ЗАЩИТА «ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ» И ПРАВОСЛАВНЫЙ РАДИКАЛИЗМ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА)
Ключевые слова:
православный радикализм, Республика Молдова, Закон об обеспечении равенстваАннотация
Обосновывается на примере Республики Молдова тезис о том, что в условиях внешних вызовов, когда использование общепринятых, конвенциональных методов выстраивания церковно-государственного взаимодействия перестает способствовать реализации интересов Церкви, на передний план могут выйти парацерковные политические акторы, представленные радикальными движениями клириков и мирян, неподконтрольными епископату. Эти акторы отрицают конвенциональные методы политического участия и вступают в конфронтацию с государством вплоть до применения низкоуровневого насилия. Делается вывод о том, что православные радикалы противопоставляют себя не только и не столько государству, сколько церковному руководству, доходя в конечном счете до разрыва с ним. В основе такого вывода лежит рассмотрение противостояния Православной церкви Молдовы государственной политике обеспечения равноправия ЛГБТ, особенно на рынке труда, в соответствии с требованиями Европейского союза. Символическим центром церковно-государственного противостояния стали «парады гордости», в качестве альтернативы которым Церковь организует собственные марши в поддержку семьи и традиционных ценностей. Показывается, что Митрополия Молдовы не смогла убедить правительство в необходимости отмены Закона об обеспечении равенства, используя неформальные договоренности с властями, и была вынуждена перейти к открытому осуждению политики государства. В то же время Церковь в отличие от радикалов не готова к конфронтации с государством. Рассуждения построены на анализе законодательных актов, материалов СМИ и других источников, а также на полевых исследованиях, проводившихся в Республике Молдова в 2011, 2013 и 2019 гг.Библиографические ссылки
Библиографический список
Верховский А. Политическое православие. Русские православные фундаменталисты и националисты, 1995–2001 гг. М., 2003. 316 с.
Шнирельман В. Кто и как оскорбляет чувства: православие и радикализм // Неприкосновенный запас. 2017. № 3. С. 152 – 171; № 4. С. 101 – 115.
Войку О., Кэш Дж., Кожокариу В. Церковь и государство в Республике Молдова / Fundaţia Soros-Moldova. Chişinău: S. n., 2017. 60 с.
Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.). М.: РОССПЭН, 2009. 463 с.
Митрофанова А.В. Политизация «православного мира». М.: Наука, 2004. 296 с.
Онищенко А.Б. Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963), 21 июня 2011. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/1769530.html (дата обращения: 02.09.2019).
Спрынчанэ В. Бог в «зонах пограничья» // Pro et Contra. 2013. Май – август. С. 45–58.
Стратулат Н. Православная Церковь в Молдавии в контексте истории молдавско-румынских церковных отношений в XX веке: Дис.... канд. теологии. СПб., 2010. 290 с.
Шорников П. Церковная агрессия Румынии. 1941–1944 // Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем (конец XIX – начало XX вв.). М., 2011. С. 162–187.
Agadjanian A. Tradition, morality and community: elaborating Orthodox identity in Putin’s Russia // Religion, State and Society. 2017. 45 (1). P. 39–60.
Bilic B. (ed.). LGBT Activism and Europeanisation in the Post-Yugoslav Space: On the Rainbow Way to Europe. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. 256 р.
Brüning A. Morality and Patriotism: Continuity and Change in Russian Orthodox Occidentalism since the Soviet Era // Eastern Orthodox Encounters of Identity and Otherness: Values, Self-Reflection, Dialogue / Ed. by A. Krawchuk, Th. Bremer. New York: Palgrave, 2014. P. 29–46.
Carnevale D. A Context-Grounded Approach to Religious Freedom: The Case of Orthodoxy in the Moldovan Republic // Religions. 2019. 10 (5). P. 314 URL: https://www.mdpi.com/2077-1444/10/5/314/htm (дата обращения: 02.09.2019).
Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago; London: University of Chicago Press, 1994. 330 р.
Cașu I. «The Quiet Revolution»: Revisiting the National Identity Issue in Soviet Moldavia at the height of Khrushchev’s Thaw (1956) // Euxeinos. 2014. No. 15/16. P. 77–91.
Ejdus F., Božović M. Europeanization and indirect resistance: Serbian Police and Pride Parades // International Journal of Human Rights. 2016. 31 March.
Hill R. J. Soviet Political Elites: The Case of Tiraspol. New York: Palgrave Macmillan, 1977. 226 р.
Igrutinović D., Sremac S., Berg M. van den. Pride Parades and/or Prayer Processions: Contested Public Space in Serbia #Belgrade Pride // Journal of Empirical Theology. 2015. No. 28. P. 1–22.
Iordache R. The Dichotomy between Europeanisation and the Revival of Moldovan Orthodoxy: The Strategy of the Moldovan Orthodox Church in Relation to Equality Legislation // Orthodox Religion and Politics in Contemporary Eastern Europe: On Multiple Secularisms and Entanglements / Ed. T. Köllner. London: Routledge, 2018. P. 145–156.
Jovanović S. M. The Dveri Movement Through a Discursive Lens. Serbia’s Contemporary Right-Wing Nationalism // Sudosteuropa: Journal of Politics and Society. 2018. №. 4. P. 481–502.
Köllner T. Religious conservatism in post-Soviet Russia and its relation to politics: empirical findings from ethnographic fieldwork // New Conservatives in Russia and East Central Europe / Ed. K. Bluhm, M. Varga. New York: Routledge, 2018. P. 245–259.
Munteanu V. Behind the Curtain: The relationship between the Moldovan state and Church // Traditional Religion and Political Power: Examining the Role of the Church in Georgia, Armenia, Ukraine and Moldova / Ed. A. Hug. London: Foreign Policy Centre, 2015. P. 57–64.
Slootmaeckers K., Touquet H. The Co-evolution of EU’s Eastern Enlargement and LGBT Politics: An Ever Gayer Union? // The EU Enlargement and Gay Politics: The Impact of Eastern Enlargement on Rights, Activism and Prejudice / Ed. K. Slootmaeckers, H. Touquet, P. Vermeersch. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. P. 19–44.
Slootmaeckers K., Touquet H., Vermeersch P. (eds). The EU Enlargement and Gay Politics: The Impact of Eastern Enlargement on Rights, Activism and Prejudice. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. 238 р.
Sprînceană V. De la Biserica neamului la Biserica Anti-Gay: radicalizarea ortodoxiei moldovenești în ajunul campaniei electorale. 8 Sept. 2014. URL: http://www.platzforma.md/arhive/2926 (дата обращения: 02.09.2019).
Sremac S., Ganzevoort R.R. (eds). Religious and Sexual Nationalisms in Central and Eastern Europe: Gods, Gays and Governments. Leiden: Brill, 2015. 188 р.
Stan L., Turcescu L. Religion and politics in post-communist Romania. Oxford: Oxford University Press, 2007. 288 р.
Stepanova E. «The Spiritual and Moral Foundation of Civilization in Every Nation for Thousands of Years»: The Traditional Values Discourse in Russia // Politics, Religion and Ideology. 201516. № 2/3 P. 119–136.
Stepanova E. Competing Moral Discourses in Russia: Soviet Legacy and Post-Soviet Controversies // Politics, Religion and Ideology. 2019. Vol. 20. Issue 3. P. 340–360.
Stoeckl K. The Russian Orthodox Church as Moral Norm Entrepreneur // Religion, State and Society. 2016. 44 (2). P. 132–152.
Verkhovsky A. Russian approaches to radicalism and ‘extremism’ as applied to nationalism and religion // Russia and Islam: state, society and radicalism / Ed. R. Dannreuther and L. March. New York: Routledge, 2010. P. 26–43.
Vink M. What Is Europeanisation? and Other Questions on a New Research Agenda // European Political Science. 2003. Autumn. P. 63–74.
Zorgdrager H. Homosexuality and Hypermasculinity in the Public Discourse of the Russian Orthodox Church: an Affect Theoretical Approach // International Journal of Philosophy and Theology. 2013. 74 (3). P. 214–239.
References
Kozlov, V. (2009), Massovye besporyadki v SSSR pri Khrushcheve i Brezhneve (1953 – nachalo 1980-h gg.) [Popular unrest in the USSR in the time of Khrushchev and Brezhnev], ROSSPEN, Moscow, Russia, 463 p.
Mitrofanova, A.V. (2004), Politizatsiya «pravoslavnogo mira» [Politicization of the «Orthodox World»], Nauka, Moscow, Russia, 296 p.
Onishchenko, A.B. (2011), Materialy o polozhenii i deyatel'nosti monastyrey v SSSR [Materials about the posi-tion and activities of monasteries in the USSR], available at: http://archive.bogoslov.ru/text/1769530.html (acessed 2.09.2019).
Shnirel'man, V. (2017), «Who insults the feelings, and how: Orthodoxy and radicalism», Neprikosnovennyi za-pas, № 3, pp. 152 – 171; № 4, pp. 101 – 115.
Shornikov, P. (2011), «Romanian church aggression. 1941–1944», in Kashirin, V. (ed.), Vostochnaya politika Rumynii v proshlom i nastoyashchem [Romania's Eastern policy in the past and present], Rossiyskiy institut strategicheskih issledovaniy, Moscow, Russia, pp. 162–187.
Sprinceana, V. (2013), «God in the borderland zones», Pro et Contra, May – August, pp. 45–58.
Stratulat, N. (2010), Pravoslavnaya Tserkov v Moldavii v kontekste istorii moldavsko-rumynskih tserkovnyh otnosheniy v XX veke [Orthodox Church in Moldavia], PhD dissertation, St. Petersburg's Spiritual Academy, St. Petersburg, Russia, 290 p.
Verhovskiy, A. (2003), Politicheskoe pravoslavie. Russkie pravoslavnye fundamentalisty i natsionalisty, 1995-2001 g. [Political Orthodoxy. Russian Orthodox fundamentalists and nationalists, 1995-2001], Tsentr «Sova», Moscow, Russia, 316 p.
Voicu, O., Cash, J. & V. Cojocariu (2017), Church and State in the Republic of Moldova, S. n., Chişinău, Mol-dova, 60 p.