ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И КОНФЕССИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ В САМАРСКОМ ЗАВОЛЖЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.

Авторы

  • E. A. Iagafova

Ключевые слова:

этнические группы, конфессии, межэтнические отношения, Самарское Заволжье

Аннотация

Рассмотрено влияние этнического и религиозного факторов на межэтническое взаимодействие в Самарском Заволжье во второй половине XIX – начале XX в. Межэтнические контакты анализируются с учетом национального и конфессионального состава населения региона, характера расселения в смешанных селениях и «кустах» селений. Исследование базируется на архивных и опубликованных источниках, в том числе на статистических данных, а также полевых материалах автора (Самарская область, 1997–2018).Установлено, что межкультурное взаимодействие в Самарском Заволжье исторически определялось не только этническими, но и в значительной степени религиозными различиями контактирующих групп. Основной площадкой для общения, варьировавшегося от взаимной вражды и социокультурной изоляции до ассимиляции одной общности другой, являлись этнически и конфессионально смешанные селения. Ведущую роль в межконфессиональных отношениях играли православие и ислам, которые выступали фактором консолидации этнических групп в рамках конфессий и одновременно причиной разрушения этнических «границ», формирования надэтнических социокультурных пространств (храм, кладбище, сельское поселение, социальные и производственные объекты в селе, семейно-родственный круг, общие праздники и обряды и т.д.). В целом религиозный фактор, с одной стороны, вызывал ассимиляционные процессы (русификацию мордвы и чувашей, отатаривание чувашей), с другой стороны, вносил раскол в этнические общины, члены которых принадлежали к разным конфессиям (православные, старообрядцы, молокане, язычники, мусульмане и др.). Эти закономерности влияния религиозного фактора на развитие межэтнических отношений актуальны и в современности.

Библиографические ссылки

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программа, методика и перспективы исследования) // Советская этнография. 1972. № 3. С.3–19.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 418 с.

Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр.; отв. ред. Н.А. Шматко. М.; СПб.: Алетейя. 576 с.

Ведерникова Т.И. Молоканские общины Самарского края в XIX–XXI вв. // Этнокультурные процессы в прошлом и настоящем: Сб. науч. ст. / отв. ред. А.А. Никишенков. (Труды ист. фак. МГУ. 2012.Вып. 57. Сер. 2. Исторические исследования. С. 42–52).

Ведерникова Т.И., Филатова Я.И. Духовные стихи в культовой и обрядовой практике самарских молокан // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: Сб. статей / отв. ред. Е.А. Ягафова. Самара: Б.и., 2016.. С. 85–89.

Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциол. очерки. М.: Наука, 2003. 764 с.

Гузенкова Т.С. Межэтнические контакты и этнокультурные процессы (по материалам о народах Урало-Поволжья) // Расы и народы. М.: Наука, 1983. Вып. 13. С. 99–113.

Данилко Е.С. Татары в этнически смешанных поселениях Урало-Поволжья: особенности межкультурных взаимодействий // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 54–65.

Демидов А.Н. Русско-мордовское межэтническое взаимодействие в Самарском Заволжье на примере сКаменка Самарского уезда: историко-краеведческий аспект // Этнос. Общество. Цивилизация: V Кузеевские чтения: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 27–28 сентября 2018 г. / отв. ред. Р.М. Мухаметзянова-Дуггал. Уфа: Б. и., 2018. С. 171–179.

Демидов А.Н. Мордовская и русская общины села Большая Каменка Самарского уезда (по материалам призывных списков конца XIX – начала XX века) // Бусыгинские чтения / отв. ред. В.И. Яковлев. Казань: Б. и., 2018. Вып. 11. С. 85–89.

Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Б. и., 2003. 376 с.

Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М.: Наука, 2001. 248 с.

Иванов В.П. Чувашская диаспора: расселение и численность: Этногеографический справочник. Чебоксары: Б. и., 1999. 316 с.

Козлов В.И. Этнос, нация, национализм. Сущность и проблематика М.: Старый сад, 1999. 341 с.

Козлова К.И. Проблемы изучения контактных зон Среднего Поволжья // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск: Б и., 1976. С. 39–48.

Коростелев А.Д. Локальные особенности этнокультурных взаимодействий в Урало-Поволжском регионе // Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодействиях: Сб. статей / ред. М.Н. Губогло. М.: Б. и., 2005. С. 54–62.

Коростелев А.Д. Межэтнические браки в этнически смешанных селениях Приуралья и Поволжья (по материалам экспедиций 2006, 2007, 2008 гг.) // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 22–34.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 347 с.

Мордва Заволжья / ред. В.И. Козлов. Саранск: Б. и., 1994. 184 с.

Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: Сб. статей / отв. ред. А.Д. Коростелев. М.: Б. и., 2007. 198 с.

Опыт взаимодействия и взаимной адаптации в этнически смешанных селениях: Сб. статей / отв. ред. А.Д. Коростелев. М.: Б. и., 2009. 221 с.

Пименов В.В. Урало-Поволжская историко-этнографическая область // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 39–48.

Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. 142 с.

Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.

Тюганкова Е.В. Социокультурная адаптация мордвы Самарского края (середина XIX – начало XXI вв.): Дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2014. 208 с.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / отв. ред. Ф. Барт. М.: Нов.изд-во, 2006. 200 с.

Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья / отв. ред. Е.А. Ягафова. Самара: Изд-во Поволжской гос. соц.-гуманит. академии, 2010. 366 с.

ЯгафоваЕ.А.Самарскиечуваши (историко-этнографическиеочерки). Конец XVII – начало XX в. Самара: Б. и., 1998. 368 с.

ЯгафоваЕ.А.Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI в. Самара: Б. и., 2007. 128 с.

KappelerA.Russlands erste Nationalitäten. Das Zarenreich und die Völker der Mittleren Wolga vom 16. bis 19. Jahrhunderts. Köln; Wien; München, 1982. 571 S.

References

Arutyunov, S.A. (1989). Narody i kul'tury: razvitiye i vzaimodeystviye [Peoples and cultures: development and interaction], Nauka, Moscow, Russia, 247 p.

Arutyunyan, Yu.V. (1972), “Socio-cultural aspects of the development and convergence of nations in the USSR (programme, methodology and research prospects)”, Sovetskaya etnografiya, № 3, pp. 3–19.

Bart, F. (ed.) (2006), Etnicheskiye gruppy i sotsial'nyye granitsy. Sotsial'naya organizatsiya kul'turnykh razlichiy [Ethnic groups and boundaries. The social organization of culture difference], Novoye izdatel'stvo, Moscow, Russia, 200 p.

Bromley, Yu.V. (1983), Ocherki teorii etnosa [Essays on the theory of ethnos], Nauka, Moscow, Russia, 418 p.

Brubeyker, R. (2012), Etnichnost' bez grupp [Ethnicity without groups], Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki, Moscow, Russia, 408 p.

Burd'ye, P. (2005), Sotsial'noye prostranstvo: polya i praktiki [Social space: fields and practices], Institut eksperimental'noy sotsiologii, Moscow, Aleteyya, St. Petersburg, Russia, 576 p.

Guboglo, M.N. (2003), Identifikatsiya identichnosti: Etnosotsiologicheskiye ocherki [Identity identification: ethnosociological essays], Nauka, Moscow, Russia, 764 p.

Guzenkova, T.S. (1983), “Interethnic contacts and ethnocultural processes (on materials of the Ural-Volga peoples)”, in Grigulevich, I.R. (ed.) Rasy i narody [Races and peoples], vol. 13, Nauka, Moscow, Russia, pp. 99–113.

Danilko, E.S. (2010), “The Tatars in ethnically mixed settlements of the Ural-Volga region: features of intercul-tural interactions”, Etnograficheskoye obozreniye, № 6, pp. 54–65.

Demidov, A.N. (2018), “Russian-Mordovian interethnic interaction in the Samara Trans-Volga region on the example of the village of Kamenka of the Samara district: historical and local history aspect”, in Mukha-metzyanova-Duggal, R.M. (ed.), ETNOS. OBSHCHESTVO. TSIVILIZATSIYA: V Kuzeyevskiye chteniya [ETH-NOS. SOCIETY. CIVILIZATION: V Kuzeev Readings], IEI UFITS RAN, Ufa, Russia, pp. 171–179.

Demidov, A.N. (2018), “Mordovian and Russian communities of the village of Bolshaya Kamenka, Samara district (based on the materials of the recruiting lists of the late 19th– early 20th centuries)”, in Yakovlev, V.I. (ed.), Busyginskiye chteniya [Busygin Readings], vol. 11, KGU, Kazan, Russia, pp. 85–89.

Drobizheva, L.M. (2003), Sotsial'nyye problemy mezhnatsional'nykh otnosheniy v postsovetskoy Rossii [Social problems of interethnic relations in post-Soviet Russia], Tsentr obshchechelovecheskikh tsennostey, Moscow, Russia, 376 p.

Ivanov, V.P. (1999), Chuvashskaya diaspora: rasseleniye i chislennost'. Etnogeograficheskiy spravochnik [Chuvash diaspora: settlement and population. Ethno-geographical reference book], CHGIGN, Cheboksary, Russia, 316 p.

Kappeler,A. (1982),Russlands erste Nationalitäten. Das Zarenreich und die Völker der Mittleren Wolga vom 16. bis 19. Jahrhunderts, Köln – Wien – München, Austria – Germany, 571 p.

Kozlov, V.I. (1999), Etnos, natsiya, natsionalizm. Sushchnost' i problematika [Ethnicity, nation, nationalism. Essence and problems], Staryy sad, Moscow, Russia, 341 p.

Kozlova, K.I. (1976), “Problems in the study of the contact zones of the Middle Volga”, in Vladykin, V.E. (ed.), Voprosy etnografii Udmurtii [Ethnographic issues of Udmurtia], UdNII IELYA, Izhevsk, Russia, pp. 39–48.

Korostelev, A.D. (2005), “Local features of ethnic and cultural interactions in the Ural-Volga region”, in Gubo-glo, M.N. (ed.), Russkiy yazyk v tyurko-slavyanskikh etnokul'turnykh vzaimodeystviyakh [Russian language in Turkic-Slavic ethnocultural interactions], IEA RAN, Moscow, Russia, pp. 54–62.

Korostelev, A.D. (ed.) (2007), My i kak udmurty, i kak chuvashi… Vzaimnaya sotsial'no-kul'turnaya adaptatsiya v etnicheski smeshannykh seleniyakh Uralo-Povolzh'ya [We are both Udmurts and Chuvashs ... Mutual social and cultural adaptation in ethnically mixed villages of the Ural-Volga region], RUDN, Moscow, Russia, 198 p.

Korostelev, A.D. (ed.) (2009), Opyt vzaimodeystviya i vzaimnoy adaptatsii v etnicheski smeshannykh seleniyakh [Experience of interaction and mutual adaptation in ethnically mixed villages], RUDN, Moscow, Russia, 221 p.

Korostelev, A.D. (2010), “Inter-ethnic marriages in ethnically mixed villages of the Urals and the Volga region (based on expeditions in 2006, 2007, 2008)”, Etnograficheskoye obozreniye, № 6, pp. 22–34.

Kozlov, V.I. (ed.) (1994), Mordva Zavolzh'ya [Mordva of the Trans-Volga region], NIIYALIE, Saransk, Russia, 184 p.

Kuzeyev, R.G. (1992), Narody Srednego Povolzh'ya i Yuzhnogo Urala: Etnogeneticheskiy vzglyad na istoriyu [Peoples of the Middle Volga and Southern Urals: Ethnogenetic view on history], Nauka, Moscow, Russia, 347 p.

Pimenov, V.V. (1979), “Ural-Volga historical and ethnographic region”, in Bromley, Yu.V. (ed.), Problemy ti-pologii v etnografii [Problems of typology in ethnography], Nauka, Moscow, Russia, pp. 39–48.

Susokolov, A.A. (1987), Mezhnatsional'nyye braki v SSSR [Interethnic marriages in the USSR], Mysl', Moscow, Russia, 142 p.

Tishkov, V.A. (2003), Rekviyem po etnosu: Issledovaniya po sotsial'no-kul'turnoy antropologii [Requiem for ethnicity: Studies in socio-cultural anthropology], Nauka, Moscow, Russia, 544 p.

Tyugankova, E.V. (2014), Sotsiokul'turnaya adaptatsiya mordvy Samarskogo kraya (seredina XIX – nachalo XXI vv.) [Socio-cultural adaptation of the Mordovians of the Samara Region (mid-19th – early 21st centuries)], PhD dissertation, Chuvash State University, Saransk, Russia, 208 p.

Zorin, N.V. (2001), Russkiy svadebnyy ritual [Russian wedding ritual], Nauka, Мoscow, Russia, 248 p.

Vedernikova T.I. (2012), “Molokan community of Samara region in the 19th – 21st centuries”, in Nikishenkov, A.A. (ed.), Etnokul'turnyye protsessy v proshlom i nastoyashchem [Ethnocultural processes in the past and present], MSU, Moscow, Russia, pp. 42–52.

Vedernikova, T.I. & Ya.I. Filatova (2016), “Spiritual verses in the cult and ritual practice of the Samara Molokans”, in Yagafova, E.A. (ed.), Prazdniki i obryady v Uralo-Povolzh'ye: traditsii i novatsii v sovremennoy kul'ture [Holidays and rites in the Volga-Ural region: traditions and innovations in modern culture], SGSPU, Samara, Russia, pp. 85–89.

Yagafova, E.A. (1998), Samarskiye chuvashi (istoriko-etnograficheskiye ocherki). Konets XVII – nachalo XX v. [Samara Chuvash (historical and ethnographic essays). Late 17th – early 20th century], SamVen, Samara, Russia, 368 p.

Yagafova, E.A. (2007), Chuvashskoye «yazychestvo» v XVIII – nachale XXI v. [Chuvash "paganism" in the 18th – early 21st century], SGPU, Samara, Russia, 128 p.

Yagafova, E.A. (ed.). (2010), Etnokonfessional'nyye men'shinstva narodov Uralo-Povolzh'ya [Ethnoconfessional minorities of the peoples of the Ural-Volga region], PGSGA, Samara, Russia, 366 pp.

Загрузки

Опубликован

2020-12-26

Как цитировать

Iagafova, E. A. (2020). ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И КОНФЕССИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ В САМАРСКОМ ЗАВОЛЖЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 51(4), 127–138. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3994