АМУЛЕТЫ-НАТУРАЛИИ ИЗ КОСТЕЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПЕРМСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ

Авторы

  • N. B. Krylasova
  • P. A. Kosintsev

Ключевые слова:

средневековая археология, палеозоология, Пермское Предуралье, амулеты-натуралии, млекопитающие

Аннотация

При исследованиях средневековых памятников Пермского Предуралья нередко встречаются амулеты из разных частей скелета млекопитающих, которые никак не обрабатывались, за исключением просверленного отверстия для ношения. За отсутствием палеозоологических определений, они отдельно не рассматривались исследователями. Благодаря сотрудничеству с палеозоологами ИЭРЖ УрО РАН, определены и проанализированы амулеты из раскопок последних лет. В итоге сделан вывод, что амулетами служили определенные части скелета – преимущественно зубы, нижние челюсти, таранные кости, в меньшей степени когтевые фаланги, половые косточки, плечевые и берцовые, отростки рога. Среди зубов представлены резцы и клыки. Резцы преобладали крупных копытных (КРС, лошадь, лось), видовая принадлежность клыков шире (куница, лисица, собака, лошадь, свинья и медведь). Из челюстей подавляющее большинство составляют нижние челюсти куницы, единичны – бобра и лисицы. Из таранных костей наиболее распространены кости бобра и мелкого рогатого скота. В целом использовались части скелета и домашних животных – крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, реже собака, свинья, и диких – лось, медведь, куница, лисица, бобр, выдра, заяц. По находкам амулетов в погребениях установлено, что челюсти, клыки медведя, таранные кости бобра носили у пояса, клыки куницы и лисицы включали в ожерелья. По половозрастному составу индивидов, в погребениях которых найдены амулеты, установлена их принадлежность наиболее уязвимым представителям общества – детям, старикам, женщинам. Не прослеживается связи с промысловой магией, не являлись амулеты и атрибутами культов. Вероятно, они связаны не с верой, а с суевериями, и выступали в качестве личных помощников и оберегов.

Библиографические ссылки

Белавин А.М. Городищенское городище на р. Усолке // Приуралье в древности и средние века. Межвуз. сб. науч. тр. Устинов: Б. и., 1986. С. 130–142.

Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. Пермь: Б. и., 2008. 603 с.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. 232 с.

Генинг В.Ф. Деменковский могильник – памятник ломоватовской культуры // Вопросы архео-логии Урала. Свердловск: Б.и., 1964. Вып. 6. С. 94 152.

Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: Б.и., 1985. 280 с.

Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: Б.и., 1989. 215 с.

Голубева Л.А. Амулеты // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М.: Наука, 1997.

С. 153-165

Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М.: Тип. Е. Г. Потапо-ва, 1888. 91 с.

Иванова М.Г. Иднакар: Древнеудмуртское городище IX–XIII вв. Ижевск: Б.и., 1998. 294 с.

Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер. с нем. и публ. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том.ун-та, 1995. Т.2. 284 с.

Косарев М.Ф. Основы языческого понимания. М.: Ладога–100, 2003. 352 с.

Крыласова Н.Б., Брюхова Н.Г. Плотниковский могильник // Археология Пермского края: Свод археологических источников. Вып.IV. Пермь: Б.и., 2017. 259 с.

Крыласова Н.Б., Подосенова Ю.А. Культура жизнеобеспечения и материальная культура сред-невекового Предуралья: Учеб. пособие. Пермь: Б.и., 2017. 214 с.

Ленц Г.Т. Косторезное производство в Верхнем Прикамье // Очерки по археологии Пермского Предуралья. Пермь: Б.и., 2002. С.217–243

Лобанова Т.В., Кардаш О.В., Косинцев П.А. Надымский городок: амулеты и талисманы из ко-стей животных XIII–XVIII веков // Археология Севера России: Югра – волость Новгорода Ве-ликого в XI–XV вв. Свод источников и исследований: Сб. матер. Всерос. науч. конф. (г. Сургут, 1–5 октября 2018 г.): в 2 ч. / отв. ред. В.А. Лапшин. Сургут; Нефтеюганск; Екатерин-бург: Б.и., 2019. Ч. 2. С. 407–435.

Мифологическое время: Альбом-каталог / Гос. музей природы и человека. Ханты-Мансийск. М.: Эпифания, 2003. 215 с.

Никитина Т.Б. Поясные кошельки/сумочки в средневековых могильниках Ветлужско-Вятского междуречья // Поволжская археология. 2013. №2(4). С.151–161.

Оборин В.А. Коми-пермяки // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: Б.и., 1999. С. 255–298.

Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Л.: Алетейя, 1928. 270 с.

Талицкий М.В. Верхнее Прикамье в X–XIV вв. // МИА. № 22. М., 1951. С. 33–96.

Тянина Е.А. Амулеты средневекового Новгорода из зубов и костей животных // Язычество и христианство древнерусского города в свете историко-археологических данных: Комплексное источниковедение. М.: Изд-во МГУ, 2011. 159–168 с.

Федорова Е.В. Одежда манси ХIХ–ХХ вв. // Этнокультурные явления Западной Сибири. Томск: Б.и., 1978. С.196–207

Флерова В.Е. Резная кость юго-востока Европы IX–XII веков: Искусство и ремесло. По матери-алам Саркела – Белой Вежи из коллекции Государственного Эрмитажа. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

Яворская Л.В., Бадеев Д.Ю. Косторезные мастерские в торгово-ремесленном районе средневе-кового Болгара: критерии выявления // Поволжская археология. 2019. №4 (30). С. 210–225.

References

Belavin, A.M. & N.B. Krylasova (2008), Drevnyaya Afkula: arkheologicheskiy kompleks u s. Rozhdestvensk [Ancient Afkula: an archaeological complex in the village Rozhdestvensk], n.p., Perm, Russia, 603 p.

Belavin, A.M. (1986), “Gorodishchenskoe settlement of the Usolka river”, in Tronin, A.A. (ed.), Priural´e v drevnosti i srednie veka [The Cis-Ural region in ancient times and the Middle Ages], Izd-vo «Udm. un-t», Ustinov (Izhevsk), Russia, pp. 130–142.

Fedorova, E.V. (1978), “Mansi clothing of the 19th – 20th centuries”, in Etnokulturnye yavleniya Zapadnoy Sibiri [Ethno-cultural phenomenon of Western Siberia], TGU, Tomsk, Russia, pp. 196–207.

Flerova, V.E. (2001), Reznaya kost' yugo-vostoka Evropy IX–XII vv.: Iskusstvo i remeslo. Po materialam Sarkela-Beloy Vezhi iz kollektsii Ermitazha [Carved bone of the South-East of Europe of the 9th – 12th centuries: Art and craft. Based on the materials of Sarkel-Belaya Vezha from the State Hermitage collection], Aleteya, St. Petersburg, Russia, 352 p.

Gemuev, I.N. (1990), Mirovozzrenie mansi. Dom i kosmos [Muncie's worldview. Home and space], Nauka, SO, Novosibirsk, Russia, 223 p.

Gening, V. F. (1964), “Demenkovsky burial – monument of the Lomovatovo culture”, Voprosy arkheologii Urala, № 6, pp. 94–152.

Goldina, R.D. & B.A. Kananin (1989), Srednevekovye pamyatniki verkhov´ev Kamy [Medieval monuments of the Upper Kama river], n.p., Sverdlovsk, Russia, 215 p.

Goldina, R.D. (1985), Lomovatovskaya kultura v Verkhnem Prikam´e [Lomovatovo culture in the Upper Kama region], n.p., Irkutsk, Russia, 280 p.

Golubeva, L.A. (1997), “Amulets”, in Kolchin, B.A. & T.I. Makarova (eds.), Arkheologiya. Drevnyaya Rus'. Byt i kultura [Archaeology. Ancient Russia. Life and culture], Nauka, Moscow, Russia, pp. 153–165.

Gondatti, N.L. (1888), Sledy yazychestva u inorodtsev Severo-zapadboy Sibiri [Traces of paganism among the natives of North-Western Siberia], Tip. E. G. Potapova, Moscow, Russia, 91 p.

Ivanova, M. G. (1998), Idnakar: Drevneudmurtskoe gorodishche IX–XIII vv. [Idnakar: Ancient Udmurt settlement of the 9th – 13th centuries], n.p., Izhevsk, Russia, 294 p.

Kar'yalaynen, K.F. (1995), Religiya ugorskikh narodov [Religion of the Ugric peoples], Vol. 2, Izd-vo «Tom. un-t», Tomsk, Russia, 284 p.

Kosarev, M.F. (2003), Osnovy yazycheskogo ponimaniya [The foundations of the pagan understanding], Ladoga-100, Moscow, Russia, 352 p.

Krylasova, N.B. & N.G. Brukhova (2017), Plotnikovskiy mogilnik [Plotnikovsky burial ground], n.p., Perm, Russia, 259 p.

Krylasova, N.B. & U.A. Podosenova (2017), Kultura zhizneobespecheniya i materialnaya kultura sred-nevekovogo Preduralya [Life support culture and material culture of the medieval Cis-Urals], n.p., Perm, Russia, 214 p.

Lents, G.T. (2002), “Bone cutting production in the Upper Kama region”, in Belavin, A.M. (ed.), Ocherki po archeologii Permskogo Predural'ya [Essays on the archaeology of the Perm Cis-Urals], n.p., Perm, Russia, pp. 217–243.

Lobanova, T.V., Kardash, O.V. & P.A. Kosintsev (2019), “Nadym town: amulets and talismans from animal bones of the 13th – 18th centuries”, in Lapshin, V.A. (ed.), Arkheologiya Severa Rossii: Ugra – volost' Novgoroda Velikogo v XI–XV vv. Svod istochnikov i issledovaniy: mater. Vseros. nauch. konf. [Archaeology of the North of Russia: Yugra – volost of Novgorod the Great in the 11th – 15th centuries. Summary of sources and research: collection of materials of the all-Russian scientific conference], Vol. 2, n.p., Surgut, Nefteyugansk, Yekaterinburg, Russia, pp. 407–435.

Mifologicheskoe vremya (2013) [Mythological time], Album-catalogue, Epifaniya, Moscow, Russia, 215 p.

Nikitina, T.B. (2013), “Waist wallets/purses in the medieval burial grounds of the Vetluga-Vyatka interfluve”, Povolzhskaya arkheologiya, № 2(4), pp. 151–161.

Oborin, V.A. (1999), “The Komi-Permians”, in Finno-ugry Povolzhya i Priyralya v srednie veka [Finno-Ugric peoples of the Volga and Cis-Ural regions in the Middle Ages], n.p., Izhevsk, Russia, pp. 255–298.

Sidorov, A.S. (1928), Znacharstvo, koldovstvo i porcha u naroda komi [Witchcraft, witchcraft and corruption among the Komi people], Aleteya, Leningrad, Russia, 270 p.

Talitsky, M.V. (1951), “The Upper Kama Region in the 10th – 14th centuries”, in Materialy i issledovaniya po archeologii Urala i Priural´ya. T.3 [Materials and research on the archaeology of the Urals and Cis-Urals, Vol.3], AS USSR, Moscow, Russia, pp. 33–96.

Tyanina, E.A. (2011), “Amulets of medieval Novgorod made of animal teeth and bones”, in Yazychestvo i khristianstvo drevnerusskogo goroda v svete istoriko-arkheologicheskikh dannykh: kompleksnoe istochnikovedenie [Paganism and Christianity of the ancient Russian city in the light of historical and archaeological data: a comprehensive source study], MGU, Moscow, Russia, pp. 159–168.

Yavorskaya, L.V. & D.U. Badeev (2019), “Bone carving workshops in trade and craft district of the medieval Bulgaria: the criteria for determining”, Povolzhskaya arkheologiya, №4 (30), pp. 210–225.

Загрузки

Опубликован

2021-04-08

Как цитировать

Krylasova, N. B., & Kosintsev, P. A. (2021). АМУЛЕТЫ-НАТУРАЛИИ ИЗ КОСТЕЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПЕРМСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 52(1), 81–93. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/4454

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)