ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРМИТАЖ»

Авторы

  • В. Л. Гайдук

Ключевые слова:

советское неофициальное искусство, любительские объединения, Бажанов, Талочкин, современное русское искусство, архив

Аннотация

Наименее изученной проблемой истории советского андеграунда является история любительских творческих объединений, которые возникли в период перестройки. Документы по истории любительских творческих объединений не сконцентрированы в одном фонде, они рассредоточены по разным фондам государственных учреждений, личным фондам художников, кураторов и коллекционеров. В данном исследовании предпринимается попытка проследить историю любительского объединения «Эрмитаж», которое было создано Л. А. Бажановым в 1986 г., на материалах Центрального архива литературы и искусства г. Москвы (ЦАЛИМа), Центрального архива общественно-политической истории г. Москвы (ЦАОПИМа), архивного фонда «Эрмитаж», который хранится в Научном архиве Государственного центра современного искусства (НА ГЦСИ; ныне – Научный архив отдела «Медиатека» Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), и фонда коллекционера Леонида Талочкина. «Эрмитаж» был одним из первых творческих объединений, который получил официальный статус любительского объединения при саде «Эрмитаж». За свое годичное существование его члены провели десять выставок в выставочном зале в Беляево. Самой громкой была «Ретроспекция», в рамках которой кураторы стремились переосмыслить историю советского послевоенного искусства. Именно эта выставка заставила Главное управление культуры Мосгорисполкома и Московский городской комитет КПСС поднять вопрос об отсутствии идеологического и методического контроля над любительскими обществами. Решения, вынесенные на заседаниях секретариата Московского городского комитета КПСС, лишили «Эрмитаж» возможности продолжать свою деятельность. Руководство «Эрмитажа» предприняло несколько попыток оформить деятельность под патронатом других организаций (Союз кинематографистов СССР, Заочный народный университет искусств), но эти попытки оказались неудачными. Партийное руководство не могло принять новую концепцию музея и выставочного зала, которая пропагандировалась участниками «Эрмитажа». Кроме того, любые попытки пересмотра официальной истории советского искусства воспринимались властными структурами крайне болезненно.

Библиографические ссылки

Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950–1980-е гг. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2004. 374 с.

Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Арт-медиа, 2012. 496 с.

Брежнева Л.Б. Художественная интеллигенция в общественно-политической жизни советского общества. 1985–1991 гг.: дисс. … канд. ист. наук. М., 1996. 250 с.

Гордеева И.А., Заславская О.В. Хиппи бросают вызов историкам: современные проблемы собирания и публикации документов по истории новых социальных движений // Вестник РГГУ. Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность». 2016. № 4(6). С. 61–78.

«Другое искусство». Москва. 1956–1988. М.: Галарт, 2005. 431 с.

«Другое» искусство. Беседы с критиками, художниками, философами: 1980–1995. М.: Ad marginem, 1997. 348 с.

Кизевальтер Г. Прыжок из застоя в НЭП // Переломные 80-е в неофициальном искусстве СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 7–36.

Мусянкова Н.А. Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) как ареал неофициальной культуры // Неофициальное искусство в СССР. М.: БуксМАрт, 2014. С. 345–360.

Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е гг. М.: БуксМАрт, 2014. 480 с.

Открытие России. Десятилетие нового интернационала. 1986–1996. М.: АртГид, 2016. 382 с.

Переломные 80-е в неофициальном искусстве СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 688 с.

Плахов А. Последняя модернистская революция: как пятый съезд кинематографистов похоронил советский официоз [Электронный ресурс]. URL: https://kinoart.ru/opinions/poslednyaya-modernistskaya-revolyutsiya-kak-pyatyy-sezd-kinematografistov-pohoronil-sovetskiy-ofitsioz (дата обращения: 16.10.2020).

Стародубцева З. Первая попытка // Искусство. 2007. № 3. С. 86–93.

Эти странные 70-е, или Потеря невинности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 432 с.

Янковская Г.А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2019. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2019/3/

poluraspad-soyuz-hudozhnikov-sssr-na-poroge-samolikvidaczii.html#_ftn3 (дата обращения: 20.10.2020).

Maximova M. Transformation of the Canon: Soviet Art Institutions, the Principles of Collecting and Institutionalization of Contemporary Soviet Art // Journal for Art Market Studies. 2019. Vol. 3, no. 1. URL: https://fokum-jams.org/index.php/jams/article/view/81 (accessed: 20.10.2020).

References

Aimermakher, K. (2004), Ot edinstva k mnogoobraziyu. Razyskaniya v oblasti «drugogo» iskusstva 1950-1980e gg., [From unity to diversity. Research in the field of "other" art in the 1950s-1980s], Ros. Gos. Gumanitar. Un-t, Moscow, Russia, 374 p.

Bobrinskaya, E.A. (2012), Chuzhie? Neofitsial'noe iskusstvo: mify, strategii, kontseptsii, [Strangers? Unofficial art: myths, strategies, and concepts.] Art-media, Moscow, Russia, 496 p.

Brezhneva, L.B. (1996) Khudozhestvennaya intelligentsiya v obshchestvenno-politicheskoi zhizni sovetskogo obshchestva. 1985-1991 g., [Artistic intelligentsia in the socio-political life of Soviet society. 1985-1991 g], PhD. Dissertation, Moscow State University. Moscow, Russia, 250 p.

Gordeeva, I.A., Zaslavskaya, O.V.(2016), Khippi brosayut vyzov istorikam: sovremennye problemy sobiraniya i publikatsii dokumentov po istorii novykh sotsial'nykh dvizhenii, [Hippies challenge historians: modern problems of collecting and publishing documents on the history of new social movements], Vestnik RGGU. Seriya «Dokumentovedenie i arkhivovedenie. Informatika. Zashchita informatsii i informatsionnaya bezopasnost'», 2016. № 4(6). pp. 61–78.

«Drugoe iskusstvo» Moskva. 1956-1988 (2005), ["Other art". Moscow. 1956-1988], Galart, Moscow, Russia, 431 p.

«Drugoe» iskusstva. Besedy s kritikami, khudozhnikami, filosofami: 1980-1995 (1997), ["Other" art. Conversa-tions with critics, artists, and philosophers: 1980-1995], Ad marginem, Moscow, 348 p.

Kizeval'ter, G. (2014) Pryzhok iz zastoya v NEP [Jump out of stagnation in the NEP] in Perelomnye 80e v neofitsial'nom iskusstve SSSR, [Turning 80's in the unofficial art of the USSR.], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 2014. pp. 7–36.

Musyankova, N.A. (2014) Zaochnyi narodnyi universitet iskusstv (ZNUI) kak areal neofitsial'noi kul'tury [Cor-respondence people's University of arts (ZNUI) as an area of unofficial culture] in Neofitsial'noe iskusstvo v SSSR [Unofficial art in the USSR], BuksMArt, Moscow, Russia, pp. 345–360.

Neofitsial'noe iskusstvo v SSSR. 1950-1980-e gg. (2014), [Unofficial art in the USSR], BuksMArt, Moscow, Russia, 480 p.

Otkrytie Rossii. Desyatiletie novogo internatsionala. 1986-1996 (2016), [The Opening Of Russia. Decade of the new international, 1986-1996], Art Gid, Moscow, Russia, 382 p.

Perelomnye 80-e v neofitsial'nom iskusstve SSSR (2014), [Turning 80's in the unofficial art of the USSR], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 688 p.

Plakhov A. Poslednyaya modernistskaya revolyutsiya: kak pyatyi s"ezd kinematografistov pokhoronil sovetskii ofitsioz [The last modernist revolution: how the fifth Congress of cinematographers buried the Soviet officialdom] Available at: https://kinoart.ru/opinions/poslednyaya-modernistskaya-revolyutsiya-kak-pyatyy-sezd-kinematografistov-pohoronil-sovetskiy-ofitsioz (accessed 20.10.2020)

Starodubtseva, Z. (2007) Pervaya popytka [The first attempt] in Iskusstvo. № 3. pp. 86–93.

Eti strannye 70e, ili Poterya nevinnosti, (2010) [These strange 70s, or the loss of innocence], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 432 p.

Yankovskaya, G.A. (2019) Poluraspad. Soyuz khudozhnikov SSSR na poroge samolikvidatsii [Half-decay. Union of artists of the USSR on the threshold of self-destruction] in Neprikosnovennyi zapas [Reserve stock]. № 3. Available at: https://magazines.gorky.media/nz/2019/3/poluraspad-soyuz-hudozhnikov-sssr-na-poroge-samolikvidaczii.html#_ftn3 (accessed 20.10.2020)

Maximova M.(2019) Transformation of the Canon: Soviet Art Institutions, the Principles of Collecting and Institutionalization of Contemporary Soviet Art in Journal for Art Market Studies. Vol. 3. No. 1. Available at: https://fokum-jams.org/index.php/jams/article/view/81 (accessed 20.10.2020)

Загрузки

Опубликован

2022-07-19

Как цитировать

Гайдук , В. Л. . (2022). ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРМИТАЖ». ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 57(2), 72–82. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5591