ОСОБЕННОСТИ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЙ У БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Авторы

  • R. Yu. Fedorov

Ключевые слова:

окказиональная обрядность, народные верования, белорусские переселенцы, Сибирь, Дальний Восток

Аннотация

Рассмотрены особенности окказиональной обрядности и народных верований у потомков белорусских крестьян-переселенцев второй половины XIX – начала ХХ в., проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока. На основе сопоставления полевых материалов автора с этнографическими описаниями, сделанными в местах выхода переселенцев, выявлена степень сохранности ряда обрядов и верований, а также исследованы их трансформации, произошедшие на новом месте. Установлено, что исходные особенности окказиональной обрядности сохранились в памяти потомков белорусских переселенцев неравномерно. В их рассказах наиболее часто были зафиксированы описания плювиальной магии, апотропических действий, направленных на защиту от злых сил жилища, а также здоровья домашнего скота. На анимистические представления об окружающем мире в ряде случаев наложились более поздние элементы христианской обрядности.  Если в этнографических описаниях второй половины XIX – начала ХХ в. пространство народных верований охватывает не только саму деревню, но и окружающую ее природную среду (леса, поля, реки), то сегодня оно стало все больше сжиматься до границ отдельных поселений или усадеб. Сделан вывод о том, что в настоящее время среди потомков белорусских крестьян-переселенцев в реликтовом виде продолжают бытование те формы окказиональной обрядности и народных верований, которые сохранили свое практическое значение в процессе трансформаций жизненного уклада восточнославянской деревни Сибири и Дальнего Востока, происходивших на протяжении последнего столетия.

Библиографические ссылки

Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: Этногр. очерк. М.: Слава!; Форт-Профи, 2009. 160 с.

Виноградова Л.Н. Региональные особенности полесских поверий о домовом // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 1995. C. 142–152.

Голубкова О.В. Душа и природа: Этнокультурные традиции славян и финно-угров / ИАЭТ СО РАН. Новосибирск: Б.и., 2009. 304 с.

Голубкова О.В. Русалка в народных верованиях восточных славян Западной Сибири (перспективы картографирования локальных аспектов образа) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 2 (33). С. 144–152.

Голубкова О.В. Невидимость как символ иномира в нарративах переселенцев из Полесья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2018. Т. 24. С. 398–400.

Добровольский В.К. Смоленский этнографический сборник. М.: Тип. А.В. Васильева, 1903. Ч. 4. 720 с.

Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян: Этногр. и этнолингв. очерки. М.: Индрик, 1994. 254 с.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 511 с.

Золотова Т.Н. Традиционный праздничный календарь восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири. М.: Институт наследия, 2017. 286 с.

Крамор Г.А. В краю медовых лип: Экспедиция в Викуловский район // Коркина слобода. 2003. № 5. С. 96–115.

Лысенко О.В., Островский А.Б. Логические схемы окказиональных обрядов вызывания дождя белорусского Полесья // Язычество восточных славян: Сб. науч. тр. Гос. этногр. музея народов СССР. Л.: Б.и., 1990. С. 108–119.

Лобачевская О.А., Федоров Р.Ю. «Свеча» в Сибири: этнографический и культурно-антропологический аспекты бытования обряда у белорусских переселенцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 1 (16). С. 72–82.

Любимова Г.В. Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 3. C. 72–78.

Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири XIX – начала XX в. / Ин-т археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: Б. и., 2004. 240 с.

Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. Витебск: Губерн. тип., 1895. 552 с.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт ист.-этногр. исследования. М.: Б.и., 2009. 160 с.

Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8–9: Быт белоруса. Словарь условных языков. Вильна: Тип. А.Г. Сыркина, 1912. 723 с.

Сербов И.А. Белорусы-сакуны. СПб.: Тип. Имп. академии наук, 1915. 180 с.

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века. М.: URSS, 2011. 163 с.

Толстая С.М. Пахание реки, дороги // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М.: Наука, 1986а. С. 18–20.

Толстая С.М. Лягушка, уж и другие животные в обрядах вызывания и остановки дождя // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М.: Наука, 1986б. С. 22–27.

Толстая С.М. Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. 600 с.

Толстой Н.И., Толстая С.М. Заметки по славянскому язычеству. 1. Вызывание дождя у колодца // Русский фольклор: Матер. и исслед. М.: Наука, 1981. Т. 21. С. 87–98.

Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 c.

Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 622 с.

Фетисова Л.Е. Белорусские традиции в народно-бытовой культуре Приморья / Примор. краевая организация Добровольного общ-ва любителей книг России. Владивосток: Б.и., 2002. 240 c.

Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи белорусских переселенцев Сибири // Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011. C. 150–221.

Фурсова Е.Ф. Массовые моления белорусских переселенцев юга Западной Сибири в ХХ веке // Проблемы археологии, этнографии и сопредельных территорий. Новосибирск: Б. и., 2013. Т. 19. С. 533–536.

Черных А.В., Голева Т.Г., Каменских М.С., Шевырин С.А. Белорусы в Пермском крае: Очерки истории и этнографии. СПб.: Маматов, 2013. 288 с.

Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб.: Тип. Имп. академии наук, 1902. Т. 3. 535 с.

References

Bogdanovich, A.E. (2009), Perezhitki drevnego mirosozertsaniya u belorusov: etnograf. ocherk [Remnants of the ancient world outlook among Belarusians: an ethnography essay], Slava!, Moscow, Russia, 160 p.

Chernykh, A.V., Goleva, T.G., Kamenskikh, M.S. & S.A. Shevyrin (2013), Belorusy v Permskom krae: ocherki istorii i etnografii [Belarusians in the Perm region: essays of history and ethnography], Mamatov, St. Petersburg, Russia, 288 p.

Dobrovol'skiy, V.K. (1903), Smolenskiy etnograficheskiy sbornik [Smolensk ethnographic collection], Vol. 4, Tipografiya A. V. Vasilyeva, Moscow, Russia, 720 p.

Fetisova, L.E. (2002), Belorusskie traditsii v narodno-bytovoy kul’ture Primor’ya [Belarusian traditions in the people’s culture of Primorye], n.p., Vladivostok, Russia, 240 p.

Fursova, E.F. (2013), “Mass prayers of Belarusian settlers of southern Western Siberia in the 20th century”, Problemy arheologii, etnografii i sopredel'nyh territoriy, Vol.19, pp. 533–536.

Fursova, Е.F. (2011), “Calendar customs of the Belarusian migrants of Siberia”, in Belorusy v Sibiri: sohranenie i transformatsii etnicheskoy kul'tury [Belarusians in Siberia: Preservation and Transformation of Ethnic Culture], Institut arheologii i etnografii SO RAN, Novosibirsk, Russia, pp. 150–221.

Golubkova, O.V. (2009) Dusha i priroda: Etnokul'turnye traditsii slavyan i finno-ugrov [Soul and nature: Eth-nocultural traditions of Slavs and Finno-Ugric peoples], IAET SO RAN, Novosibirsk, Russia, 304 p.

Golubkova, O.V. (2016), “Mermaid in folk beliefs of Eastern Slavs of Western Siberia (prospects of mapping local aspects of the image)”, Vestnik arheologii, antropologii i etnografii, № 2 (33), pp. 144–152.

Golubkova, O.V. (2018), “Invisibility as a symbol of inomir in narratives of settlers from Polesie”, Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nyh territorij, Vol. 24, pp. 398–400.

Kramor, G.A. (2003), “In the region of honey lindens. Expedition to Vikulovsky district”, Korkina sloboda, No 5, pp. 96–115.

Lobachevskaya, O.A. & R.Yu. Fedorov (2012), “"Candle" in Siberia: ethnographic, cultural and anthropological aspects of existing of a ceremony at the Belarusian migrants”, Vestnik arheologii, antropologii i etnografii, № 1(16), pp. 72–82.

Lysenko, O.V. & A.B. Ostrovskiy (1990), “Logic schemes of occasional rites causing the rain of Belarusian Polesya”, in Yazychestvo vostochnyh slavyan: sb. nauch. tr. GME [Paganism of the Eastern Slavs], Leningrad, Russia, pp. 108–119.

Lyubimova, G.V. (1997), “Ways to combat drought in the traditional rite of Russian peasants of Western Sibe-ria”, Gumanitarnye nauki v Sibiri, № 3, pp. 72–78.

Lyubimova, G.V. (2004), Vozrastnoy simvolizm v kul'ture kalendarnogo prazdnika russkogo naseleniya Sibiri XIX – nachalo XX veka [Age symbolism in the culture of a calendar holiday of the Russian population of Siberia of 19th – early 20th century], Institut arheologii i etnografii SO RAN, Novosibirsk, Russia, 240 p.

Nikiforovskiy, N.Ya. (1895), Ocherki prostonarodnogo zhit'ya-byt'ya v Vitebskoy Belorussii i opisanie pred-metov obihodnosti [Essays of ordinary living life in Vitebsk Belarus and description of things of life], Gubern-skaya tipografiya, Vitebsk, Belarus, 552 p.

Propp, V.Ya. (2009), Russkie agrarnye prazdniki. Opyt istoriko-etnograficheskogo issledovaniya [Russian agrarian holidays. Experience of a historical and ethnographic research], Labirint, Moscow, Russia, 176 p.

Romanov, E.R. (1912), Belorusskiy sbornik. Vyp. 8–9. Byt belorusa. Slovar' uslovnyh yazykov [Belarusian col-lection. Issue 8-9. Life of the Belarusian. Dictionary of conditional languages], Tipografiya A.G. Syrkina, Vil'na, Lithuania, 723 p.

Serbov, I.A. (1915), Belorusy-sakuny [Belarusians-sakuny], Tipografiya Imperatorskoy akademii nauk, St. Pe-tersburg, Russia, 180 p.

Sheyn, P.V. (1902), Materialy dlya izucheniya byta i yazyka russkogo naseleniya Severo-Zapadnogo kraya [Materials for studying the life and language of the Russian population of the North-West region], Vol. 3, Tipografiya Imperatorskoy akademii nauk, St. Petersburg, Russia, 535 p.

Tokarev, S.A. (2011), Religioznye verovaniya vostochnoslavyanskih narodov XIX – nachala XX veka [Religious beliefs of the East Slavic peoples of the 19th – early 20th century], URSS, Moscow, Russia, 163 p.

Tolstaya, S.M. (1986), “Frog and other animals in rites of causing and stopping rain”, in Slavyanskiy i balkanskiy fol'klor. Duhovnaya kul'tura Poles'ya na obshcheslavyanskom fone [Slavic and Balkan folklore. Spiritual culture of Polesie against a common Slavic background], Nauka, Moscow, Russia, pp. 22–27.

Tolstaya, S.M. (1986), “Plowing of rivers, roads”, in Slavyanskiy i balkanskiy fol'klor. Duhovnaya kul'tura Poles'ya na obshcheslavyanskom fone [Slavic and Balkan folklore. Spiritual culture of Polesie against a common Slavic background], Nauka, Moscow, Russia, pp. 18–20.

Tolstaya, S.M. (2005), Polesskiy narodnyy kalendar' [Polesie national calendar], Indrik, Moscow, Russia, 600 p.

Tolstoy, N.I. & S.M. Tolstaya (1981), “Notes on Slavic paganism. 1. Causing rain at the well”, in Russkiy fol'klor: materialy i issledovaniya [Russian folklore: materials and research], vol. 21, Nauka, Moscow, Russia, pp. 87–98.

Tolstoy, N.I. (1995), Yazyk i narodnaya kul'tura. Ocherki po slavyanskoy mifologii i etnolingvistike [Language and folk culture. Essays on Slavic mythology and ethnolinguistics], Indrik, Moscow, Russia, 512 p.

Tolstoy, N.I. (2003), Ocherki slavyanskogo yazychestva [Sketches of Slavic paganism], Indrik, Moscow, Russia, 622 p.

Vinogradova, L.N. (1995), “Regional features of Polesie beliefs about brownie”, in Slavyanskiy i balkanskiy fol'klor [Slavic and Balkan folklore], Indrik, Moscow, Russia, pp. 142–152.

Zelenin, D.K. (1991), Vostochnoslavyanskaya etnografiya [East Slavic ethnography], Nauka, Moscow, Russia, 511 p.

Zhuravlev, A.F. (1994), Domashniy skot v pover'yah i magii vostochnyh slavyan. Etnograficheskie i etnolingvisticheskie ocherki [Livestock in the beliefs and magic of the Eastern Slavs. Ethnographic and ethnolinguistic essays], Indrik, Moscow, Russia, 254 p.

Zolotova, T.N. (2017), Traditsionnyj prazdnichnyy kalendar' vostochnoslavyanskogo naseleniya Zaural'ya i Zapadnoj Sibiri [Traditional festive calendar of the East Slavic population of the Trans-Ural region and Western Siberia], Institut naslediya, Moscow, Russia, 286 p.

Загрузки

Опубликован

2020-12-26

Как цитировать

Fedorov, R. Y. (2020). ОСОБЕННОСТИ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЙ У БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 51(4), 147–155. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3996