«ПАНСИОНЫ БЛАГОНРАВНЫХ СОЛДАТ»: СУВОРОВСКИЕ И НАХИМОВСКИЕ УЧИЛИЩА В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1943–1950-Х ГОДОВ

Авторы

  • M. Mayofis

Ключевые слова:

история образования, элитизм, суворовские и нахимовские училища, советская культура 1940-х гг.

Аннотация

Рассматривается история создания и первый период существования суворовских и нахимовских училищ. На основе опубликованных архивных документов, материалов из «Военно-педагогического сборника», воспоминаний первых выпускников суворовских училищ, а также произведений художественной литературы и кино, специально посвященных жизни в этих учебных заведениях, делается вывод о том, что суворовские и нахимовские училища были призваны выполнить несколько задач. Первой и главной было воспитание новой военной элиты. Эта воспитательная концепция была основана на идее строгой дисциплины и установке на умеренную изобретательность и ограниченную инициативу. Второй задачей было дать детям, отцы которых воевали или погибли на войне, возможность провести несколько лет в относительном материальном достатке и сытости. Третья задача состояла в формировании у воспитанников некоторых знаковых навыков, которые позволили бы им идентифицировать себя как представителей советской военной элиты, по сути, наследующей дореволюционной. Немаловажными считались многим современникам задачи, связанные с компенсацией травмы войны и Большого террора: создать в обществе представление о защищенности молодого поколения, его подготовленности к будущим войнам, невозможности масштабных потерь среди молодых воинов в будущем. Заложенные в основу концепции суворовских и нахимовских училищ противоречия между строгим дисциплинированием и установкой на гуманизацию, между эгалитарным и элитарным образованием сохранились в них и по сей день и являются, по мнению автора, причиной большого спроса на «кадетское» образование в современной России.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Brandenberger D. National Bolshevism: Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931–1956. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002. 400 р.

Ewing Thomas E. Separate Schools: Gender, Policy, and Practice in Postwar Soviet Education. De Kalb; Nothern Illinois University Press, 2010. 301 p.

Timasheff N. The Great Retreat. New York, 1946. 470 р.

Александров В.П. Воспоминания суворовца первого выпуска // Тульские суворовцы. M., 2000. С. 37–44.

Баранов И.И. Вася-Василек // Тульские суворовцы. M., 2000. С. 53–38.

Бондаренко С.И. Мероприятия органов власти Ставропольского края по открытию и обеспечению деятельности суворовского военного училища в 1943 – 1945 г. // Университетские чтения. Пятигорск, 2013. Вып. 15. С. 117–121.

Василенко И. Суворовцы. Ростов-н/Д, 1945. 99 с.

Воспоминания суворовца Евгения Миленина. URL: http://www.kadet.ru/doc/Milenin.htm (дата обращения: 31.10.2019).

Добренко Е. Гоголи и Щедрины: уроки положительной сатиры // Нов. лит. обозрение. 2013. № 129. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2013/3/gogoli-i-shhedriny-uroki-polozhitelnoj-satiry.html (дата обращения: 04.12.2019).

Игнатьев А. Записка И. Сталину о создании кадетских корпусов // Вестник Архива Президента Российской Федерации. Война: 1941–1945. M., 2010. С. 241–242.

Изюмский В. Алые погоны. М.: Молодая гвардия, 1949–1950. Кн. 1. 240 с.; кн. 2. 224 с.

Изюмский В. Мои вечера (детали жизни) // Ковчег Кавказа 2009. № 27. URL: https://www.libtxt.ru/chitat/izyumskiy_boris/49836-moi_vechera.html (дата обращения: 04.12.2019)

История Калининского Суворовского училища в документах (август 1943 – декабрь 1946) / автор-сост. М.А. Тимошенко. M.: Научная книга, 2018.

Корнейчук О. Фронт // Правда. 1942. № 236 (24.08). С. 3; № 237 (25.08). С. 3; № 238 (26.08). С. 3; № 239 (27.08). С. 3.

Коробков Н.М. Русская школа воинского воспитания // Военно-педагогический сборник. M.: Воениздат, 1946. Вып. 2.С. 152–168.

О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. M.: ОГИЗ, 1943. 63 с.

Полковник Дрягин А.Г. Улучшить воспитательную работу в суворовских военных училищах // Военно-педагогический сборник. М.: Воениздат, 1946. Вып. 2. С. 3–22.

Правила внутреннего распорядка и поведения воспитанников суворовских военных училищ // Военно-педагогический сборник. M.: Воениздат, 1946. Вып. 2. С. 23–32.

Саплин Б.Г. У истоков большого пути // Тульские суворовцы. M., 2000. С. 85–88.

Селиванов М.М. Былое и думы // Тульские суворовцы. M., 2000. с. 127–138.

References

Alexandrov, V.P. (2000), “Memoirs of the Suvorov school student of the first class of graduates”, in Tulskiye suvorovtsy [Tula Suvorovites], Moscow, Russia, pp. 37–44.

Baranov, I.I. (2000), “Vasya-Vasilek”, in Tulskie suvorovtsy [Tula Suvorovites], Moscow, Russia, pp. 53–38.

Bondarenko, S.I. (2013), “Measures of the Stavropol region authorities for opening and support of the Suvorov military school in 1943–1945”, in Universitenskiye chteniya [University Readings], Vol. 15, Pyatigorsk, Russia, pp. 117-121

Brandenberger, D. (2002), National Bolshevism: Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931-1956, Harvard University Press, Cambridge, USA, 400 p.

Dobrenko, E. (2013), “Gogols and Shchedrins: Lessons of positive satire”, Novoe literaturnoe obozrenie, № 129, available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2013/3/gogoli-i-shhedriny-uroki-polozhitelnoj-satiry.html (accessed 04.12.2019).

Dryagin, A.G. (1946), “To enhance the educational work in Suvorov military schools”, in Voenno-pedagogicheskiy sbornik [Journal of Military Pedagogy], Vol. 2, Voenizdat, Moscow, USSR.

Ewing, T.E. (2010), Separate Schools: Gender, Policy, and Practice in Postwar Soviet Education, Nothern Illinois University Press, De Kalb, USA, 301 p.

Ignatyev, A. (1943), “Zapiska I. Stalinu o sozdanii kadetskikh korpusov” [Note to Joseph Stalin on creating cadet corps], in Vestnik arkhiva Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. Voyna: 1941–1945 (2010) [Bulletin of the archive of the President of the Russian Federation. The war: 1941–1945], Arhiv Prezidenta RF, Moscow, Russia, pp. 241–242.

Izumskiy, B (2009), “My evenings (details of my life)”, Kovcheg Kavkaza, № 27, available at: https://www.libtxt.ru/chitat/izyumskiy_boris/49836-moi_vechera.html (accessed 04.12.2019).

Izumskiy, B. (1949–1950), Alye pogony [Scarlet Shoulder-Loops], Vol. 1, 2, Molodaya gvardiya, Moscow, USSR, 240 p., 224 p.

Korneychuk, O. (1942), “Frontline”, Pravda, № 236 (24.08), p. 3; № 237 (25.08), p. 3; № 238 (26.08), p. 3; № 239 (27.08), p. 3.

Korobkov, N.M. (1946), “Russian school of military education”, in Voenno-pedagogicheskiy sbornik [Journal of Military Pedagogy], Vol. 2, Voenizdat, Moscow, USSR, pp. 152–168.

Milenin, E. (w.d.), Vospominaniya suvorovtsa Evgeniya Milenina [Memoirs of the former Suvorov school student Evgeniy Milenin], available at: http://www.kadet.ru/doc/Milenin.htm (accessed 31.10.2019).

O neotlozhnykh merakh po vosstanovleniyu hozyaystva v rayonakh, osvobozhdennykh ot ne-metskoy okkupatsii (1943) [On the Urgent Measures for Restoring the National Economy in Recently Liberated Territories], Gospolitizdat, Moscow, USSR, pp. 53–54.

“Pravila vnutrennego rasporyadka i povedeniya vospitannikov suvorovskih voennyh uchilishch” (1946), in Voenno-pedagogicheskiy sbornik [Journal of Military Pedagogy], Vol. 2, Voenizdat, Moscow, USSR, pp. 29–30.

Saplin, B.G. (2000), “At the beginning of the long route”, in Tulskie suvorovtsy [Tula Suvorovites], Moscow, Russia, pp. 85–88.

Selivanov, M.M. (2000), “My past and thoughts”, in Tulskie suvorovtsy [Tula Suvorovites], Moscow, Russia, pp. 127–138.

Timasheff, N. (1946), The Great Retreat, E. P. Dutton and Company, New York, USA, 470 p.

Timoshenko, M. (ed.) (2018), Istoriya Kalininskogo Suvorovskogo uchilishcha v dokumentah (avgust 1943 – dekabr 1946) [History of the Kalinin Suvorov military school in documents], Nauchnaya kniga, Moscow, Russia,

Vasilenko, I. (1945), Suvorovtsy, Rostizdat, Rostov, USSR, 99 p.

Загрузки

Опубликован

2020-01-27

Как цитировать

Mayofis, M. (2020). «ПАНСИОНЫ БЛАГОНРАВНЫХ СОЛДАТ»: СУВОРОВСКИЕ И НАХИМОВСКИЕ УЧИЛИЩА В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1943–1950-Х ГОДОВ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 47(4), 85–94. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2956