ИДЕОЛОГИЯ СУМА КАМАНЬЯ В ПОЛИТИКЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛЕВОИНДИХЕНИСТСКОГО РЕЖИМА Э. МОРАЛЕСА

Авторы

  • P. I. P. I. Kostogryzov

Ключевые слова:

политика ценностей, аксиополитика, сума каманья, индихенизм, нация, Боливия

Аннотация

Вводится понятие политики ценностей (аксиополитики) как совокупности методов политического «обращения» с ценностями (и обращения к ценностям в политических целях), предлагается типология этого феномена и обозначаются основные этапы его становления. Рассмотрение политики ценностей действующего в Боливии левоиндихенистского режима позволяет раскрыть ее связь с формированием нации и незавершенным процессом модернизации в стране. Дается характеристика идейно-ценностного комплекса сума каманья, лежащего в основе аксиополитики правительства Э. Моралеса. Этот концепт представляет собой квинтэссенцию традиционного мировоззрения коренных народов андского региона и включает представление о гармоничном существовании людей друг с другом и с природой. Помимо принципов солидарности, взаимопомощи как ценностной основы общественных отношений в него входит императив бережного отношения к природе, предполагающий, в частности, ограничение материального потребления удовлетворением реальных нужд и отказ от пути создания все новых искусственных потребностей и постоянного наращивания потребления, по которому развивается капиталистическая экономика. Будучи архаической по происхождению, эта система ценностей в то же время перекликается с ультрасовременными идеями радикального экологизма и постматериализма. Идеология сума каманья открыто противостоит девелопментализму как парадигме однонаправленного развития человечества и консюмеризму, ориентирующему экономику на бесконечное увеличение производства предметов потребления. Ее появление явилось реакцией на неуспешную для латиноамериканских стран политику неолиберализма 1990-х – начала 2000-х гг. Показано, как левоиндихенистский режим использует идеологию сума каманья для достижения своих политических целей.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Андрушкевич И. Н. 2013. Аксиополитика ориентирует геополитику. URL: https://rusk.ru/

st.php?idar=60031 (дата обращения: 19.07.2019).

Боливия – время левоиндихенистского эксперимента / Ин-т Латинской Америки РАН. М., 2009. 77 с.

Васечко В. Ю., Васечко Е. Н. Золотое правило нравственности в эпоху глобализма // Философские проблемы глобализации: общество, культура, право: Матер. регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава / редкол.: И.Г. Палий, О.А. Богданова, Э.Г. Куликова. Ростов-н/Д, 2007. С. 95–100.

Воротникова Т. А. Боливия: становление индейского политического сознания // Индейский мир перед вызовами ХХІ века / Ин-т Латинской Америки РАН. М., 2011. С. 106–129.

Костогрызов П. И. Коррупция в Латинской Америке: цивилизационные аспекты // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: Сб. науч. тр. по итогам Третьей всерос. науч. конф. с междунар. участием / Ин-т философии и права Урал. отд. РАН. Екатеринбург, 2019а. С. 620–635. DOI 10.17506/articles.anticorruption.2018.620635. URL: https://www.researchgate.net/publication/

(дата обращения: 10.07.2019).

Костогрызов П. И. Латиноамериканская модель многонационального государства // Конституционное и муниципальное право. 2019b. № 8. С. 66–69. URL: https://www.researchgate.net/publication/335528339 (дата обращения: 10.07.2019).

Основы философии: Учебник / под общ. ред. А.Н. Ерыгина. М.; Ростов-н/Д, 2006. 228 с.

Павлова Е. Б. Концепции «хорошей жизни» в Боливии и Эквадоре: расцвет и упадок нормативной силы // Латинская Америка. 2016. № 3. С. 22–31.

Павлова Е. Б. Стрессоустойчивость неолиберализма: «индейская буржуазия» в Боливии // Латинская Америка. 2017. № 11. С. 39–48.

Португаль Молинедо П. Концепция развития в Андах: мифы и перспективы // Латинская Америка. 2013. № 1. С. 58–65.

Шемякин Я. Г. Общинная юстиция как проявление цивилизационной идентичности Латинской Америки // Латинская Америка, 2019. № 2. С. 94–106.

Шинкаренко А. А. Между неоэкстрактивизмом и «зеленой» геополитикой: особенности «эко-территориального сдвига» в Латинской Америке // PolitBook. 2018. № 4. С. 103–116.

Щелчков А. А. Левая альтернатива неолиберализму. Культурная и демократическая революция в Боливии в начале XXI века // Латиноамериканский исторический альманах. 2016а. № 17. С. 192–240.

Щелчков А. А. Революция под знаменем Пачамамы. Боливия в начале XXI века // Новая и новейшая история. 2016 b. № 5. С. 119–137.

Corte Constitucional de Colombia. Sentencia T-496/96. 1996. URL: http://www.corteconstitucional.gov.co/relatoria/1996/T-496-96.htm (дата обращения: 10.07.2016).

Cruz Rodríguez E. Explicando el nacionalismo aymara: una perspectiva comparada R e p i q u e. 2016. Nº 1. Р. 87–107.

Cruz Rodríguez E. Hacia una ética del vivir bien-buen vivir. Producción + Limpia. 2014а. Vol.9, No.2, julio – Diciembre. Р. 11–22.

Cruz Rodríguez E. Prolegómenos al vivir bien-buen vivir: una evaluación normativa y práctica // Finanz. polit. econ. 2014b. Vol. 6, No. 2, julio – diciembre. Р. 387-402. URL: http://dx.doi.org/10.14718/revfinanzpolitecon.2014.6.2.8 (дата обращения: 07.09.2018).

Fatheuer T. Buen Vivir. A brief introduction to Latin America’s new concepts for the good life and the rights of nature. Berlin: Heinrich Böll Foundation. 2011. 72 р.

García Linera Á. Identidad Boliviana. Nación, mestizaje y plurinacionalidad. La Paz: Vicepresidencia del Estado Plurinacional – Presidencia de la Asamblea Legislativa Plurinacional. 2014. 78 р.

Guardiola J., García-Quero F. Buen Vivir (living well) in Ecuador: Community and environmental satisfaction without household material prosperity? // Ecological Economics. 2014. Vol. 107. November. P. 177–184.

Gudynas E. Buen vivir: Germinando alternativas al desarrollo. América Latina en movimiento. 2011. № 462, febrero. 24 p.

Huanacuni Mamani F. Buen vivir / Vivir bien. Filosofía, políticas, estrategias y experiencias regionales andinas. Lima: CAOI, 2010. 124 р.

Pérez-Morón L. Y.; Cardoso-Ruiz R. P. Construcción del Buen Vivir o Sumak Kawsay en Ecuador: una alternativa al paradigma de desarrollo occidental // Contribuciones desde Coatepec. 2014. № 26, enero – junio. Р. 49–66.

Shinkarenko A. A. Teoría del «Cuarto mundo» en la geopolítica moderna: aspectos latinoamericanos // Iberoamerica. 2016. № 4. Р. 68–89.

Vanhulst J. El laberinto de los discursos del Buen vivir: entre Sumak Kawsay y Socialismo del siglo XXI, Polis, 40. 2015. URL: http://journals.openedition.org/polis/10727 (дата обращения: 19.04.2019).

References

Andrushkevich, I.N. (2013), Aksiopolitika orientiruet geopolitiku [Axiopolitics guides geopolitics], available at: https://rusk.ru/st.php?idar=60031 (accessed 19.07.2019).

Boliviya – vremya levoindihenistskogo eksperimenta (2009) [Bolivia: the time of the Left Indigenist experiment], Institut Latinskoy Ameriki Rossiyskoy akademii nauk, Moscow, Russia, 77 p.

Corte Constitucional de Colombia. Sentencia T-496/96 (1996) [Constitutional Court of Colombia. Sentence T-496/96 (1996)], available at: http://www.corteconstitucional.gov.co/relatoria/1996/T-496-96.htm (accessed 10.07.2016).

Cruz Rodríguez, E. (2014a), “Towards an ethic of living well-good living”, Producción + Limpia, Vol. 9, № 2, рр. 11-22.

Cruz Rodríguez, E. (2014b), “Prolegomena by living well-good living: a normative and practical evaluation”, Finanz. polit. econ., Vol. 6, № 2, pp. 387-402, available at: http://dx.doi.org/10.14718/

revfinanzpolitecon.2014.6.2.8 (accessed 07.09.2018).

Cruz Rodríguez, E. (2016), “Explaining Aymara Nationalism: A Comparative Perspective”, Repique, № 1, pр. 87-107.

Erygin, A.N. (ed.) (2006), Osnovy filosofii. Uchebnik [Basics of philosophy. Textbook], RINKh, Moscow; Ros-tov-on-Don, Russia, 228 p.

Fatheuer, T. (2011), Buen Vivir. A brief introduction to Latin America’s new concepts for the good life and the rights of nature, Heinrich Böll Foundation, Berlin, Germany, 72 р.

García Linera, Á. (2014), Identidad Boliviana. Nación, mestizaje y plurinacionalidad [Bolivian Identity. Nation, Miscegenation and Plurinationality], Vicepresidencia del Estado Plurinacional – Presidencia de la Asamblea Legislativa Plurinacional, La Paz, Bolivia, 78 р.

Guardiola, J. & F. García-Quero (2014), “Buen Vivir (living well) in Ecuador: Community and environmental satisfaction without household material prosperity?”, Ecological Economics, Vol. 107, November 2014,

pр. 177-184.

Gudynas, E. (2011), Buen vivir: Germinando alternativas al desarrollo [Good living: Germinating alternatives to development], América Latina en movimiento, № 462, febrero 2011. pp. 1-24.

Huanacuni Mamani, F. (2010), Buen vivir / Vivir bien. Filosofía, políticas, estrategias y experiencias regionales andinas [Good living / Living well. Andean regional philosophy, policies, strategies and experiences], CAOI, Lima, Peru, 124 р.

Kostogryzov, P.I. (2019a), “Corruption in Latin America: a sociocultural análisis”, in Aktual'nye problemy nau-chnogo obespecheniya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii: sb. tr. po itogam Tretyey vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem [Actual problems of academic support of the state policy of the Russian Federation in the field of anti-corruption], In-t filosofii i prava Ural. otd-niya Ros. akad. Nauk, Yekaterinburg, Russia, pp. 620-635.

Kostogryzov, P.I. (2019b), “Latin American Model of a Multinational State”, Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, № 8, pp. 66-69.

Pavlova, E.B. (2016), “The concept of a “good life” in Bolivia and Ecuador: the heyday and decline of regulatory power”, Latinskaya Amerika, № 3, pp. 22-31.

Pavlova, E.B. (2017), “Stress Resistance of Neoliberalism: “The Indian Bourgeoisie” in Bolivia”, Latinskaya Amerika, № 11, pp. 39-48.

Pérez-Morón, L.Y. & R.P. Cardoso-Ruiz (2014), “Construction of Good Living or Sumak Kawsay in Ecuador: an alternative to the Western development paradigm”, Contribuciones desde Coatepec, № 26, pp. 49-66.

Portugal Mollinedo, P. (2013), “Development concept in the Andes: Myths and Prospects”, Latinskaya Amerika, № 1, pp. 58-65.

Shemyakin, Ya.G. (2019), “Community justice as a manifestation of the civilizational identity of Latin Ameri-ca”, Latinskaya Amerika, № 2, pp. 94-106.

Shhelchkov, A.A. (2016a), “Left alternative to neoliberalism. The Cultural and Democratic Revolution in Boliv-ia at the Beginning of the 21st Century”, Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manah, № 17, pp. 192-240.

Shhelchkov, A.A. (2016b), “The revolution under the banner of Pachamama. Bolivia at the beginning of the 21st century”, Novaya i noveyshaya istoriya, № 5, pp. 119-137.

Shinkarenko, A.A. (2016), “Theory of the "Fourth World" in modern geopolitics: Latin American aspects”, Iberoamerica, № 4, pр. 68-89.

Shinkarenko, A.A. (2018), “Between Neo-Extractivism and Green Geopolitics: Features of the “Eco-Territorial Shift” in Latin America”, PolitBook, № 4. pp. 103-116.

Vanhulst, J. (2015), “The labyrinth of the speeches of Good Living: between Sumak Kawsay and Socialism of the 21st Century”, Polis, № 40, pp. 1-25, available at: http://journals.openedition.org/polis/10727 (accessed 19.04.2019).

Vasechko, V.Yu. & E.N. Vasechko (2007), “Golden rule of morality in the era of globalism”, in Filosofskie problemy globalizatsii: obshhestvo, kul'tura, pravo [Philosophical problems of globalization: society, culture, law], Akademtsentr, Rostov-on-Don, Russia, pp. 95-100.

Vorotnikova, T.A. (2011), “Bolivia: Formation of an Indian Political Consciousness”, in Indeyskiyy mir pered vyzovami 21 veka [Native American world facing 21st century challenges], ILA RAN, Moscow, Russia, pp. 106-129.

Загрузки

Опубликован

2020-01-27

Как цитировать

P. I. Kostogryzov, P. I. (2020). ИДЕОЛОГИЯ СУМА КАМАНЬЯ В ПОЛИТИКЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛЕВОИНДИХЕНИСТСКОГО РЕЖИМА Э. МОРАЛЕСА. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 47(4), 30–40. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2950