К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ИММИГРАНТОВ И ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: КВЕБЕКСКИЙ ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗМ И ДИСКУССИИ О РАЗУМНЫХ КОМПРОМИССАХ (СЕРЕДИНА – ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2000-Х ГГ.)
Ключевые слова:
Квебек, иммиграция, иммиграционная политика, квебекский интеркультурализм, культурная конвергенция, разумные компромиссы/приспособления, комиссия Бушара – ТейлораАннотация
Рассматриваются общественные дискуссии, развернувшиеся в канадской франкоязычной провинции Квебек в середине – второй половине 2000-х гг. по поводу так называемых разумных компромиссов (или разумных приспособлений), на которые может или должно пойти общество-реципиент ради интеграции иммигрантов, являющихся носителями иных культурных и религиозных ценностей. Вскрывается специфика квебекской модели интеркультурализма, которой придерживается данная провинция и которая получила международную известность. Подчеркивается, что на отношение франко-квебекского сообщества к иммигрантам влияет его двойственное положение: оно составляет большинство в провинции Квебек (по многим показателям сравнимой со средним европейским государством), но меньшинство в масштабах Канады. Отсюда его подверженность ассимиляционным страхам и стремление использовать иммиграцию в качестве источника пополнения «квебекской нации», что, в свою очередь, может приводить к конфликтам и/или взаимному непониманию из-за различия в подходах, требованиях, ожиданиях большинства и меньшинства. Приводятся примеры конфликтных ситуаций, связанных с запросами представителей меньшинств (преимущественно из числа «недавних иммигрантов» из стран «третьего мира») и реакцией на них франко-квебекского большинства, которое, с одной стороны, подчеркивает свою светскость и открытость, но с другой – не является ценностно-нейтральным, сохраняя значительный субстрат франко-канадского католического наследия. Анализируется политика провинциальных властей по отношению к данным конфликтам. Особое внимание уделяется деятельности Консультационной комиссии по практикам разумных приспособлений, связанных с культурными различиями (комиссии Бушара – Тейлора), созданной квебекским правительством в 2007 г. Отмечаются наиболее важные наблюдения и рекомендации, содержащиеся в ее итоговом докладе.К вопросу о гармонизации ценностей иммигрантов и принимающего общества: квебекский интеркультурализм и дискуссии о разумных компромиссах (середина – вторая половина 2000-х гг.)Библиографические ссылки
Библиографический список
Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем: Очерки истории Квебека
XVII–XX вв. М.: Наука, 2006. 314 с.
Куропятник А.И., Куропятник М.С. Интеркультурализм: постмультикультуральный дискурс социальной интеграции // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2018. Вып. 18, № 2. С. 250–261.
Balthazar L. Bilan du nationalisme au Québec. Montréal: L’Hexagone, 1986. 217 p.
Gagnon A.-G. Québec: État et société. T. 2. Montréal: Québec–Amérique, 2003. 588 p.
Haroun S. L'État n’est pas soluble dans l'eau bénite : essai sur la laïcité au Québec. Montréal : Septentrion, 2008. 176 p.
Labelle M., Rocher F., Rocher G. Pluriethnicité, citoyenneté et intégration : de la souveraineté pour lever les obstacles et les ambiguïtés // Cahiers de recherche sociologique. 1995. № 25. P. 213–245.
McAnrew M. Competing Vision and Current Debates in Interculturalism in Quebec // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2016. Vol. 18. Issue 4. URL: http://docs.lib.purdue.edu/
clcweb/vol18/iss4/3 (дата обращения: 11.01.2019).
McEwen N. Nationalism and the State: Welfare and Identity in Scotland and Quebec. Brussels: P.I.E.-Peter Lang, 2006. 212 p.
Milot M. Les principes de laïcité politique au Québec et au Canada // Bulletin d’histoire politique. 2005. Vol. 13, № 3. P. 13–27.
Pagé M. Intégration, identité ethnique et cohésion sociale // Pluriethnicité et société : construire un espace commun / Sous la dir. de F.Ouellet et M.Pagé. Québec : IQRC, 1991. P. 119–155.
Waddington D., Maxwell B., McDonough K. Cormier A.-A., Schwimmer M. Interculturalism in Practice: Québec’s New Ethics and Religious Culture Curriculum and the Bouchard-Taylor Report on Reasonable Accommodation // Interculturalism, Education and Dialogue / Ed. by T. Besley and M.A. Peters. New York: Peter Lang, 2012. P. 312–329.
References
Balthazar, L. (1986), Bilan du nationalisme au Québec, L’Hexagone, Montréal, Canada, 217 p.
Gagnon, A.-G. (2003), Québec: État et société, T. 2, Québec–Amérique, Montréal, Canada, 588 p.
Haroun, S. (2008), L’État n’est pas soluble dans l'eau bénite : essai sur la laïcité au Québec, Septentrion, Mon-tréal, Canada, 176 p.
Koleneko, V.A. (2006), Frantsuzskaya Kanada v proshlom i nastoyashchem: ocherki istorii Kvebeka XVII–XX vv. [Past and Present of French Canada: Essays in Quebec history in the 17th – 20th centuries], Nauka, Mos-cow, Russia, 314 p.
Kuropyatnik, A.I. & M.S. Kuropyatnik (2018), “Interculturalism: Posmulticultural Discourse of Social Integra-tion”, Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya, Vol. 18, № 2, pp. 250–261.
Labelle, M., Rocher, F. & G. Rocher (1995), “Pluriethnicité, citoyenneté et intégration : de la souveraineté pour lever les obstacles et les ambiguïtés”, Cahiers de recherche sociologique, № 25, pp. 213–245.
McAnrew, M. (2016), “Competing Vision and Current Debates in Interculturalism in Quebec”, CLCWeb: Com-parative Literature and Culture, Vol. 18, Issue 4, available at: http://docs.lib.purdue.edu/clcweb/ vol18/iss4/3 (accessed 11.01.2019).
McEwen, N. (2006), Nationalism and the State: Welfare and Identity in Scotland and Quebec, P.I.E.-Peter Lang, Brussels, Belgium, 212 p.
Milot, M. (2005), “Les principes de laïcité politique au Québec et au Canada”, Bulletin d’histoire politique, Vol. 13, № 3, pp. 13–27.
Pagé, M. (1991), “Intégration, identité ethnique et cohésion sociale”, in Ouellet, F. & M. Pagé M. (ed.), Plu-riethnicité et société : construire un espace commun, IQRC, Québec, Canada, pp. 119–155.
Waddington, D., Maxwell, B., McDonough, K. Cormier, A.-A. & M. Schwimmer (2012), “Interculturalism in Practice: Québec’s New Ethics and Religious Culture Curriculum and the Bouchard-Taylor Report on Reasona-ble Accommodation”, in Besley, T. & M.A. Peters (ed.), Interculturalism, Education and Dialogue, Peter Lang, New York, USA, pp. 312–329.