Переживание исторической травмы: религиозные модели сублимации

Авторы

  • С. В. Рязанова

DOI:

https://doi.org/10.17072/2219-3111-2021-3-167-177

Аннотация

Анализируются подходы и способы сублимации культурной и социальной травмы в среде верующих на примере локализованных кейсов. Предметом исследования стал сложившийся механизм переживания и переосмысления травмирующего опыта между поколениями верующих разных конфессий. Исследовательский вопрос ставится через определение роли религии как компенсаторного социального института, регистрирующего негативные элементы прошлого в сотериологическом аспекте. Исследовательское поле включает часть Западного Урала как традиционно поли-культурный регион, характеризующийся традиционным проживанием представителей так называемых нетрадиционных  религиозных сообществ. В исследовании приняли участие члены локальной уммы, а также христиане, включенные в общины «классических» пятидесятников и баптистов, принадлежащих к так называемому «отделенному братству». Методом сбора информации стало полустандартизированное интервью, верифицированное через обращение к мемуарным публикациям одной из групп. В качестве респондентов привлекались верующие, чьи старшие родственники, принадлежащие ко второму или третьему поколению, подвергались воздействию репрессивного характера. Основное внимание уделялось сложившимся техникам, имеющим вероучительные основания и способствующим изменению эмоционального вектора в оценке полученного травматического опыта. Вводится понятие сотериологии травмы, в границах которого травма воспринимается как способ самосовершенствования и решения душеспасительных задач. Выделены три модели сублимации травмы прошлого, связанные с конфессиональной принадлежностью и формирующие разные стратегии работы с этой травмой. Определены влияние этих моделей на систему ценностей индивида и группы, формирование маркеров оценки событий. Выявлено соотношение способа восприятия негативного прошлого и уровня индивидуального участия верующих в процессах коммеморации с базовыми вероучительными установками общины. Установлена легитимирующая роль религии по отношению к травматическому опыту как встроенному в общерелигиозную сотериологическую концепцию.

Загрузки

Опубликован

2021-10-12

Как цитировать

Рязанова , С. В. (2021). Переживание исторической травмы: религиозные модели сублимации. PERM UNIVERSITY HERALD. HISTORY / ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 54(3), 167–177. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2021-3-167-177