«ВОСПИТАНИЕ ГОРОДОМ»: УРБАНИСТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 1920-Х ГОДОВ
Ключевые слова:
городское воображение, трудовая школа, учебник, локализация, краеведение, комплексный методАннотация
Первые послереволюционные десятилетия стали одним ключевых периодов с точки зрения становления городского воображения и городской культуры. В статье предпринимается попытка наметить возможности изучения этого процесса сквозь призму школьных учебных пособий. Для реализации этой задачи автор обращается к реконструкции развернувшейся в этот период реформы, которая определила направления и рамки формирования корпуса учебной и методической литературы в целом и обращения к городской тематике в практике образования. Важным направлением становится анализ того, как в практике трудовой школы воплощались идеи локализации, комплексного преподавания и активных методов обучения, каким образом школа участвовала в формировании краеведческого движения, для которого 1920-е гг. стали периодом бурного расцвета. В этом контексте возникает вопрос о роли учебника в учебном процессе, с одной стороны, и об импульсах появления урбанистической проблематики, с другой. С учетом этого автор обращается к характеристике корпуса учебных пособий, которые были сфокусированы на разработке темы города. В заключительной части статьи дается сопоставительный анализ двух рабочих книг для начальной школы – «Своими силами» (1925−1927) и «Наш город» (1928−1930), которые представляют собой наиболее масштабные опыты представления города в учебном тексте. Этот анализ позволяет зафиксировать различные подходы к развитию реального и воображаемого освоения города в рамках школьной программы, направленные на адаптацию учащихся к городской среде и активное включение их в городскую жизнь.Библиографические ссылки
Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917−1927 гг.: становление «нового человека». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 236 с.
Безрогов В.Г., Тендрякова М.В. Город и Корф: figura Urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110−127.
Вендровская Р.Б. Отечественная школа двадцатых годов (в поисках педагогического идеала). М.: Изд-во РОУ, 1996. 104 с.
Зубарева Н.Н. Педагогическое осмысление необходимости изучения «местного элемента» в рамках общего образования в России во второй половине XIX века // Вестник Твер. гос. ун-та. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 245−254.
Измозик В.С., Лебина Н.Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве, 1920−1930-е годы: социально-архитектурное микроисторическое исследование. СПб.: Крига, 2010. 233 c.
Келли К. «С чего начинается малая родина?». Родной город в учебном процессе советской и постсоветской начальной школы: конструирование социальной политики // Учебники детства / сост. Н.Б. Баранникова. М.: Изд-во РГГУ, 2013. Т. 3. С. 196−226.
Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931 гг.). М.: ИТиИП, 1961. 508 с.
Лескинен М.В. Представления об «Отечестве» и «Родине» в русских учебниках географии по-следней трети XIX веков: конструирование национальной идентичности // Вестник Моск. ун-та. История. 2010. № 3. С. 40−54.
Лоскутова М. «С чего начинается Родина?». Преподавание географии в дореволюционной школе и региональное самосознание (XIX − начало XX в.) // Ab Imperio. 2003. № 3. С. 159−198.
Меерович М.Г. Градостроительная политика СССР, 1917−1929: от города-сада к ведомственно-му рабочему поселку. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 347 с.
Меерович М.Г., Конышева Е.В., Хмельницкий Д.С. Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР 1928−1932 гг. М.: РОССПЭН, 2011. 270 с.
Рожков А.Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 640 с.
Ромашина Е.Ю. Город − это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и буква-рей 1900−1925 гг. // Вестник Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-та. Педагогика. Психо-логия. 2021. № 60. С. 97−118.
Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в советской школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1965. 361 с.
Сенькина A.A. Книга для чтения в 1920-х годах: старое vs новое // Учебный текст в советской школе: сб. стат. / сост. С.Г. Леонтьева, К.A. Маслинский. СПб.; М.: Ин-т логики, когнитологии и развития личности, 2008. С. 26−47.
Соболев В.С. Академия наук и краеведческое движение // Вестник РАН. 2000. Т. 70, № 6. С. 535−541.
Степанов Б.Е. Конструирование образа города в учебниках по родиноведению (1870−1910-е годы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2. С. 112−129.
Учебный текст в советской школе / сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб.; М.: Ин-т ло-гики, когнитологии и развития личности, 2008. 472 с.
Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблема города будущего. М.: Наука. 1980. 373 с.
Bavidge J. Stories in Space: the Geographies of Children's Literature // Children's Geographies. 2006. Vol. 4, no. 3. P. 319−330.
References
Antsiferov, N.P. (1929), Kak izuchat' svoy gorod: v plane shkol'noy raboty [How to study your city: in terms of schoolwork], GIZ, Moscow – Leningrad, USSR, 118 p.
Antsiferov, N.P. & T.N. Antsiferova (1926–1927), Kniga o gorode [A book about the city], vol. 1-3, Brokgauz-Efron, Leningrad, USSR.
Balashov, E.M. (2003), Shkola v rossiyskom obshhestve 1917–1927 gg.: stanovlenie «novogo cheloveka» [School in Russian society of 1917–1927: the formation of the “new man”], Dmitriy Bulanin, St. Petersburg, Russia, 236 p.
Bavidge, J. (2006), “Stories in space: the geographies of children's literature”, Children's geographies, vol. 4, № 3, pp. 319–330.
Bezrogov, V.G. & M.V. Tendryakova (2019), “City and Korf: figura Urbis novae in educational books for zemstvo school”, Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologiya, № 55, pp. 110–127.
Butin, I.A. (ed.) (1928), Leningrad: Kraevednyy sbornik [Leningrad: Local History Collection], Lenoblono, Leningrad, USSR, 208 p.
Dzyubinskiy, S. (1927), “Programs of the GUS on social science”, in Dzyubinskiy, S., Zhavoronkov, B. & S. Singalevich, Ocherki metodiki obshhestvovedeniya v shkole II stupeni [Essays on the methods of social science at school of the 2d level], Tatizdat pri TsIK-e TSSR, Kazan', USSR, pp. 28–51.
Dzyubinskiy, S., Zakozhurnikova, M., Nikol'skaya, E. & A. Yankovskaya-Baydina (1925), Svoimi silami: Rabochaya kniga dlya starshih grupp 1 stupeni [Do it yourself: A workbook for senior groups of the 1st level], vol. 1, issue 1, Gosizat, Leningrad, USSR, 200 p.
Fenomenov, M.Ya. (1926), “Perspectives of school local history”, in Dzens-Litovskiy, A. Ya (ed.), Na novyh putyah kraevednoy raboty [On new ways of local history work], “Obrazovanie”, Leningrad, USSR, pp. 90–111.
Grevs, I.M. (1924), “City as a subject of local history”, Kraevedenie, № 3, pp. 245–258.
Hazanova, V.Ye. (1980), Sovetskaya arhitektura pervoy pyatiletki. Problema goroda budushhego [Soviet architecture of the first five-year plan. The problem of the city of the future], Nauka, Moscow, Russia, 373 p.
Izmozik, V.S. & N.B. Lebina (2010), Peterburg sovetskiy: «novyy chelovek» v starom prostranstve, 1920–1930-e gody (sotsial'no-arhitekturnoe mikroistoricheskoe issledovanie) [Soviet Petersburg: “new man” in the old space, 1920s–1930s (socio-architectural microhistorical research)], Kriga, St. Petersburg, Russia, 233 p.
Kelli, K. (2013) “«How does a small homeland begin?» Hometown in the educational process of the Soviet and post-Soviet elementary schools: the construction of social policy”, in Barannikova, N.B. (ed.), Uchebniki detstva [Textbooks of childhood], vol. 3, RGGU, Moscow, Russia, pp. 196–226.
Korolev, F.F., Korneychik, T.D. & Z.I. Ravkin (1961), Ocherki po istorii sovetskoy shkoly i pedagogiki (1921–1931 gg.) [Essays on the history of the Soviet school and pedagogy (1921–1931)], ITiIP, Moscow, USSR, 508 p.
Leontyeva, S.G. & K.A. Maslinskiy (eds.) (2008), Uchebnyy tekst v sovetskoy shkole [Educational text in the Soviet school], Institut logiki, kognitologii i razvitiya lichnosti, St. Petersburg – Moscow, Russia, 472 p.
Leskinen, M.V. (2010), “Conceptions of «Fatherland» and «Motherland» in Russian geography textbooks of the last third of the 19th centuries: the construction of national identity”, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya, № 3, pp. 40–54.
Lopatin, P.N. (1925), Gorod nastoyashhego i budushhego [City of present and future], Novaya Moskva, Moscow, USSR, 31 p.
Loskutova, M. (2003), “«Where does the Motherland begin?» Teaching geography in the pre-revolutionary school and regional self-awareness (19th – early 20th century)”, Ab Imperio, № 3, pp. 159–198.
Meerovich, M.G. (2017), Gradostroitel'naya politika SSSR, 1917–1929: ot goroda-sada k vedomstvennomu rabochemu poselku, [Urban planning policy of the USSR, 1917–1929: from a garden city to a departmental workers' settlement] Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 347 p.
Meerovich, M.G., Konysheva, E.V. & D.S. Hmel'nitskiy (2011), Kladbishhe sotsgorodov: gradostroitel'naya politika v SSSR 1928–1932 gg. [Cemetery of socialist cities: urban policy in the USSR, 1928–1932], ROSSPEN, Moscow, Russia, 270 p.
Nash gorod: Orehovo-Zuevo, Shatura, Egor'evsk i Pavlovskiy posad (1930), Rabotnik prosveshheniya, Moscow, Leningrad, USSR, 104 p.
Nechaev, T.N. (ed.) (1929), Nash gorod [Our city], Rabotnik prosveshheniya, Moscow, USSR, 75 p.
Nikiforov, D.N. (1927), Gorod i derevnya [City and village], Rabotnik prosveshheniya, Moscow, USSR, 106 p.
Ososkova I.I. & V.S. Vasilyeva (eds.) (1929), Po okrestnostyam Ryazani [Around Ryazan], Rabotnik prosveshheniya, Moscow, USSR.
Polzikova-Rubets, K.V. (1926), Gorod, byt, proizvodstvo v shkolah pervoy stupeni [City, everyday life, production in primary schools], Seyatel', Leningrad, USSR, 96 p.
Romashina, E.Yu. (2021 b), “«Readable city»: functions of urban space in educational texts”, Vestnik PSGTU. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya, № 61, pp. 71–81.
Rotkovich, Ya.A. (1965), Ocherki po istorii prepodavaniya literatury v sovetskoy shkole: posobie dlya uchiteley [Essays on the history of teaching literature in the Soviet school: a guide for teachers], Prosveshhenie, Moscow, USSR, 361 p.
Rozhkov, A.Yu. (2014), V krugu sverstnikov: Zhiznennyy mir molodogo cheloveka v Sovetskoy Rossii 1920-h godov [Among peers: The life world of a young man in Soviet Russia in the 1920s], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 640 p.
Sen'kina, A.A. (2008), “A book to read in the 1920s: old vs new”, in Leontyeva, S.G. & K.A. Maslinskiy (eds.), Uchebnyy tekst v sovetskoy shkole [Educational text in the Soviet school], Institut logiki, kognitologii i razvitiya lichnosti, St. Petersburg – Moscow, Russia, pp. 26–47.
Shchusev, A.V. (1924), “Moscow of the future”, Krasnaya Niva, № 17, pp. 418.
Sobolev, V. S. (2000), “Academy of Sciences and local lore movement”, Vestnik RAN, vol. 70, № 6, pp. 535–541.
Stepanov, B. E. (2021), “Construction of the image of the city in textbooks on homeland studies (1870s–1910s)”, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 1, № 2, pp. 112–129.
Straten, V., Selinov, V., Potapenko, G. & K. Shherbina (1926), Kompleksnaya tema «Nash gorod» [Complex theme “Our city”], Brokgauz i Efron, Leningrad, USSR, 47 p.
Vendrovskaya, R.B. (1996), Otechestvennaya shkola dvadtsatyh godov (v poiskah pedagogicheskogo ideala) [Domestic school of the twenties (in search of a pedagogical ideal)], Izdatel'stvo ROU, Moscow, Russia, 104 p.
Vladislavlev, I.V., Leytnekker, O.S. & B.E. Luk'yanovskiy (eds.) (1926), Gorod v proizvedeniyah hudozhestvennoy literatury [City in literary works], Gosizdat, Moscow, USSR, 360 p.
Yahontov, A.A. (1923), “Local history and school”, in Voprosy kraevedeniya [Local history issues], NiZhpoligraf, Nizhniy Novgorod, USSR, pp. 35–43.
Yaroshevskiy, A.G. (1926), Obshhestvovedenie v shkol'noy kraevedcheskoy rabote [Social science in school local history work], Seyatel', Leningrad, USSR, 160 p.
Zakozhurnikova, M., Litvinenko, E. & A. Yankovskaya-Baydina (eds.) (1926), Praktika raboty po programme GUS'a: Rabochaya kniga uchiteley I stupeni [Practice of work on the GUS program: a workbook for teachers of the 1st stage], Mir, Moscow, USSR.
Zhavoronkov, B.K. & S.N. Dzyyubinskiy (1925), Podvizhnaya laboratoriya po obshhestvovedeniyu [Mobile laboratory for social science], GIZ, Leningrad, USSR.
Zhuravlev, V.P. (2010), “The first Soviet programs of school literary education and «Workbooks on Literature» as a new type of teaching aid”, Nauka i shkola, № 2, pp. 41–46.
Zubareva, N.N. (2014), “Pedagogical understanding of the need to study the «local element» in the framework of general education in Russia in the second half of the 19th century”, Vestnik TverGU. Seriya: Pedagogika i psihologiya, № 4, pp. 245–254.
Zvyagintsev, E.A. (1919), Rodinovedenie i lokalizatsiya v narodnoy shkole [Motherland studies and localization in folk school], Zhurnal “Narodnyy uchitel'”, Moscow, Russia, 132 p.