ЗАГОВОР «ПАРИЖСКОГО КОМИТЕТА»: КОНСПИРОЛОГИЯ И ИМПЕРСКИЕ ЭЛИТЫ В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I

Авторы

  • Я. С. Абдуллаев

Ключевые слова:

конспирология, миф о заговоре, политическая культура, европейские революции 1820-х гг., Александр I, А. С. Стурдза, архимандрит Фотий

Аннотация

Несмотря на резкий рост популярности изучения теорий заговора в России и на постсоветском пространстве, вниманием исследователей остается обделен период первой половины XIX в. – критически важный для идентификации истоков русской конспирологической традиции и ее динамики. В исследовании предлагается новая интерпретация бытования, распространения и инструментализации конспирологии в конце эпохи правления Александра I. В противовес предшествующей историографии устанавливается, что именно 1820-е гг. ознаменовали начало интенсивного проникновения конспирологического дискурса в российскую политическую культуру и общественное сознание. Под влиянием рецепции трудов западных конспирологов, роста мистических настроений в публичной сфере и революционного вихря в Южной Европе произошла актуализация мифа о заговоре. Один из его конкретных подтипов − мифологема заговора Парижского комитета − приобрел характер языковой гегемонии в александровской России. Исходя из теории политического мифа и современных представлений о генеративном потенциале конспирацизма, доказывается, что основной чертой мифологии заговора в первой четверти XIX столетия являлся ее функциональный потенциал. Циркулируя преимущественно в кругах бюрократии, особенно среди дипломатического корпуса, и духовного сословия, конспирологические нарративы использовались представителями политической элиты на всех уровнях правящей иерархии. С помощью артикуляции мифа о заговоре и говорения на языке конспирологии чиновники и интеллектуалы осмысляли политическую действительность, решали жизненные и карьерные проблемы, выражали лояльность режиму, идентифицировали себя с властью и участвовали во внутриэлитных конфликтах.

Библиографические ссылки

Андреева Т.В. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная поли-тика и общественное мнение. СПб.: Лики России, 2009. 912 с.

Арш Г.Л. Этеристское движение в России: освободительная война греческого народа и русско-греческие связи. М.: Наука, 1970. 372 с.

Белоусов М.С., Абдуллаев Я.С. Первые испанские революции и правящие верхи Россий-ской империи // Российская история. 2021. № 1. С. 46–57.

Биберштайн И.Р. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2010. 400 с.

Вуд Г. Заговор и параноидальный стиль: казуальность и обман в XVIII веке // Идея Амери-ки. Размышления о рождении США. М.: Весь мир, 2016. С. 107–168.

Гордин Я.А. Дело о масонском заговоре, или Мистики и охранители. СПб.: Вита Нова, 2015. 496 с.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

Кондаков Ю.Е. Документы о масонстве из архива архимандрита Фотия (Спасского) // Вестник архивиста. 2020. № 3. С. 676–691.

Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX в. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. 560 с.

Нарочницкий А.Л. Испания 1808–1823 гг. глазами российских дипломатов // Вопросы ис-тории. 1988. № 2. С. 41–53.

Николай Михайлович, вел. кн. Император Александр I: опыт исторического исследования: в 2 т. СПб.: Экспед. заготовл. гос. бумаг, 1912. Т. 1. 636 с.

Потапова Н.Д. Трибуны сырых казематов: политика и дискурсивные стратегии в деле де-кабристов. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2017. 416 с.

Сафонов М.М. Всеевропейский заговор, «Филики Этерия», декабризм // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2020. № 20 (1). С. 58–96.

Смит Д. Работа над диким камнем: масонский орден и русское общество в XVIII веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 224 с.

Фадеев А.В. Россия и восточный кризис 20-х годов XIX века. М.: Наука, 1958. 396 с.

Хлебников М.В. «Теория заговора». Опыт социокультурного исследования. М.: Кучково поле, 2012. 464 с.

Шебунин А.Н. Европейская контрреволюция в первой половине XIX века. Л.: Сеятель, 1925. 231 с.

Borenstein E. Plots Against Russia: Conspiracy and Fantasy after Socialism. Ithaca: Cornell Uni-versity Press, 2019. 306 p.

Bottici C. A Philosophy of Political Myth. New York: Cambridge University Press, 2007. 286 p.

Bratich J.Z. Conspiracy Panics: Political Rationality and Popular Culture. New York: State Uni-versity of New York Press, 2008. 229 p.

Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. New York: Longman Publishing, 1995. 265 p.

Fenster M. Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture. 2nd ed. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2008. 371 p.

Girard R. The Scapegoat. Baltimore: John Hopkins University Press, 1989. 232 p.

Hofstadter R. The Paranoid Style in American Politics. New York: Knopf, 1965. 314 p.

Livers K.A. Conspiracy Culture: Post-Soviet Paranoia and the Russian Imagination. Toronto: University of Toronto Press, 2020. 307 p.

Martin A.M. Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. DeKalb: North Illinois University Press, 1997. 294 p.

Pipes D. Conspiracy: How the Paranoid Style Flourishes and Where It Comes From. New York: Free Press, 1997. 272 p.

Prousis Th.C. Aleksandr Sturdza: A Russian Conservative Response to the Greek Revolution // East European Quarterly. 1992. Vol. 26, no. 3. P. 309–344.

Roberts J.M. The Mythology of the Secret Societies. New York: Charles Scribner’s Sons, 1972. 380 p.

Stourdza A. La Grèce en 1821 et 1822. Correspondance politique publiée par un Grec. Paris: Dufart, 1823. 100 p.

Tudor H. Political Myth. London: Macmillan Press, 1972. 157 p.

Yablokov I. Fortress Russia: Conspiracy Theories in the Post-Soviet World. New York: Polity, 2018. 288 p.

References

Andreeva, T. V. (2009), Taynye obschestva v Rossii v pervoy treti XIX v.: pravitel’stvennaya politika i obsch-estvennoe mnenie [The Secret Societies in Russia in the early 19th century: Government Policies and Public Opin-ion], Liki Rossii, St. Petersburg, Russia, 912 p.

Arsh, G. L. (1970), Eteristskoe dvizhenie v Rossii: osvoboditel’naiia voiina grecheskogo naroda i russko-grecheskie sviazi [The Hetairist Movement in Russia: The Liberation War of the Greek People and Russo-Greek Relations], Nauka, Moscow, USSR, 372 p.

Belousov, M. S., Abdullaev, Ya.S. (2021), “The first Spanish revolutions and the ruling elite of the Russian Em-pire”, Rossiyskaya istoriya, № 1, pp. 46–57.

Bibershtain, I. R. (2010), Mif o zagovore. Filosofy, masony, evrei, liberaly i sotsialisty v roli zagovorshchikov [The Conspiracy Myth. Philosophes, Freemasons, Jews, Liberals, and Socialists as Conspirators], Izdatel’stvo imeni N.I. Novikova, St. Petersburg, Russia, 400 p.

Borenstein, E. (2019), Plots Against Russia: Conspiracy and Fantasy after Socialism, Cornell University Press, Ithaca, US, 306 p.

Bottici, C. (2007), A Philosophy of Political Myth, Cambridge University Press, New York, US, 286 p.

Bratich, J.Z. (2008), Conspiracy Panics: Political Rationality and Popular Culture, State University of New York Press, New York, US, 229 p.

Fadeev, A. V. (1958), Rossiya i vostochnyy krizis 20-kh godov XIX veka [Russia and the Eastern Crisis of the 20s of the 19th Century], Nauka, Moscow, USSR, 396 p.

Fairclough, N. (1995), Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language, Longman Publishing, New York, US, 265 p.

Fenster, M. (2008), Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture. 2nd ed., University of Minne-sota Press, Minneapolis, US, 371 p.

Girard, R. (1989), The Scapegoat, Johns Hopkins University Press, Baltimore, US, 232 p.

Gordin, Ya.A. (2015), Delo o masonskom zagovore, ili Mistiki i okhraniteli [The Case of the Masonic Conspira-cy, or Mystics and Reactionaries], Nova Vita, St. Petersburg, Russia, 496 p.

Hofstadter, R. (1965), The Paranoid Style in American Politics, Knopf, New York, US, 314 p.

Khlebnikov, M. V. (2012), «Teoriya zagovora». Opyt sotsiokul'turnogo issledovaniya [“Conspiracy Theory”. The Experience of Sociocultural Study], Kuchkovo pole, Moscow, Russia, 464 p.

Kondakov, Yu. E. (2020), “Documents on Freemasonry from the Archives of Archimandrite Photius (Spassky)”, Vestnik arkhivista, № 3, pp. 676–691.

Livers, K. A. (2020), Conspiracy Culture: Post-Soviet Paranoia and the Russian Imagination, University of Toronto Press, Toronto, Canada, 307 p.

Martin, A. M. (1997), Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I, North Illinois University Press, DeKalb, US, 294 p.

Minakov, A. Yu. (2011), Russkiy konservatizm v pervoy chetverti XIX v. [Russian Conservatism in the First Quarter of the 19th Century], Izdatel’stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, Voronezh, Russia, 560 p.

Narochnitskiy, A. L. (1988), “Spain of 1808–1823 through the eyes of Russian diplomats”, Voprosy istorii, № 2, pp. 41–53.

Nikolai Mikhailovich, vel. kn. (1912), Imperator Aleksandr I: Opyt istoricheskogo issledovaniya. V 2-kh t. [Em-peror Alexander I: The Historical Study. In 2 vols.], vol. 1, Ekspeditsiya zagotovleniya gosudarstvennykh bum-ag, St. Petersburg, Russia, 636 p.

Pipes, D. (1997), Conspiracy: How the Paranoid Style Flourishes and Where It Comes From, Free Press, New York, US, 272 p.

Potapova, N. D. (2017), Tribuny syrykh kazematov: politika i diskursivnye strategii v dele dekabristov [Speak-ing from Their Cells: Politics and Discursive Strategies in the Decembrist Case], Izdatelst’vo Evropeiskogo uni-versiteta v Sankt-Peterburge, St. Petersburg, Russia, 416 p.

Prousis, Th. C. (1992), “Aleksandr Sturdza: A Russian Conservative Response to the Greek Revolution”, East European Quarterly, vol. 26, № 3, pp. 309–344.

Roberts, J. M. (1972), The Mythology of the Secret Societies, Secker & Warburg, London, UK, 380 p.

Safonov, M. M. (2020), “Pan-European conspiracy, "Filiki Eteria", Decembrism”, Trudy kafedry istorii Novogo i noveishego vremeni, № 20 (1), pp. 58–96.

Shebunin, A. N. (1925), Evropeiskaya kontrrevolyutsiya v pervoi polovine XIX veka [European Counterrevolu-tion in the First Half of the 19th Century], Seiatel, Leningrad, USSR, 231 p.

Smit, D. (2006), Rabota nad dikim kamnem: Masonskii orden i russkoe obshchestvo v XVIII veke [Working the Rough Stone: Freemasonry and Society in Eighteenth-Century Russia], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 224 p.

Stourdza, A. (1823), La Grèce en 1821 et 1822. Correspondance politique publiée par un Grec, Dufart, Paris, France, 100 p.

Tudor, H. (1972), Political Myth, Macmillan Press, London, UK, 157 p.

Vud, G. (2016), “Conspiracy and paranoid style': casualness' and deceit in the 18th century,” in Ideya Ameriki. Razmyshlenya o rozhdenii SShA [The Idea of America. Thoughts about the Birth of the United States], Ves’ Mir, Moscow, Russia, pp. 107–168.

Yablokov, I. (2018), Fortress Russia: Conspiracy Theories in the Post-Soviet World, Polity, New York, US, 288 p.

Zorin, A. L. (2001), Kormya dvuglavogo orla… Literatura i gosudarstvennaya ideologiya v Rossii v posledney treti XVIII – pervoy treti XIX veka [By Fables Alone: Literature and State Ideology in Late Eighteenth and Early Nineteenth-Century Russia], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 416 p.

Загрузки

Опубликован

2023-04-10

Как цитировать

Абдуллаев, Я. С. . (2023). ЗАГОВОР «ПАРИЖСКОГО КОМИТЕТА»: КОНСПИРОЛОГИЯ И ИМПЕРСКИЕ ЭЛИТЫ В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 60(1), 134–145. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/7090