ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА СТАХАНОВКИ: ФАНАТСКИЕ ПИСЬМА ДУСЕ ВИНОГРАДОВОЙ (1935 – 1936 ГОДЫ)

Авторы

  • D. I. Navolotskaya

Ключевые слова:

Евдокия Виноградова, стахановское движение, фанатские письма, социалистическое соревнование, культура знаменитости

Аннотация

Главный вопрос данной статьи: почему советские граждане разных профессий, возрастов писали стахановке – советской знаменитости? Ответить на него автору помогло новое направление в социально-гуманитарных науках – исследования «культуры знаменитости». Феномен массовых писем стахановке в 1935 – 1936 гг. был проявлением участия аудитории в создании образа своего кумира и таких модернизационных процессов, как массовые производство и потребление, массовые СМИ, которые имели свою специфику реализации в Советском Союзе 1930-х гг. Советский Союз в 1930-е гг. не был аномалией в сравнении с Западом. В основе советской «культуры знаменитости» лежала плановая экономика и авторитарный режим, но это не исключало наличие нерепрессивных, демократических феноменов среди аудитории центральной советской прессы. Чтобы изучить специфику модернизационных процессов, с помощью которых советская знаменитость возникала и распространялась, в статье смещается исследовательский фокус с изучения биографии публичной фигуры на анализ восприятия образа знаменитости. Иными словами, основное внимание уделяется изучению культурных практик потребления образа знаменитой стахановки, а также политическим механизмам, с помощью которых эти практики были сконструированы. В основе советской культуры знаменитости лежало сочетание репрессивных политических механизмов и демократичных культурных практик потребления образа селебрити. Несмотря на то, что образы первых стахановцев в периодической печати предназначались для противопоставления героев труда «антисоветским, враждебным элементам», коммуникация между фанатами и знаменитой стахановкой основывалась на равном единении вокруг труда – высшей ценности.

Библиографические ссылки

Alexopoulos G. The Ritual Lament: a Narrative of Appeal in the 1920s and 1930s // Russian History. 1997. Vol. 24, no. 1-2. P. 117–129.

Barbas S. Movie Crazy: Stars, Fans, and the Cult of Celebrity. New York: Basingstoke (Hants.): Pal-grave, 2016.

Buckley M.E. A. Mobilizing Soviet Peasants: Heroines and Heroes of Stalin's Fields. Lanham: Rowman & Littlefield, 2006.

Chatterjee C. Soviet Heroines and Public Identity // The Carl Beck Papers in Russian and East Euro-pean Studies. 1999. № 1402. P. 1 – 33.

Fishzon A. Confessions of a Psikhopatka: Opera Fandom and the Melodramatic Sensibility in Fin‐de‐Siècle Russia // The Russian Review. 2012. Vol. 71, no. 1. P. 100–121.

Jenkins H. Strangers No More, We Sing: Filking and the Social Construction of the Science Fiction Community // Adoring Audience: Fan Culture and Popular Media. Taylor & Francis e-Library, 2001. P. 208–237.

Lewis L. A. Introduction // Adoring audience: Fan Culture and Popular Media. Taylor & Francis e-Library, 2001. P. 1–6.

Orgeron M. “You Are Invited to Participate”: Interactive Fandom in the Age of the Movie Magazine // Journal of Film and Video. 2009. Vol. 61, no. 3. P. 3–23.

Randall A. E. “Revolutionary Bolshevik Work”: Stakhanovism in Retail Trade // The Russian Review. 2000. No. 3. P. 425 – 441.

Shaw C. Soldiers' Letters to Inobatxon and O'g'ulxon: Gender and Nationality in the Birth of a Soviet Romantic Culture // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2016. Vol. 17, no. 3. P. 517–552.

Siegelbaum L. H. Stakhanovism and the Politics of Productivity in the USSR. 1935–1941. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Кларк К. Советский роман: история как ритуал [Электронный ресурс]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. URL: http://www.fedy-diary.ru/katerina-katarina-klark-sovetskij-roman-istoriya-kak-ritual-chast-pervaya-dve-pervye-glavy/ (дата обращения: 04.03.2021).

Коткин С. Говорить по-большевистски (Из кн. «Магнитная гора – сталинизм как цивилиза-ция») // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период. Ан-тология. Самара: Самарский университет, 2001. C. 250–328.

Лилти А. Публичные фигуры: изобретение знаменитости (1750–1850). СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018.

Наволоцкая Д. И. Е. Виноградова как публичная фигура: образ советской знаменитости в прессе 1935–1936 гг. // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. C. 137–150.

Суровцева Е. В. «Письмо вождю» как эпистолярный жанр: его своеобразие и жанровые разно-видности [Электронный ресурс] // Проблемы неклассической прозы в социокультурном кон-тексте XX в.: сб. науч. стат. М.: ТЕИС. 2003. Вып. 1. URL: https://proza.ru/avtor/eskorospelova (дата обращения: 04.03.2021).

Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М.: РОС-СПЭН, 2011.

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: де-ревня. М.: РОССПЭН, 2001.

Хоффманн Д. Взращивание масс: модерное государство и советский социализм, 1914–1939. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018.

Шперлинг В. Новая политическая история: Торговаться с властью: прошения и жалобы как форма политической коммуникации в пореформенной России. СПб.: Алетея, 2004.

References

Alexopoulos, G. (1997), “The Ritual Lament: A Narrative of Appeal in the 1920s and 1930s”, Russian History, Vol. 24, № 1–2, pp. 117–129.

Barbas, S. (2016), Movie Crazy: Stars, Fans and the Cult of Celebrity, Springer, New York, USA, 242 p.

Buckley, M. E. (2006), Mobilizing Soviet peasants: heroines and heroes of Stalin's fields, Rowman & Littlefield, Lanham, USA, 384 p.

Chatterjee, C. (1999), “Soviet heroines and public identity”, The Carl Beck Papers in Russian and East European Studies, № 1402, pp. 1–32.

Fishzon, A. (2012), “Confessions of a Psikhopatka: Opera Fandom and the Melodramatic Sensibility in Fin‐de‐Siècle Russia”, Russian Review, 2012, Vol. 71, № 1, pp. 100–121.

Fitzpatrick, Sh. (2001), Stalinskie krest’yane. Sotsial’naya istoriya Sovetskoy Rossii v 30-e gg.: derevnya [Stalin’s peasants: resistance and survival in the russian village after collectivization], Rosspen, Moscow, Russia, 422 p.

Fitzpatrick, Sh. (2011), Sryvayte maski! Identichnost’ i samozvanstvo v Rossii XX veka [Tear off your masks! Identity and imposture in Russia of the 20th century], available at: https://royallib.com/read/

fitspatrik_sheyla/srivayte_maski_identichnost_i_samozvanstvo_v_rossii.html#0 (accessed 4.03.2021)

Hoffmann, D. (2018), Vzrashchivanie mass: modernoe gosudarstvo i sovetskiy sotsialism 1914–1939 [Cultivating the masses: modern state practices and Soviet socialism], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 424 p.

Jenkins, H. (2001), “Strangers No More, We Sing: Filking and the Social Construction of the Science Fiction Fan Community”, in Lewis, L. A. (ed.), Adoring audience 2001: Fan Culture and Popular Media, Taylor & Francis e-Library, USA, pp. 208–237.

Klark, K. (2002), Sovetskiy roman: Istoriya kak ritual [The Soviet novel: history as ritual], available at: http://www.fedy-diary.ru/katerina-katarina-klark-sovetskij-roman-istoriya-kak-ritual-chast-pervaya-dve-pervye-glavy/ (accessed 4.03.21).

Kotkin, S. (2001), “Speaking like a Bolshevick (From the book “Magnetic Mountain – Stalinism as a Civilization”)”, in Amerikanskaya rusistika: vehi istoriografii poslednih let. Sovetskiy period [American Russian studies: milestones in the historiography of recent years. The Soviet period. Anthology], Samarskiy universitet, Samara, Russia, pp. 250–328.

Lewis, L. A. (2001), “Introduction”, in Lewis, L. A. (ed.), Adoring audience 2001: Fan Culture and Popular Media, Taylor & Francis e-Library, USA, pp. 1–6.

Lilti, A. (2018), Publichnye figury: Izobretenie znamenitosty (1750–1850) [Public figures: the invention of celebrity (1750–1850)], Izdatelstvo Ivana Limbaha, St. Petersburg, Russia, 496 p.

Navolotskaya, D. I. (2020), “E. Vinogradova as a public figure in 1935–1936: The image of the Soviet celebrity in the press”, Zhenshina v rossiyskom obshestve, № 1, pp. 137–150.

Oregon, M. (2009), “«You Are Invited to Participate»: Interactive Fandom in the Age of the Movie Magazine”, Journal of Film and Video, Vol. 61, № 3, pp. 3–23.

Randall, A. E. (2000), “«Revolutionary Bolshevik Work»: Stakhanovism in Retail Trade”, The Russian Review, № 3, pp. 425–441.

Shaw, C. (2016), “Soldiers' Letters to Inobatxon and O'g'ulxon: Gender and Nationality in the Birth of a Soviet Romantic Culture”, Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, № 3, pp. 517–552.

Siegelbaum, L. H. (1990), Stakhanovism and the Politics of Productivity in the USSR, 1935–1941, Cambridge University Press, Cambridge, USA, 344 p.

Surovtseva, E. V. (2003), “The letter to the leader as an epistolary genre: its originality and genre varieties”, in Skorospelova, E. B. (ed.), Problemy neklassicheskoiy prozy v sotsiokul’turnom kontekste XX v. [Problems of non-classical prose in the socio-cultural context of the 20th century], available at: https://proza.ru/avtor/eskorospelova (accessed 4.03.21).

Загрузки

Опубликован

2021-07-01