МОДЕРНОСТЬ, ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И СОВЕТСКАЯ МОДА В ЛЕНИНГРАДЕ В 1950–1960-Е ГОДЫ

Авторы

  • Е. С. Платонова

Ключевые слова:

советская мода, Ленинград, оттепель, темпоральность, модерность

Аннотация

Рассматривается процесс обсуждения и утверждения на производство прототипов одежды в Ленинградском доме моделей в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Задача «преодолеть отсталость», которая являлась ключевой в риторике советских государственных деятелей того времени, нашла свое отражение и в моде. Но, по сравнению с западными странами, советская массовая мода словно застыла во времени и выглядела устаревшей. На основе архивных материалов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Государственного архива РФ (ГАРФ) и Российского государственного архив экономики (РГАЭ), а также подшивки журналов «Модели сезона» и «Моды. Ленинград» в статье рассмотрена мода как проявление модерности. Центральным фокусом стала специфическая темпоральность советской моды. Исследование показывает, что советская мода 1950-1960-х гг. обладала разными темпоральными режимами. Первый временной режим, который характеризуется очевидным «отставанием» от западной моды, был сформирован за счет разных темпов моделирования и производства в СССР. Помимо технических сложностей, представления сотрудников Дома моделей о том, какой темп смены коллекций считался нормальным, также тормозили процесс обновления моделей. Внутри страны советская мода тоже находилась в разных темпоральностях. Классовое, культурное и социальное неравенство способствовало тому, что формировались «разные» моды, которые могли отставать друг от друга. Основным выводом статьи стало то, что у художников-модельеров не было цели создать полную альтернативу западной моде, а понимание современного было сформировано за счет транснационального взаимодействия идей. Находясь в разных темпоральностях, советская мода проявлялась в различных измерениях модерности.

Библиографические ссылки

Бартлетт Д. FashionEast: Призрак, бродивший по Восточной Европе. М.: Новое Литера-турное Обозрение, 2011. 360 с.

Голубев А. Вещная жизнь: материальность позднего социализма. М.: Новое Литературное Обозрение, 2022. 328 с.

Гурова О. Время и мода: продолжительность жизни вещей в советском и постсоветском пространстве // Шаги. 2018. Т. 3, № 4. С. 68–96.

Дэвид-Фокс М. Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? (пер. с англ. Т. Пирусской) // Новое Литературное Обозрение. 2016. Т. 140, № 4.

Дэвид-Фокс М. Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Совет-ском Союзе. М.: Новое Литературное Обозрение, 2020. 464 с.

Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР, 1917–1991. М.: ИРИ РАН, 2013. 528 с.

Захарова Л. Советская мода как индустрия // Российская история. 2015. № 5. С. 165–170.

Келли К. Петербург. Тени прошлого. СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021. 735 с.

Колошинская Н.В. Проблемы преодоления «обезлички в разрешении цыганского вопроса» в СССР во II пол. 40-х − нач. 50-х гг. // История государства и права. 2017. № 13. С. 15–20.

Кочеткова Е. Модернизация советской целлюлозно-бумажной промышленности и транс-фер технологий в 1953–1954 годах: случай Энсо-Светогорска // Laboratorium: журнал со-циальных исследований. 2013. Т. 5, № 3. С. 13–42.

Осиновская И. Поэтика моды. М.: Новое Литературное Обозрение, 2016. 144 с.

Папушина Ю. Производство моды во времена позднего социализма: взгляд из провинци-ального Дома моделей // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019. Т. 4, № 54. С. 266307.

Папушина Ю. Советское моделирование на микроуровне: бриколаж, дефицит, творчество // Вестник Перм. ун-та. История. 2020. Т. 51, № 4. С. 26–37.

Петрова А. Конструирование советского качества и безопасность на производстве: специ-альная одежда для рабочих в хрущевский период // Laboratorium: журнал социальных ис-следований. 2022. Т. 14, № 1. С. 6087.

Gurova O. The Art of Dressing. Body, Gender and Discourse on fashion in Soviet Russia in the 1950s and 1960s. // The Fabrics of Cultures. Fashion, Identity, Globalization. / eds. by E. Pauli-celli, H. Clark. London, New York: Routledge, 2009. P. 73–91.

Chernyshova N. Soviet Consumer Culture in the Brezhnev Era. London and New York: Routledge, 2013. 259 p.

Crowley D. Thaw Modern: Design in Eastern Europe after 1956 // Cold War Modern: Design 1945−1970 / eds. by D. Crowley, J. Pavitt. London: V&A Publishing, 2008. P. 129–153.

Crowley D., Pavitt J. Introduction // Cold War Modern: Design 1945−1970 / eds. by D. Crowley, J. Pavitt. London: V&A Publishing, 2008. P. 10–25.

Crowley D., Reid S. E. Style and Socialism: Modernity and Material Culture in Post-War Eastern Europe // Style and Socialism: Modernity and Material Culture in Post-War Eastern Europe. Lon-don: Berg, 2000. P. 1–25.

Gronow J. Soviet Modernity: The Case of Soviet fashion // Understanding Russianness / eds. by R. Alapuro, A. Mustajoki, P. Pesonen. London: Routledge, 2012. P. 125–136.

O’Keeffe B. New Soviet Gypsies: Nationality, Performance, and Selfhood in the Early Soviet Union. Toronto: University of Toronto Press, 2013. 328 p.

Karpova Y. Comradely Objects: Design and Material Culture in Soviet Russia, 1960s–80s. Man-chester, UK: Manchester University Press, 2020. 213 p.

Papushina I., Abramov R. The Celebration of Heritage in Soviet Fashion: The Case of the Perm Fashion House // ZonaMode Journal. 2018. Vol. 8. P. 167–182.

Reid S.E. The Khrushchev Kitchen: Domesticating the Scientific-Technological Revolution // Journal of Contemporary History. 2005. Vol. 40, no. 2. P. 289316.

Smirnova-Seslavinskaya M. Service Nomadism of the Roma / Gypsies in the Russian Empire: A Social Norm and the Letter of the Law // Ab Imperio. 2021. No. 1. P. 51–92.

Ssorin-Chaikov N. Two Lenins: A Brief Anthropology of Time. HAU Books Malinowski Mono-graphs Series, 2017. 150 p.

Vasilyeva Z. Do-It-Yourself Practices: Technical Knowledge in late Soviet and Post-Soviet Rus-sia // Tsantsa: Revue de la Société Suisse d’Ethnologie. 2012. No. 17. P. 28–32.

Zhuravlev S., Gronow J. Fashion Meets Socialism: Fashion Industry in the Soviet Union after the Second World War. Helsinki: Finnish Literature Society, 2016. 306 p.

References

Bartlett, D. (2011), FashionEast: Prizrak, brodivshiy po Vostochnoi Evrope [FashionEast. The Spectre that Haunted Socialism], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 360 p.

Chernyshova, N. (2013), Soviet Consumer Culture in the Brezhnev Era, Routledge, London and New York, UK  USA, 259 p.

Crowley D. & J. Pavitt (2008), “Introduction”, in Crowley, D. & J. Pavitt (eds.), Cold War Modern: Design 19451970, V&A Publishing, London, UK, pp. 10–25.

Crowley D. & S. E. Reid (2000), “Style and Socialism: Modernity and Material Culture in Post-War Eastern Eu-rope”, in Reid, S.E. & D. Crowley (eds.), Style and Socialism: Modernity and Material Culture in Post-War Eastern Europe, Berg, London, UK, pp. 125.

Crowley, D. (2008), “Thaw Modern: Design in Eastern Europe after 1956”, in Crowley, D. & J. Pavitt (eds.), Cold War Modern: Design 1945-1970, V&A Publishing, London, UK, pp. 129153.

David-Fox, M. (2016), “Modernity in Russia and the USSR: absent, common, alternative or interwind?”, Novoe literaturnue obozrenie, vol. 140, № 4, pp. 1944.

David-Fox, M. (2020), Peresekaya granitsy: modernostʹ, ideologiya i kulʹtura v Rossii i Sovetskom Soyuze [Crossing borders: modernity, ideology and culture in Russia and the Soviet Union], Novoe literaturnoe obozre-nie, Moscow, Russia, 464 p.

Golubev, A. (2022), Veshchnaya zhiznʹ: materialʹnostʹ pozdnego sotsializma [The things of life: materiality in late Soviet Russia], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 328 p.

Gronow, J. (2012), “Soviet Modernity: The Case of Soviet fashion”, in Alapuro, R., Mustajoki, A. & P. Pesonen (eds.), Understanding Russianness, Routledge, London, UK, pp. 125136.

Gurova, O. (2009), “The Art of Dressing. Body, Gender and Discourse on fashion in Soviet Russia in the 1950s and 1960s”, in Paulicelli, E. & H. Clark (eds.), The Fabrics of Cultures. Fashion, Identity, Globalization, Routledge, London and New York, UK – USA, pp. 73-91.

Gurova, O. (2018), “Time and fashion: the lifespan of things in Soviet and post-Soviet spaces”, Shagi, vol. 3, № 4, pp. 6896.

Karpova, Y. (2020), Comradely Objects: Design and Material Culture in Soviet Russia, 1960s80s, Manchester University Press, Manchester, UK, 213 pp.

Kelly, K. (2021), Peterburg. Teni proshlogo [Petersburg. Shadows of the past], Academic Studies Press / Bibi-lorossika, St. Petersburg, Russia, 735 p.

Kochetkova, E. (2013), “Modernization of the Soviet pulp and paper industry and transfer of technologies in 19531954: the case of Enso-Svetogorsk”, Laboratorium: zhurnal sotsial'nykh issledovaniy, vol. 5, № 3, pp. 1342.

Koloshinskaya, N.V. (2017), “Problems of overcoming ‘depersonalization in resolving the gypsy issue’ in the USSR in the second half of 1940s – early 1950s”, Istoriya gosudarstva i prava, № 13, p. 1520.

O’Keeffe, B. (2013), New Soviet Gypsies: Nationality, Performance, and Selfhood in the Early Soviet Union, University of Toronto Press, Toronto, Canada, 328 p.

Osinovskaya, I. (2016), Poetika mody [Poetics of fashion], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 144 p.

Papushina, Iu. & R. Abramov (2018), “The Celebration of Heritage in Soviet Fashion: The Case of the Perm Fashion House”, ZoneModa Journal, vol. 8, pp. 176182.

Papushina, Iu. (2019), “The field of fashion production during late socialism: the case of Perm clothing design house”, Teoria mody: odezhda, telo, kultura, vol. 4, № 54, pp. 266307.

Papushina, Iu. (2020), “Soviet fashion design at micro-level: bricolage, scarcity, creativity”, Vestnik Perm. un-ta. Istoriya, vol. 51, № 4, pp. 2637.

Petrova, A. (2022), “Industrial safety and the construction of «Soviet quality»: work clothes during the Khrush-chev period”, Laboratorium: zhurnal sotsial'nykh issledovaniy, vol. 14, № 1, pp. 6087.

Reid, S.E. (2005), “The Khrushchev Kitchen: Domesticating the Scientific-Technological Revolution”, Journal of Contemporary History, vol. 40, № 2, pp. 289316.

Smirnova-Seslavinskaya, M. (2021), “Service Nomadism of the Roma / Gypsies in the Russian Empire: A So-cial Norm and the Letter of the Law”, Ab Imperio, № 1, p. 5192.

Ssorin-Chaikov, N. (2017), Two Lenins: A Brief Anthropology of Time, HAU Books Malinowski Monographs Series, Chicago, USA, 150 p.

Vasilyeva, Z. (2012), “Do-It-Yourself Practices: Technical Knowledge in late Soviet and Post-Soviet Russia”, Tsantsa: Revue de la Société Suisse d’Ethnologie, № 17, pp. 28–32.

Zakharova, L. (2015), “Soviet fashion as an industry”, Rossiyskaya istoriya, № 5, pp. 165170.

Zhuravlev, S. & J. Gronow (2016), Fashion Meets Socialism: Fashion Industry in the Soviet Union after the Second World War, Finnish Literature Society, Helsinki, Finland, 306 p.

Zhuravlev, S.V. & Yu. Gronov (2013), Moda po planu: istoriya mody i modelirovaniya odezhdy v SSSR, 1917–1991 [Fashion according to the plan: the history of fashion and clothing design in the USSR, 1917–1991], IRI RAN, Moscow, Russia, 528 p.

Загрузки

Опубликован

2023-10-05

Как цитировать

Платонова, Е. С. . (2023). МОДЕРНОСТЬ, ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И СОВЕТСКАЯ МОДА В ЛЕНИНГРАДЕ В 1950–1960-Е ГОДЫ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 62(3), 174–185. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8197