РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ XXI ВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ
Аннотация
В статье анализируется, как проблематика российской истории XXI в. рассматривается в современных школьных учебниках по истории России. Актуальность исследуемой проблемы определяется в первую очередь значимостью учебников истории для конструирования политики памяти. При этом обращается внимание на недостаточное освещение в современной историографии преобразований 2000-х гг. – важного периода исторического развития. Представление в учебниках истории России последнего двадцатилетия анализируется в сравнении с экспертными оценками экономистов, социологов и политологов. Авторы приходят к выводу, что российская история XXI в. на страницах современных официально одобренных учебников предстает как непротиворечивый поступательный процесс развития обретающей мощь державы. Если в отношении истории 1990-х гг. о единстве трактовок тех же самых авторских коллективов говорить не приходится, то в отображении последнего десятилетия трактовки совпадают. При этом можно найти довольно много заимствований из официальной и пропагандистской риторики. Если в отношении событий 1990-х гг. (и более ранних) авторы учебников подбирали альтернативные точки зрения, то последующие события оцениваются однозначно. Можно говорить, что история последнего двадцатилетия в исследуемых учебниках лишь в малой степени отражает цели исторической науки, в большей степени соответствует целям исторической политики. Последнее становится тем более очевидным, учитывая, что исследования российских ученых, вне зависимости от их взглядов, невозможно охарактеризовать как апологию действий политических руководителей.Загрузки
Опубликован
2021-12-27
Как цитировать
Суслов , А. Б. ., & Шуйская , Е. В. . (2021). РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ XXI ВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 55(4), 56–68. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5090
Выпуск
Раздел
Статьи