ХОДЯЧИЕ ПОКОЙНИКИ В ЖИЗНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: «MAGIA POSTHUMA» В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ВАМПИРИЗМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Ключевые слова:
Древняя Русь, Восточная Европа, демонология, засуха, магия, суеверие, упырь, эпидемияАннотация
От времени Киевской Руси сохранились более ранние свидетельства веры в вампиров, чем были найдены на их предполагаемой родине, на юго-востоке Европы. Предпосылкой этой веры является универсальная идея о том, что после смерти душа отделяется от тела. Если расставание души с телом усопшего не было совершено мирно или не соблюдались обряды захоронения, позволяющие ей перейти в иной мир, то в народном воображении это могло привести к возвращению покойника, часто в виде демонической сущности. Древнерусское слово «упир» вышло из употребления в Московском государстве. Однако оно сохранилось на территории Польско-Литовской унии и вновь появилось на территории современных Украины и Белоруссии в составе Российской империи. Поэтому рассматривается вопрос о том, как формировалась вера в ходячих мертвецов в Древней Руси и в дореволюционной России. Первоначально вредоносное воздействие этих неупокоенных мертвецов воспринималось как причина возникновения таких эпидемий, как чума и холера, или засух, влекших за собой голод. Позднее, когда речь шла о сохранении традиционных моральных норм в гендерных отношениях, прибегали к идее дьявольского искушения. Тем не менее, с точки зрения латинской Европы, все формы магии и суеверий, противоречащие Просвещению, считались варварскими и типичными для якобы отсталого мира славян и православия. В статье развиваются идеи, сформулированные в монографии Т.М. Бона «История европейского мифа о вампирах».Библиографические ссылки
Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 431 с.
Ефименко П.С. Упыри (Из истории народных верований) // Киевская старина. 1883. Т. 6. С. 371–379.
Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик,1995. 432 с.
Левенстим А. Суеверие и уголовное право. СПб.: Б. и., 1897. 181 с.
Одесский М.П. Упыри в древней книжности: из комментариев к словарю И.И. Срезневского // Древняя Русь. 2011. № 43. С. 53–60.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.
Baranowski B. W kręgu upiorów i wilkołaków. Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1984. 326 s.
Bohn T. M. The Vampire. Origins of a European Myth. New York; Oxford: Berghahn Books, 2019. 304 р.
Gieystzor A. Mitologia Słowian. Wyd. 3., zmien., rozszerz. Warszawa: Wydawnictwo Uni-wersytetu Warszawskiego, 2006. 407 s.
Hellwig A. Verbrechen und Aberglaube. Skizzen aus der volkskundlichen Kriminalistik. Leipzig: Teubner, 1908. VI. 139 S.
Jakobsson Á. Vampires and Watchmen: Categorizing the Mediaeval Icelandic Undead // Journal of English and Germanic Philology. 2011. N. 3. Р. 281–300.
Lambrecht K. Wiedergänger und Vampire in Ostmitteleuropa: Posthume Verbrennung statt Hexenverfolgung // Jahrbuch für deutsche und osteuropäische Volkskunde. 1994. Bd. 37. S. 49–77.
Maillo G. Vampyrismus a Magia posthuma. Vampyrismus v kulturních dějeniách Evropy a Magia posthuma Karla Ferdinanda Schertze (první novodobé vydání). Praha: Nakladatelství Epocha, 2014. 261 s.
Oinas F. Heretics as Vampires and Demons in Russia // Slavic and East European Journal. 1978. 22. Р. 433–441. Reprint: Essays on Russian Folklore and Mythology. Columbus, OH: Slavica Publishers, 1985. Р. 121–130.
Ralston W.R.S. The Songs of the Russian People, as illustrative of Slavonic Mythology and Russian Social Life. London: Ellis & Green, 1872. XVI. 447, [1] p.
Rock S. Popular Religion in Russia. «Double Belief» and the Making of an Academic Myth. London; New York: Routledge, 2007. 248 р.
Schürmann T. Der Nachzehrerglauben in Mitteleuropa. Marburg: N.G. Elwert, 1990. 160 S.
Sjöberg A. Pop Upir’ Lichoj and the Swedish Rune-carver Ofeigr Upir // Scando-Slavica. 1982. 28. Р. 109–124.
Stanaszek Ł. M. Wampiry w średniowiecznej Polsce. Warszawa: Narodowe Centrum Kultury, 2016. 134 S.
Teichert M. ‘Draugula’: The Draugr in Old Norse-Icelandic Saga Literature and His Relationship to the Post-Medieval Vampire Myth // The Universal Vampire. Origins and Evolution of a Legend / Ed. by B. Brodman and J. O. Doan. Plymouth, UK: Fairleigh Dickinson University Press, 2013. Р. 3–16.
Vermeir K. Vampires as Creatures of the Imagination: Theories of Body, Soul, and Imagination in Early Modern Vampire Tracts (1659–1755) // Yasmin Haskell (Ed.). Diseases of the Imagination and Imaginary Disease in the Early Modern Period. Turnhout: Brepols, 2011. P. 341–373.
References
Baranowski, B. (1984), W kręgu upiorów i wilkołaków, Wydawnictwo Łódzkie, Łódź, Poland, 326 p.
Bohn, T. M. (2019), The Vampire. Origins of a European Myth, Berghahn Books, New York – Oxford, USA – UK, 304 р.
Efimenko, P.S. (1883), “Upyri. Iz istorii narodnykh verovaniy” [Ghouls. From the history of folk beliefs], Kievskaya starina, vol. 6, pp. 371–379.
Gieystzor, A. (2006), Mitologia Słowian, wyd. 3., zmien., rozszerz., Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, Poland, 407 p.
Hellwig, A. (1908), Verbrechen und Aberglaube. Skizzen aus der volkskundlichen Kriminalistik, Teubner, Leipzig, Germany, 139 s.
Jakobsson, Á. (2011), “Vampires and Watchmen: Categorizing the Mediaeval Icelandic Undead”, Journal of English and Germanic Philology, № 3, pp. 281–300.
Lambrecht, K. (1994), “Wiedergänger und Vampire in Ostmitteleuropa: Posthume Verbrennung statt Hexen-verfolgung”, Jahrbuch für deutsche und osteuropäische Volkskunde, bd. 37, ss. 49–77.
Levenstim, A. (1897), Sueverie i ugolovnoe pravo [Superstition and criminal law], n.p., St. Petersburg, Russia, 181 p.
Maillo, G. (2014), Vampyrismus a Magia posthuma. Vampyrismus v kulturních dějeniách Evropy a Magia posthuma Karla Ferdinanda Schertze (první novodobé vydání), Nakladatelství Epocha, Praha, Czech Republic, 261 p.
Odesskiy, M.P. (2011), “Ghouls in ancient bookishness: from comments to the dictionary of I. I. Srezhnev-sky”, Drevnyaya Rus', № 43, pp. 53–60.
Oinas, F. (1978), “Heretics as Vampires and Demons in Russia”, Slavic and East European Journal, № 22, pp. 433–441, reprint in Essays on Russian Folklore and Mythology (1985), Slavica Publishers, Columbus, USA, pp. 121–130.
Ralston, W.R.S. (1872), The Songs of the Russian People, as illustrative of Slavonic Mythology and Russian Social Life, Ellis & Green, London, UK, 447 p.
Rock, S. (2007), Popular Religion in Russia. “Double Belief” and the Making of an Academic Myth, Routledge, London – New York, UK – USA, 248 p.
Rybakov, B.A. (1981), Yazychestvo drevnikh slavyan [Ancient Slavic Paganism], Nauka, Moscow, Russia, 608 p.
Schürmann, T. (1990), Der Nachzehrerglauben in Mitteleuropa, N.G. Elwert, Marburg, Germany, 160 p.
Sjöberg, A. (1982), “Pop Upir’ Lichoj and the Swedish Rune-carver Ofeigr Upir”, Scando-Slavica, № 28, pp. 109–124.
Stanaszek, Ł. M. (2016), Wampiry w średniowiecznej Polsce, Narodowe Centrum Kultury, Warszawa, Poland, 134 p.
Teichert, M. (2013), “‘Draugula’: The Draugr in Old Norse-Icelandic Saga Literature and His Relationship to the Post-Medieval Vampire Myth”, in Brodman, B. & J. O. Doan (eds.), The Universal Vampire. Origins and Evolu-tion of a Legend, Fairleigh Dickinson University Press, Plymouth, UK, pp. 3–16.
Vermeir, K. (2011), “Vampires as Creatures of the Imagination: Theories of Body, Soul, and Imagination in Early Modern Vampire Tracts (1659–1755)”, in Haskell, Y. (ed.), Diseases of the Imagination and Imaginary Disease in the Early Modern Period, Brepols, Turnhout, Belgium, pp. 341–373.
Vinogradova, L.N. (2000), Narodnaya demonologiya i mifo-ritual’naya traditsiya slavyan [Folk demonology and mytho-ritual tradition of the Slavs], Indrik, Moscow, Russia, 431 p.
Zelenin, D.K. (1995), Izbrannye Trudy. Ocherki russkoy mifologii. Umershie neestestvennoy smert’yu i rusalki [Selected works. Essays on Russian mythology. Died by unnatural death and mermaids], Indrik, Moscow, Russia, 432 p.