ПРЕОБРАЗОВАНИЯ С. С. УВАРОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГИМНАЗИИ КАК УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Авторы

  • И. С. Пустовойт

Ключевые слова:

С. С. Уваров, попечитель, реформы просвещения, история школы, Санкт-Петербургская гимназия, учебный округ

Аннотация

В начале 1811 г. молодой и пока еще никому не известный С. С. Уваров был назначен на престижную должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В этом качестве он зарекомендовал себя как успешный реформатор и сторонник системы европейского просвещения, однако его разносторонняя деятельность как попечителя в 1811−1821 гг. оказалась недооценена. Эта недооценка в значительной степени влияет на историографические представления о политической и идейной траектории С. С. Уварова как выдающегося государственного деятеля царствований Александра I и Николая I. В статье на основе архивных и опубликованных источников исследовано одно из направлений реформаторской деятельности Уварова – полномасштабная реорганизация Санкт-Петербургской губернской гимназии. Застав столичную гимназию в сложном финансовом положении, с непродуманным учебным планом, при отсутствии общественной привлекательности, Уваров посредством последовательных и согласованных мер спустя несколько лет привел ее в состояние расцвета. В два раза увеличилось число обучавшихся в ней воспитанников, была принята установка на пребывание в гимназии до окончания полного курса. Учреждение Уваровым экономического комитета гимназии, упорядочение финансовой отчетности привели бюджет гимназии к профициту, а реформа учебного плана гимназии, предложенная Уваровым в 1811 г., имела историческое значение как опыт, который имел распространение впоследствии. Дарованные Санкт-Петербургской гимназии льготы и преимущества, законченный цикл обучения, обновленный состав педагогов повысили ее престиж в глазах столичного дворянства, поставив по значению в один ряд с существовавшими тогда университетами.

Библиографические ссылки

Алешинцев И.А. История гимназическаго образования в России (XVIII и XIX век). СПб.: Изд. О. Богдановой, 1912. 346 с.

Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб.: Академический проект, 1999. 350 с.

Григорьев В.В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870. 679 с.

Жуковская Т.Н., Ростовцев Е.А. «Образование в своем отечестве»: университетская политика Николая I, идеология и прагматика // Родина. 2013. № 3. С. 93−96.

Жуковская Т.Н., Пустовойт И.С. Организация университетского пространства и быта его обитателей: деятельность С.С. Уварова в отношении Санкт-Петербургского университета и его предшественников в 1811–1821 годах // Тр. Кольск. науч. центра РАН. Гуманитарная серия. 2020. Т. 11, № 3 (17). С. 109−126.

Жуковская Т.Н., Пустовойт И.С. С.С. Уваров и его проекты 1811−1821 годов (к 200-летию пре-образования Главного Педагогического института в Санкт-Петербургский университет) // Тр. Кольск. науч. центра РАН. Гуманитарные исследования. 2019. Т. 10, № 7 (17). С. 113−129.

Зверева Н.А. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Волгоград. гос. ун-т. Волгоград, 2005. 34 с.

Калинина Е.А. Система народного просвещения на Европейском Севере России в первой поло-вине XIX века. М.: Новый хронограф, 2017. 736 с.

Калинина Е.А. Школы Олонецкой губернии первой половины XIX в.: исторические очерки и документы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. 502 с.

Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. «Единым вдохновением»: очерки по истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII − первой половины XIX в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 227 с.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 2. Церковь и школа (вера, творчество, образование). СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1897. 365 с.

Пустовойт И.С. Представления С.С. Уварова о месте классической древности в университет-ском образовании: проекты 1810-х гг. и их реализация // Могущество памяти: всемирная история и ее исследователи: сб. стат. и сообщ. междунар. науч.-образоват. конф. Казань, 2022. С. 340−346.

Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб.: Изд. А.С. Суворин, 1889. Т. 1. 671 с.

Шевченко М.М. Конец одного величия. М.: Три квадрата, 2003. 256 с.

Шевченко М.М. С.С. Уваров. Политический портрет // Тетради по консерватизму. 2018. № 1. С. 27−50.

Шмид Е.К. История средних учебных заведений в России. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1878. 683 с.

Flynn J.T. S.S. Uvarov’s “Liberal” Years /// Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, Neue Folge. 1972. Bd. 20, H. 4. P. 481−491.

References

Aleshintsev, I.A. (1912), Istoriya gimnazicheskago obrazovaniya v Rossii (XVIII i XIX vek) [History of gymnasium education in Russia (18th and 19th centuries)], Izd. O. Bogdanova, St. Petersburg, Russia, 346 p.

Flynn, J.T. (1972), “S.S. Uvarov’s "Liberal” Years"”, Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, Neue Folge, bd. 20, h. 4, pp. 481–491.

Grigoryev, V.V. (1870), Imperatorskiy Sankt-Peterburgskiy universitet v techenie pervyh pyatidesyati let ego sushchestvovaniya [Imperial St. Petersburg university during the first fifty years of its existence], Tip. V. Bezobrazova, St. Petersburg, Russia, 679 p.

Kalinina, E.A. (2015), Shkoly Olonetskoy gubernii pervoy poloviny XIX v.: istoricheskie ocherki i dokumenty [Schools of the Olonets province of the first half of the 19th century: historical essays and documents], Dmitry Bulanin, St. Petersburg, Russia, 502 p.

Kalinina, E.A. (2017), Sistema narodnogo prosveshcheniya na Evropeyskom Severe Rossii v pervoy polovine XIX veka [The system of public education in the European North of Russia in the first half of the 19th century], Novyy hronograf, Moscow, Russia, 736 p.

Margolis, Yu.D. & G.A. Tishkin (2000), “Edinym vdohnoveniem”: Ocherki po istorii universitetskogo obrazovaniya v Peterburge v kontse XVIII – pervoy poloviny XIX v. [“United inspiration”: Essays on the history of university education in St. Petersburg in the late 18th – first half of the 19th century], Izd-vo SPbGU, St. Petersburg, Russia, 227 p.

Milyukov, P.N. (1897), Ocherki po istorii russkoy kul'tury: Chast' 2. Tserkov' i shkola (vera, tvorchestvo, obrazovanie) [Essays on the history of Russian culture: Part 2. Church and school (faith, creativity, education)], Tip. I.N. Skorokhodova, St. Petersburg, Russia, 365 p.

Pustovoit, I.S. (2022), “S.S. Uvarov's ideas about the place of classical antiquity in university education: projects of the 1810s and their implementation”, in Repina, L.P. & G.P. Myagkov (eds.), Mogushchestvo pamyati: vsemirnaya istoriya i ee issledovateli: sbornik statey i soobshcheniy Mezhdunarodnoy nauchno-obrazovatel'noy konferentsii [The power of memory: world history and its researchers: a collection of articles and reports of the International Scientific and Educational Conference], Kazanskiy (Privolzhskiy federal'nyy universitet), Kazan', Russia, pp. 340–346.

Shevchenko, M.M. (2003), Konets odnogo velichiya [The end of one greatness], Tri kvadrata, Moscow, Russia, 256 p.

Shmid, E.K. (1878), Istoriya srednih uchebnyh zavedeniy v Rossii [History of secondary educational institutions in Russia], Izdatelstvo V.S. Balasheva, St. Petersburg, Russia, 683 p.

Suhomlinov, M.I. (1889), Issledovaniya i stat'i po russkoy literature i prosveshcheniyu [Research and articles on Russian literature and enlightenment], vol. 1, A.S. Suvorin, St. Petersburg, Russia, 671 p.

Shevchenko, M.M. (2018), “S. S. Uvarov. Political portrait”, Notebooks on conservatism, № 1, pp. 27–50.

Vitteker, Ts.H. (1999), Graf Sergey Semenovich Uvarov i ego vremya [Count Sergey Semyonovich Uvarov and his time], Akademicheskiy Prospekt, St. Petersburg, Russia, 350 p.

Zhukovskaya, T.N. & I.S. Pustovoit (2020), “The organization of the university space and the life of its inhabitants: the activities of S. S. Uvarov in relation to St.-Petersburg University and its predecessors in 1811–1821”, Tr. Kol'sk. nauch. tsentra RAN. Gumanitarnye issledovaniya, vol. 11, № 3 (17), pp. 109–126.

Zhukovskaya, T.N. & E.A. Rostovtsev (2013), “"Education in the fatherland": university policy of Nicholas I, ideology and pragmatics”, Rodina, № 3, pp. 93–96.

Zhukovskaya, T.N. & I.S. Pustovoit (2019), “S. S. Uvarov and his projects of 1811–1821 (on the 200th anniversary of the transformation of the Main Pedagogical Institute into St.-Petersburg University)”, Tr. Kol'sk. nauch. tsentra RAN. Gumanitarnye issledovaniya, vol. 10, № 7 (17), pp. 113–129.

Zvereva, N.A. (2005), Obshchestvenno-politicheskie vzglyady S. S. Uvarova [Socio-political views of S. S. Uvarov], Abstract of PhD Thesis, Volgograd State University, Volgograd, Russia, 34 p.

Загрузки

Опубликован

2023-12-21

Как цитировать

Пустовойт, И. С. . (2023). ПРЕОБРАЗОВАНИЯ С. С. УВАРОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГИМНАЗИИ КАК УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 63(4), 5–19. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8593