СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ НЕДЕЛЯ»)
Ключевые слова:
реклама, становление, российская провинция, Пермская губерния, последняя четверть XIX в., газета, «Екатеринбургская неделя»Аннотация
В статье рассматриваются становление и развитие газетной рекламы в Пермской губернии в последней четверти XIX в. Анализируются рекламные объявления, размещенные в первой частной газете края «Екатеринбургская неделя» (1879–1896). Показаны основные функции рекламы, ее содержание, особенности и значение. Делается вывод о том, что газетная реклама, дающая возможность представить максимальный объем разнообразной информации в минимальном количестве единиц текста, являлась своего рода срезом повседневной жизни провинциального общества. Рекламная продукция демонстрирует взаимосвязь материальных и духовных потребностей, круг интересов, досуг и трудовую деятельность жителей российской провинции. Значительное место в газете отводилось частным объявлениям, не носившим ярко выраженного характера рекламы, но являвшимся таковыми по существу. Они были призваны помочь населению губернии в решении целого ряда повседневных бытовых проблем. Газетная реклама успешно выполняла свою главную задачу – стимулировала сбыт товаров, рост продаж, активизируя тем самым развитие в регионе рыночных отношений. Это свидетельствовало о закономерном процессе коммерциализации прессы, в том числе и провинциальной. Печатавшиеся в «Екатеринбургской неделе» рекламные объявления в целом вписывались в сложившиеся традиции общероссийской рекламной практики, отставая лишь в технических и материальных возможностях от ведущих столичных изданий. Определенный отпечаток на рекламную продукцию первой частной газеты Пермской губернии накладывала горнозаводская специфика края. Являясь барометром общественной жизни региона, «Екатеринбургская неделя» отражала на своих страницах изменения, происходившие в процессе становления рекламного бизнеса в Российской империи в последней четверти XIX в.Библиографические ссылки
Айзенштейн К.А. Как рекламировать с успехом. Настольное руководство для деловых лю-дей. СПб.: В. Секачев, 2019. 126 с.
Аржанов Н.П., Пирогова Т.А. История отечественной рекламы: галерея рекламной клас-сики. Харьков: Студцентр, 2004. 304 с.
Богачева Н.М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М., 1969. 22 с.
Богачева О.С. Продажа рекламной площади в газете. М.: Аспект-Пресс, 2002. 136 с.
Барышникова Т.А. Частная провинциальная газета дореволюционной России как социо-культурный феномен: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2016. 185 с.
Веригин А. Русская реклама. СПб.: Изд-во газ. «Русский труд», 1898. 23 с.
Джорджадзе В.И. Вредные для публики рекламы и борьба с ними. М., 1894. 12 с.
Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (Опыт теоретического исследования). М.: ИМА-пресс, 2001. 263 с.
Есин Б.И. Русская дореволюционная газета: 1702–1917 гг.: краткий очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 88 с.
Есин Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. 160 с.
Иншакова Н.Г. Рекламный текст. Редакторский взгляд. М.: Медиа Мир, 2007. 288 с.
Киселев А.П. Реклама в дореволюционной газете // Вестник МГУ. Журналистика. 1990. № 4. С. 28–34.
Макаишина Л.П. Русская реклама: отечественная практика (1703–1918). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1995. 96 с.
Назайкин А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов. М.: РИП-Ходцид, 2002. 185 с.
Николаева Д.В. Особенности рекламного процесса в газете конца XIX – начала XX вв. // Вестник МГУ. Журналистика. 2002. № 3. С. 89–95.
Пигалева С.В. Реклама в губернском городе второй половины XIX в. (на примере газеты «Пермские губернские ведомости») // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы III Всерос. (с междунар. участием) науч. конф., Челя-бинск, 23 апреля 2014 г. Челябинск, 2014. С. 52–57.
Плисский Н. Реклама, ее значение, происхождение и история. СПб.: Изд-во Ф.В. Щепан-ского, 1894. 175 с.
Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2005. 272 с.
Сальникова М.В. Рекламная деятельность в русской провинции в конце XIX – начале XX в. на примере Тамбовской и Воронежской губерний: автореф. дис. … канд. ист. наук. Там-бов, 2007. 20 с.
Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет: фи-лологический, философско-психологический и творческий аспекты: дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2000. 270 с.
Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. Воронеж: Кварта, 2003. 144 с.
Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. М.: ЮНИТИ, 1999. 336 с.
Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М.: ЮНИТИ, 2002. 304 с.
Хавторина Ю.В. Развитие печатной рекламы в России в 1861–1914 годах (по материалам периодических изданий): автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2011. 23 с.
Хайновский В.В. Успешная реклама и как ей пользоваться. Киев: Изд-во конторы объявле-ний «Реклама», 1913. 40 с.
Циперович Г.В. Реклама // Современный мир. 1911. № 1. С. 179–214.
References
Aizenstein, K.A. (2019), Как reklamirovat s uspekhom. Nastolnoe rukovodstvo dlya delovykh lyudei [How to advertise successfully. Desktop guide for business people], V. Sekachev, St. Petersburg, Russia, 126 p.
Arzhanov, N.P. & T.A. Pirogova (2004), Istoriya otechestvennoy reklamy: galereya reklamnoy klassiki [History of domestic advertising: gallery of advertising classics], Studtsentr, Kharkiv, Ukraine, 304 p.
Baryshnikova, T.A. (2016), Chastnaya provintsialnaya gazeta dorevolyutsionnoy Rossii как sotsiokulturnyy fenomen [Private provincial newspaper of pre-revolutionary Russia as a socio-cultural phenomenon], PhD dis-sertation, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, 185 p.
Bogacheva, N.M. (1969), Reklama, ее vozniknovenie i nekotorye svedeniya iz istorii razvitiya [Advertising, its origin and some information from the history of development], Ministerstvo torgovli SSSR. Mezhdunarodnyy sovet po reklame, Moscow, USSR, 22 p.
Bogacheva, O.S. (2002), Prodazha reklamnoy ploshchadi v gazete [Sale of advertising space in the newspaper], Aspect-Press, Moscow, Russia, 136 p.
Dzhordzhadze, V.I. (1894), Vrednye dlya publiki reklamy i borba s nimi [Advertising harmful to the public and the fight against them], Russkaya tipo-lit., tsenz., Moscow, Russia, 12 p.
Esin, B.I. (1971), Russkaya dorevolyutsionnaya gazeta: 1702–1917 gg.: kratkiy ocherk [Russian pre-revolutionary newspaper: 1702–1917: A short essay], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, USSR, 88 p.
Esin, B.I. (1983), Puteshestvie v proshloe (gazetnyi mir XIX veka) [Journey into the past (newspaper world of the 19th century)], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, USSR, 160 p.
Evstafyev, V.A. (2001), Zhurnalistika i reklama: osnovy vzaimodeistviya (Opyt teoreticheskogo issledovaniya) [Journalism and advertising: basics of interaction (Experience of theoretical research)], IMA-press, Moscow, Russia, 263 p.
Hainovsky, V.V. (1913), Uspeshnaya reklama i как еi polzovatsya [Successful advertising and how to use it], Izd-vo kontory obyavleniy “Reklama”, Kyiv, Russia, 40 p.
Inshakova, N.G. (2007), Reklamnyy tekst. Redaktorskiy vzglyad [Advertising text. Editorial view], Media Mir, Moscow, Russia, 288 p.
Khavtorina, Yu.V. (2011), Razvitie pechatnoy reklamy v Rossii v 1861–1914 godakh (po materialam peri-odicheskikh izdaniy) [The development of print advertising in Russia in 1861–1914 (based on the materials from periodicals)], Extended abstract of PhD dissertation, Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia, 23 p.
Kiselev, A.P. (1990), “Advertising in a pre-revolutionary newspaper”, Vestnik MGU. Ser. 10. Zhurnalistika, № 4, pp. 28–34.
Makaishina, L.P. (1995), Russkaya reklama: otechestvennaya praktika (1703–1918) [Russian advertising: do-mestic practice (1703 – 1918)], Izd-vo Ural. gos. un-ta, Yekaterinburg, Russia, 96 p.
Nazaykin, A.N. (2002), Reklamnaya deyatelnost gazet i zhurnalov [Advertising activities of newspapers and magazines], RIP-Khodtsid, Moscow, Russia, 185 p.
Nikolaeva, D.V. (2002), “Features of the advertising process in the newspaper of the late 19th – early 20th centu-ries”, Vestnik MGU. Ser. 10. Zhurnalistika, № 3, pp. 89–95.
Pigaleva, S.V. (2014), “Advertising in a provincial town in the second half of the 19th century (on the example of the Permskiye Provincial Vedomosti newspaper)”, in Knizhnaya kultura regiona: istoricheskiy opyt i sovremen-naya praktika: materialy III Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch. konf. [Book culture of the region: histori-cal experience and modern practice. Materials of the III All-Russian (with international participation) scientific conference], Chelyabinskaya gos. akad. kul'tury i iskusstv, Chelyabinsk, Russia, pp. 52–57.
Plissky, N. (1894), Reklama, ее znachenie, proiskhozhdenie i istoriya [Advertising, its meaning, origin and histo-ry], Izd-vo F.V. Shchepanskogo, St. Petersburg, Russia, 175 p.
Salnikova, M.V. (2007), Reklamnaya deyatelnost v russkoy provintsii v kontse XIX – nachale XX v. na primere Tambovskoy i Voronezhskoy guberniy [Advertising activity in the Russian province in the late XIX – early XX centuries on the example of Tambov and Voronezh provinces], Extended abstract of PhD dissertation, Tambov State University, Tambov, Russia, 20 p.
Savelyeva, O.O. (2005), Zhivaya istoriya rossiyskoy reklamy [Living history of Russian advertising], Gella-print, Moscow, Russia, 272 p.
Tsiperovich, G.V. (1911), “Advertising”, Sovremennyi mir, № 1, pp. 179–214.
Tulupov, V.V. (2000), Dizayn i reklama v sisteme tipologicheskikh priznakov rossiyskikh gazet: filologicheskiy, filosofsko-psikhologicheskiy i tvorcheskiy aspekty [Design and advertising in the system of typological features of Russian newspapers: philological, philosophical, psychological and creative aspects], PhD dissertation, Voro-nezh State University, Voronezh, Russia, 270 p.
Tulupov, V.V. (2003), Reklama v kommunikatsionnom protsesse [Advertising in the communication process], Quarta, Voronezh, Russia, 144 p.
Uchenova, V.V. & N.V. Starykh (1999), Istoriya reklamy ili metamorfozy reklamnogo obraza [The history of advertising or the metamorphosis of the advertising image], UNITI, Moscow, Russia, 336 p.
Uchenova, V.V. & N.V. Starykh (2002), Istoriya reklamy [History of advertising], UNITI, Moscow, Russia, 304 p.
Verigin, A. (1898), Russkaya reklama [Russian advertising], Izd-vo gaz. “Russkiy trud”, St. Petersburg, Russia, 23 p.