КУЛЬТ ГЕРКУЛЕСА-МАГУСАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БАТАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы

  • Chernyshov L. V.

Ключевые слова:

мифология, романизация, идентичность, германцы, Геркулес, Магусан

Аннотация

Рассматривается роль культа Геркулеса в формировании идентичности племени батавов. На основе анализа данных римской письменной традиции и результатов археологических исследований делается вывод о важном консолидирующем значении культа. В римском Геркулесе персонифицированы важнейшие элементы батавской идентичности – военное искусство и скотоводство. Культ его являлся также связующим звеном между Римом и батавами. Эти факторы обусловили слияние представлений об античном Геркулесе и туземном боге-герое Магусане. Определяющую роль в формировании нового культа сыграла батавская аристократия.

Библиографические ссылки

Барышников А.Е. Римская Британия и проблема романизации: кризис традиционной концепции и дискуссия о новых подходах в современном английском антиковедении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6.

Барышников А.Е. Империя наносит ответный удар? «Археологические диалоги» и очередной виток дискуссии о романизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1.

Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. СПб., 2011.

Колобов А.В. Геркулес и римская армия ранней империи (на материале западной части Балкано-Дунайского региона) // Проблемы истории, филолологии, культуры. 2000. № 9.

Bogaers J.E. De Gallo-Romeinse tempels te Elst in de Over-Betuwe. Den Haag, 1955.

Derks T. The perception of the Roman pantheon by a native elite, the example of votive inscriptions from Lower Germany // Images of the Past, Studies on Ancient Societies in Northwestern Europe. Studies in pre- en protohistorie / N. Roymans & F. Theuws (eds.). Amsterdam, 1991.

Derks T., Roymans N. Der Tempel von Empel. Ein Hercules-Heiligtum im Batavergebiet // Archäologisches Korrespondenzblatt. 1993. Bd. 23.

Derks T. Gods, Temples, and Ritual Practices: The Transformation of Religious Ideas and Values in Roman Gaul. Amsterdam, 1998.

Derks Т. De tempels van Elst (Gld). Nieuw archeologisch onderzoek rond de N.H. kerk.

Amsterdam, 2002.

Derks T., Kerckhove J. van, Hoff P. (eds.). Nieuw archeologisch onderzoek rond de Grote Kerk van Elst, gemeente Overbetuwe (2002–2003) // Zuidnederlandse Archeologische Rapporten.

Bd. 31.

Drexel F. Die Götterverehrung im römischen Germanien. Frankfurt, 1923.

Gibson M. Mysticism, Myth and Celtic Identity. London, 2013.

Gutenbrunner S. Germanische Götternamen der antiken Inschriften. Halle, 1936.

Haug H. Hercules // RE. 1912. Bd. 8 (15).

Heichelheim F. Magusanus // RE. 1928. Bd. 14 (27).

Herring E. Ethnicity and Culture // A Companion to Ancient History / A. Erskine (ed.). Malden; Oxford; Chichester, 2009.

Horn H. G. Eine Weihung für Hercules Magusanus aus Bonn // Bonner Jahrbücher. 1970. Bd. 170.

Huskinson J. (ed.) Experiencing Rome: Culture, Identity and Power in the Roman Empire.

London, 2000.

Kauffmann F. Mythologische zeugnisse aus römischen inschriften // Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. 1891. Bd. 10.

Mata K. Colonial entanglements and cultic heterogeneity on Rome’s Germanic frontier // Ritual failure. Archaeological perspectives / V.G. Koutrafouri & J. Sanders (eds.). Leiden, 2013.

Moitrieux G. Hercules in Gallia. Recherches sur la personnalité et le culte d'Hercule en Gaule.

Paris, 2002.

Much R., Lange W. Die Germania des Tacitus. Heidelberg, 1967.

Nicolay J. Armed Batavians: use and significance of weaponry and horse gear from non-military contexts in the Rhine Delta (50 BC to AD 450). Amsterdam, 2007.

Perkins J. Roman Imperial Identity in the Early Christian Era. London; New York, 2009.

Reichert H. Lexikon der altgermanischen Namen. S. l. 1987. Bd. I (1).

Roymans N., Derks T. Het heiligdom te Empel. Algemene beschouwingen // De tempel van Empel, een Hercules-heiligdom in het woongebied van de Bataven / N. Roymans & T. Derks (eds.). Hertogenbosch, 1994.

Roymans N., Derks T. Ein keltisch-romischer Kultbezirk bei Empel (Niederlande) // Archäologisches Korrespondenzblatt. 1990. Bd. 20.

Roymans N. Ethnic identity and imperial power. The Batavians in the early Roman Empire. Amsterdam, 2004.

Roymans N., Aarts J. Coins, soldiers and the Batavian Hercules Cult. Coin deposition at the sanctuary of Empel in the Lower Rhine region // Iron Age coinage ritual practices / C. Haselgrove, D. Wigg (eds.). Mainz, 2005.

Roymans N. Hercules and the construction of a Batavian identity in the context of the Roman Empire // Ethnic constructs in antiquity. The role of power and tradition. Amsterdam, 2009.

Slofstra J. Batavians and Romans on the Lower Rhine. The romanisation of a frontier area // Archaeological Dialogues. 2002. Bd. 9.

Toorians L. Keltisch en Germaans in de Nederlanden. Taal in Nederland en België gedurende de Late IJzertijd en de Romeinse periode. Brussel, 2000.

Toorians L. Magusanus and the «Old Lad»: A Case of Germanized Celtic // North-Western European Language Evolution. 2003. Vol. 42.

Wagner N. Hercules Magusanus // Bonner Jahrbücher. 1977. Bd. 177.

References

Baryshnikov A.E. Imperiya nanosit otvetnyy udar? «Arkheologicheskie dialogi» i ocherednoy vitok diskussii o romanizatsii // Vestnik NNGU. 2015. № 1.

Baryshnikov A.E. Rimskaya Britaniya i problema romanizatsii: krizis traditsionnoi kontseptsii i diskussiya o novyh podhodah v sovremennom angliyskom antikovedenii // Vestnik NNGU. 2012. № 6.

Bogaers J.E. De Gallo-Romeinse tempels te Elst in de Over-Betuwe. Den Haag, 1955.

Budanova V.P., Gorskiy A.A., Ermolova I.E. Velikoe pereselenie narodov: Etnopoliticheskie i sotsialnie aspekty. SPb., 2011.

DerksT. Gods, Temples, and Ritual Practices: The Transformation of Religious Ideas and Values in Roman Gaul. Amsterdam, 1998.

Derks T. The perception of the Roman pantheon by a native elite, the example of votive inscriptions from Lower Germany // Images of the Past, Studies on Ancient Societies in Northwestern Europe. Studies in pre- en protohistorie / N. Roymans & F. Theuws (eds.). Amsterdam, 1991.

Derks T., Roymans N. Der Tempel von Empel. Ein Hercules-Heiligtum im Batavergebiet // Archäologisches Korrespondenzblatt. 1993. Bd. 23.

Derks T., van Kerckhove J., Hoff P. (eds.). Nieuw archeologisch onderzoek rond de Grote Kerk van Elst, geme-ente Overbetuwe (2002-2003) // Zuidnederlandse Archeologische Rapporten. 2008. Bd. 31.

Derks Т. De tempels van Elst (Gld). Nieuw archeologisch onderzoek rond de N.H. kerk. Amsterdam, 2002.

Drexel F. Die Götterverehrung im römischen Germanien. Frankfurt, 1923.

Gibson M. Mysticism, Myth and Celtic Identity. London, 2013.

Gutenbrunner S. Germanische Götternamen der antiken Inschriften. Halle, 1936.

Haug H. Hercules // RE. 1912. Bd. VIII (15).

Heichelheim F. Magusanus // RE. 1928. Bd. XIV (27).

Herring E. Ethnicity and Culture // A Companion to Ancient History / A. Erskine (ed.). Malden; Oxford; Chichester. 2009.

Horn H. G. Eine Weihung für Hercules Magusanus aus Bonn // Bonner Jahrbücher. 1970. Bd. 170.

Huskinson J. (ed.) Experiencing Rome: Culture, Identity and Power in the Roman Empire. London, 2000.

Kauffmann F. Mythologische zeugnisse aus römischen inschriften // Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. 1891. Bd. 10.

Kolobov A.V. Gerkules i rimskaya armiya ranney imperii (na materiale zapadnoy chasti Balkano-Dunayskogo regiona) // Problemy istorii, filologii, kultury. 2000. № 9.

Mata K. Colonial entanglements and cultic heterogeneity on Rome’s Germanic frontier // Ritual failure. Ar-chaeological perspectives / V.G. Koutrafouri & J. Sanders (eds.). Leiden, 2013.

Moitrieux G. Hercules in Gallia. Recherches sur la personnalité et le culte d'Hercule en Gaule. Paris, 2002.

Much R., Lange W. Die Germania des Tacitus. Heidelberg, 1967.

Nicolay J. Armed Batavians: use and significance of weaponry and horse gear from non-military contexts in the Rhine Delta (50 BC to AD 450). Amsterdam, 2007.

Perkins J. Roman Imperial Identity in the Early Christian Era. L.; N.Y, 2009.

Reichert H. Lexikon der altgermanischen Namen. 1987. Bd. I (1).

Roymans N. Ethnic identity and imperial power. The Batavians in the early Roman Empire. Amsterdam, 2004.

Roymans N. Hercules and the construction of a Batavian identity in the context of the Roman Empire // Ethnic constructs in antiquity. The role of power and tradition. Amsterdam, 2009.

Roymans N., Aarts J. Coins, soldiers and the Batavian Hercules Cult. Coin deposition at the sanctuary of Empel in the Lower Rhine region // Iron Age coinage ritual practices / C. Haselgrove, D. Wigg (eds.). Mainz, 2005.

Roymans N., Derks T. Ein keltisch-romischer Kultbezirk bei Empel (Niederlande) // Archäologisches Korres-pondenzblatt. 1990. Bd. 20.

Roymans N., Derks T. Het heiligdom te Empel. Algemene beschouwingen // De tempel van Empel, een Hercules-heiligdom in het woongebied van de Bataven / N. Roymans & T. Derks (eds.). Hertogenbosch, 1994.

Slofstra J. Batavians and Romans on the Lower Rhine. The romanisation of a frontier area // Archaeological Dialogues. 2002. Bd. 9.

Toorians L. Keltisch en Germaans in de Nederlanden. Taal in Nederland en België gedurende de Late IJzertijd en de Romeinse periode. Brussel, 2000.

Toorians L. Magusanus and the «Old Lad»: A Case of Germanized Celtic // North-Western European Language Evolution. 2003. Vol. 42.

Wagner N. Hercules Magusanus // Bonner Jahrbücher. 1977. Bd. 177.

Загрузки

Опубликован

2020-07-15

Как цитировать

L. V., C. (2020). КУЛЬТ ГЕРКУЛЕСА-МАГУСАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БАТАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 34(3), 5–12. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3291