«ЛУЦСЕ БЫ ВСЕ МАЛЬЦИКИ ПОМЕРЛИ, А ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗИЛ»: ДЕТИ И СМЕРТЬ ВОЖДЯ

Авторы

  • A. A. Salnikova

Ключевые слова:

В.И. Ленин, детские мемориальные практики, история детства, история смерти, СССР, 1920-е гг.

Аннотация

Рассмотрен феномен «смерти вождя» как эффективный инструмент советских воспитательных практик. Отношение к смерти В.И. Ленина позволило поставить вопрос о степени «осовеченности» детского опыта в начальный советский период. Исследование основано на вербальных и невербальных текстах середины 1920-х гг. как взрослого, так и детского происхождения. Привлечение типологически разнообразных источников, созданных детьми, дало возможность реконструировать уникальный детский опыт восприятия и переживания смерти «дедушки Ильича» и опыт закрепления его в мемориальных практиках будущих поколений. Прослежена трансформация восприятия феномена смерти детьми от «ужасной» к «привычной» в эпоху войн и революций 1914−1922 гг. в России, вызванная незащищенностью от ее травмирующего влияния. Сделан вывод о том, что в советской культуре детства 1920-х гг. в значительной мере воспроизводились взрослые мортальные и мемориальные практики, адаптированные к детскому социуму. Показано, что в детских мемориальных текстах нашли отражение как властно продуцированные, так и типично детские, сказочно-мифологичные, представления о смерти «героя» и уготованном ему «вечном бессмертии». Анализ обрядности и символики траурных мероприятий с участием детей, приуроченных к смерти В. И. Ленина, детских игровых практик, в частности, игры в «похороны Ильича», детского прозаического и поэтического мемориального творчества свидетельствует об активном вовлечении детей в пространство формирующейся новой советской политической культуры − культуры участия как особой модели взаимодействия власти и общества, предусматривавшей активное включение в политику всех советских граждан.

Библиографические ссылки

Алиева Л.В. Тема «Ленин и дети» в советской живописи: к истории формирования образа Ленина в советском массовом сознании // Музей и дети: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Псков: Б. и., 2016. С. 5−15.

Гаврилова Т.А. Проблема детского понимания смерти // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/files/26271/psyedu_ru_2009_4_Gavrilova.pdf (дата обращения: 21.04.2020).

Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и медицинской психологии Института им. В.М. Бехтерева. 1992. № 2. С. 17−28.

Костюхина М. Игрушка в детской литературе. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с.

Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 58−65.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство – СПБ., 1999. 416 с.

Нарский И.В. Конструирование мифа о гражданской войне и особенности коллективного забывания на Урале в 1917−1922 гг. // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии: Сб. ст. Челябинск: Каменный пояс, 2004. С. 394−412.

Новиков С.Г. Генезис «ленинского мифа» в отечественном воспитании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 1 (65). С. 151−164.

Руцинская И.И. Образ Ленина в детской книжной графике 1920-х годов // Вестник Владимирского государственного университета. Сер.: Социальные и гуманитарные науки. 2018. № 1 (17). С. 44−55.

Сальникова А.А. Конструирование «детского» пространства советского города в 1917–1927 гг. // Диалог со временем. 2017. Т. 60. С. 222−237.

Сальникова А.А., Бурмистров А.П. Советское детское игровое кино 20-х годов ХХ века и его юные зрители // Учен. зап. Казанского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, кн. 3. С. 131−141.

Сингер С. Защита детей в условиях вооруженных конфликтов // Дети и война: Сб. ст. М.: Б. и., 1995. С. 21−61.

Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в советской России. СПб.: Академический проект, 1997. 288 с.

Урванцева Н.Г. В.И. Ленин в детских играх 1920-х гг. // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 21. С. 14−17.

Хааске Л. ван. «Ленина нельзя закапывать, а нужно положить в сундук – он вернется»: как дети скорбели по Вождю // Информационный портал «Нож». URL: https://knife.media/lenin-i-deti/ (дата обращения: 18.04.2020).

Ханипова И.И. Дневник жизни детского дома: история детской повседневности 1920-х гг. в воспоминаниях очевидцев // Историческая этнология. 2019. Т.4, № 2. С. 320−338.

Ariès Ph. L’enfant et la vie familiale sous l’ancien règime. Paris: Seuil, 1973. 501 p.

Ariès Ph. L’Homme devant la mort. Paris: Seuil, 1977. 640 p.

Clark K. The Soviet novel: history as ritual. Chicago; London: University of Chicago Press, 1985. 301 p.

Hart R. Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship // Innocenti Essays / UNICEF. 1979. № 4. URL: http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

References

Alieva, L.V. (2016), “The theme of Lenin and children in Soviet painting: on the history of the formation of the image of Lenin in the Soviet mass consciousness”, in Muzey i deti: mater. Vseros. nauch.-prakt.konf. [Museum and children: Proceedings of All-Russian scientific and practical conference], n.p., Pskov, Russia, pp. 5−15.

Ariès, Ph. (1973), L’enfant et la vie familiale sous l’ancien règime, Seuil, Paris, France, 501 p.

Ariès, Ph. (1977), L’Homme devant la mort, Seuil, Paris, France, 640 p.

Clark, K. (1985), The Soviet novel: history as ritual, University of Chicago Press, Chicago – London,

USA – UK, 301 p.

Gavrilova, T.A. (2009), “The problem of children’s understanding of death”, Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie, vol. I, № 4, available at: https://psyjournals.ru/files/26271/psyedu_ru_2009_4_Gavrilova.pdf (accessed 21.04.2020).

Haaske van, L. (n.d.), “’You can't bury Lenin, you have to put him in the chest, he'll come back’: how children were mourning for the Leader”, data portal “Nozh”, available at: https://knife.media/lenin-i-deti/ (accessed 18.04.2020).

Hart, R. (1979), “Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship”, UNICEF, Innocenti Essays, № 4, available at: http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf (accessed 28.04.2020).

Isaev, D.N. (1992), “Concept of death at a young age and infant response to the dying process”, Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii Instituta imeni V.M. Bekhtereva, № 2, pp. 17−28.

Khanipova, I.I. (2019), “Diary of a children’s home: history of children’s daily life in the 1920s in the memories of eyewitnesses”, Istoricheskaya etnologiya, vol. 4, № 2, pp. 320−338.

Kostyukhina, M. (2008), Igrushka v detskoy literature [Toy in children's literature], Aleteya, St. Petersburg, Russia, 208 p.

Kulagina, I.Yu. & L.V. Senkevich (2013), “Attitudes towards death: age, regional and gender differences”, Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya, № 4, pp. 58−65.

Lotman, Yu.M. (1999), Besedy o russkoy kul’ture: Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII – nachalo XIX veka) [Talks about Russian culture: everyday life and traditions of Russian nobility (18th – early 19th centu-ries), Iskusstvo – SPb, St. Petersburg, Russia, 416 p.

Narskiy, I.V. (2004), “The construction of the myth about the civil war and the peculiarities of collective forget-ting in the Urals in 1917–1922”, in Vek pamyati, pamyt’ veka: opyt obrascheniya s proshlym v ХХ stoletii [Age of memory, the memory of the century: Experience with the past in the 20th century], Kamennyy poyas, Chelyabinsk, pp. 394−412.

Novikov, S.G. (2020), “Genesis of the “Lenin’s myth’ in Russian upbringing”, Othechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 65, № 1, pp. 151−164.

Rutsinskaya, I.I. (2018), “The image of Lenin in children's book graphics in the 1920s”, Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya Sotsial’nye i gumanitarnye nauki, vol. 17, № 1, pp. 44−55.

Salnikova, A.A. & A.P. Burmistrov (2014), “Soviet children's cinematography in the 1920s and its young spec-tators”, Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta, seriya Gumanitarnye nauki, vol. 156, № 3, pp. 131−141.

Salnikova, A.A. (2017), “"Children loci" construction in the Soviet city of 1917−1927”, Dialog so vremenem, vol. 60, pp. 222−237.

Singer, S. (1995), “Protecting children in the situations of armed conflict”, in Deti i voyna [Children and war], Mezhdunarodnyy komitet Krasnogo Kresta (МККА), Moscow, Russia, pp. 21−61.

Tumarkin, N. (1997), Lenin zhiv! Kul't Lenina v sovetskoy Rossii [Lenin is alive! Lenin’s cult in Soviet Russia], Akademicheskiy proekt, St. Petersburg, Russia, 288 p.

Urvantseva, N.G. (2014), “V.I. Lenin in children's games of the 1920s”, Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera, № 21, pp. 14−17.

Загрузки

Опубликован

2020-12-26

Как цитировать

Salnikova, A. A. (2020). «ЛУЦСЕ БЫ ВСЕ МАЛЬЦИКИ ПОМЕРЛИ, А ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗИЛ»: ДЕТИ И СМЕРТЬ ВОЖДЯ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 51(4), 78–86. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3989