душевой чистый остаток зерна в Европейской части России уменьшился в 1862−1881 гг. не менее чем на 17 %. Динамика среднего роста новобранцев также указывает на уменьшение потребления. По подсчетам автора, средний рост новобранцев в 1882−1884 гг. уменьшился по сравнению с 1875−1884 гг. на 0,4 см, причем наиболее существенное уменьшение − на 0,7 см и более − произошло именно в районах, из которых вывозился хлеб. В то время как потребление крестьян уменьшалось, уровень жизни «достаточных» классов возрос. Поскольку цены на зерно в промышленных странах Европы были много выше, чем в России, то вывоз зерна резко увеличил доходы помещиков, и стоимость их земель увеличилась примерно вдвое. Соответственно, возросли размеры вкладов в банках и объем импорта высококачественных потребительских товаров. Резко увеличились размеры выезда «путешественников» за границу и суммы вывозимой ими валюты.

Библиографические ссылки

Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе. М.: Дело, 2015. 536 с.

Давыдов М. Как железные дороги произвели экономическую революцию [Электронный ресурс] // Радио Arzamas. 2017. https://arzamas.academy/courses/49/4 (дата обращения: 18.09.2023).

Кауфман А.А. Аграрный вопрос в России. М.: Моск. науч. изд-во, 1918. 267 с.

Кислинский Н.А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. СПб.: Изд. канцелярии Комитета министров, 1902. Т. 4. 421 c.

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М.: Про-гресс-Академия, 1995. 185 c.

Мачерет Д.А. Создание сети железных дорог и экономический рост // Мир транспорта. 2011. № 1. С. 164–169.

Мигулин П.П. Русский государственный кредит (1769−1899). Харьков: Печатное дело, 1899. Т. I. 606 с.

Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII − начало ХХ века. М.: Новый хронограф, 2010. 911 с.

Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. М.: Территория будущего, 2011. Т. II. 688 с.

Нифонтов А.С. Зерновое производство России во второй половине XIX века. М.: Наука, 1974. 316 с.

Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск: Сибир. това-рищество печатного дела, 1911. 848 с.

Соловьева A.M. Железнодорожные «короли» России // Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М.: РОССПЭН, 1997. C. 266−285.

Чернуха В.Г. Программная записка министра финансов М.Х. Рейтерна // Вспомогательные исто-рические дисциплины. 1978. Т. 10. С. 269−284.

Шенк Б.Ф. Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 584 с.

Wheatcroft S. Crises and the Condition of the Peasantry in Late Imperial Russia // Peasant Economy, Culture, and Politics of European Russia / E. Kingston-Mann, T. Mixter (eds). Princeton: Princeton University Press, 1991. P. 128−172.

References

Chernukha V. G. (1978), “Policy note of the Minister of Finance M. H. Reitern”, Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny, vol. 10, pp. 269–284.

Davydov, M. (2017), “How Railways Made an Economic Revolution”, Radio Arzamas, available at: https://arzamas.academy/courses/49/4 (accessed 23.01.2023).

Gershenkron, A. (2015), Ehkonomicheskaya otstalost' v istoricheskoy perspektive [Economic backwardness in historical perspective], Delo, Moscow, Russia, 536 p.

Kaufman, A.A. (1918), Agrarnyy vopros v Rossii [Agrarian issue in Russia], Moskovskoe nauchnoe iz-datel'stvo, Moscow, Russia, 267 р.

Kislinskiy, N. A. (1902), Nasha zheleznodorozhnaya politika po dokumentam arkhiva Komiteta ministrov. T. 4 [Our railway policy according to documents from the archives of the Committee of Ministers. Vol. 4], Izdanie kantselyarii Komiteta ministrov, St. Petersburg, Russia, 421 p.

Kuz'michev, A.D. & I.N. Shapkin (1995), Otechestvennoe predprinimatel'stvo: ocherki istorii [Domestic entrepreneurship: essays on history], Progress-Akademiya, Moscow, Russia, 185 p.

Macheret, D.A. (2011), “Creation of a network of railways and economic growth”, Mir transporta, № 1, pp. 164–169.

Migulin, P.P. (1899), Russkiy gosudarstvennyy kredit (1769–1899). T. I [Russian state credit (1769–1899). Vol. I], Pechatnoe delo, Khar'kov, Russia, 606 p.

Mironov, B.N. (2010), Blagosostoyanie naseleniya i revolyutsii v imperskoy Rossii: XVIII – nachalo XX veka [Welfare of the population and revolution in imperial Russia: 18th – early 20th century], Novyy khronograf, Moscow, Russia, 911 p.

Nefedov, S.A. (2011), Istoriya Rossii. Faktornyy analiz. T. II [History of Russia. Factor analysis. Vol. II], Territoriya budushchego, Moscow, Russia, 688 p.

Nifontov, A.S. (1974), Zernovoe proizvodstvo Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [Grain production in Russia in the second half of the 19th century], Nauka, Moscow, USSR, 316 p.

Schenk B.F. (2016), Poezd v sovremennost'. Mobil'nost' i sotsial'noe prostranstvo Rossii v vek zheleznyh dorog [Train to modern times. Mobility and social space of Russia in the age of railways], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 584 р.

Sobolev, M.N. (1911), Tamozhennaya politika Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [Customs policy of Russia in the second half of the 19th century], Sibirckoe tovarishchestvo pechatnogo dela, Tomsk, Russia, 848 p.

Solovyeva, A.M. (1997), “Railway "kings" of Russia”, in Predprinimatel'stvo i predprinimateli Rossii ot istokov do nachala XX veka [Entrepreneurship and entrepreneurs of Russia from the origins to the early 20th century], ROSSPEN, Moscow, Russia, pp. 266–285.

Wheatcroft, S. (1991), “Crises and the condition of the peasantry in late imperial Russia”, in Peasant Economy, Culture, and Politics of European Russia, Princeton University Press, Princeton, USA, pp. 128–172.

Загрузки

Опубликован

2023-12-21

Как цитировать

Нефедов, С. А. . . (2023). О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 63(4), 40–48. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8596