«Кто мы, кустари или художники?»: дискуссии о художественных промыслах 1920–1930-х годов

E. S. Berezina

Аннотация


Рассматривается содержание публичных дискуссий о художественных промыслах 1920–1930-х гг. с целью проследить влияние разных типов знания об искусстве на принятие решений об управлении предприятиями кустарной художественной промышленности. В первой части работы через обращение к опубликованным за этот период исследованиям анализируется положение понятия «художественный промысел» в ряду близких по значению терминов. Делается вывод о том, что от понимания специфики этого типа художественного производства зависел характер участия государственной власти в его регуляции. Институциональный подход к истории промыслов позволяет разграничить интересы представителей торгово-экспортных организаций и искусствоведов, принимавших участие в (вос)создании художественных промыслов в СССР. Особое внимание уделено работе с промыслами Научно-исследовательского института художественной промышленности, в деятельности которого сочетались задачи развития промыслов как с художественной, так и с производственной точки зрения. Вторая часть статьи заключает в себе опыт реконструкции дискуссии между двумя покровителями палехской «Артели древней живописи» – А.В. Бакушинским и Е.Ф. Вихревым. На основе архивных материалов удается проследить, как альтернативные взгляды на роль кооперации в развитии промыслов способствовали выработке различных моделей контроля этой сферы культурного производства. Так как к концу 1930-х гг. основополагающая роль в определении задач советского искусства переходит к государственным институтам, предлагается рассматривать дискуссии, анализ которых приведен в статье, как часть более широкого контекста, связанного с обсуждением вопросов автономии искусства.

 

doi: 10.17072/2219-3111-2017-2-63-74


Ключевые слова


художественные промыслы; художественная промышленность; советская лаковая миниатюра; Научно-исследовательский институт художественной промышленности; А.В. Бакушинский; Е.Ф. Вихрев

Полный текст:

PDF

Литература


Список источников

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А643. Оп. 1. Д. 18. Л. 1–3; Д. 26. Л. 1–13.

Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОРГТГ). Ф. 15. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Д. 178. Л. 1–9; Д. 565. Л. 1–3; Д. 566. Л. 1; Д. 580. Л. 1–24; Д. 582. Л. 1–3.

Российский государственный архив литературы и искусств (РГАЛИ). Ф. 94. Оп.1. Д. 50. Л. 1–22; Д. 65. Л. 1–9; Д. 80. Л. 1–17; Д. 99. Л. 1–34; Д. 141. Л. 1–31.

Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстёры. М.;Л.: КОИЗ, 1934. 102 с.

Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.: Academia, 1934. 266 c.

Вихрев Е.Ф. Кустари и художники // Известия. 1933. № 263, 27 окт.

Вихрев Е.Ф. Палешане: Записки палехских художников о их жизни и творчестве. М.: Москов-ское товарищество писателей, 1934. 400 с.

Воронов В.С. Крестьянское искусство. М.: Госиздат, 1924. 139 с.

Луначарский А.В. Вместо предисловия [О крестьянском кустарном искусстве] // Церетелли Н.М. Русская крестьянская игрушка. М.: Academia, 1933. С. 7–11.

Луначарский А.В. Народное искусство. По поводу предстоящей выставки в Дрездене // Об изобразительном искусстве. М. : Советский художник, 1967. Т. 2. С. 234–239.

Луначарский А.В. Наши задачи в области художественной жизни // Красная новь. 1921. № 1. С. 149–151.

Некрасов А.И. Русское народное искусство. М.: Госиздат, 1924. 163 с.

Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927 / Изд. Акаде-мии художеств. Л., 1927. 84 с.

Первая всероссийская конференция по художественной промышлености. М.: Первая государ-ственная типография, 1920. 120 с.

Пильняк Б. Созревание плодов // Собр. соч. в 6 т. М.: Терра, 2004. Т. 6. С.37–250.

Церетелли Н.М. Русская крестьянская игрушка. М.: Academia, 1933. 261 с.

Библиографический список

Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981. 352 с.

Вихрев Е.Ф. Палех / вступ .ст. П. Куприяновского. Ярославль: Верхне-волж. кн. изд-во, 1974. 229с.

Греков А.У. Л.Г. Оршанский – первый исследователь зарубежной игрушки в России // Первые Бартрамовские чтения. Сергиев Посад, 2004. С. 128–135.

Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х гг. Л.: Художник РСФСР, 1985. 160 с.

Зубова Т.В. Изучение народного искусства в 20-х–30-х гг. (В.С. Воронов, А.И. Некрасов, А.В. Бакушинский): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М.: Изд-во МГУ, 1977. 23 с.

Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП / под ред. Л.К. Розовой. М.: Изобр. искусство, 1972. 293 с.

Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сборник научных трудов к 50-летию НИИХП / под ред. А.И. Дедова. Щербинка, 1982. 168 с.

Шевеленко И.Д. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: Нов. лит. обозрение, 2017. 336 с.

Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 312 с.

Dianina K. When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2013. IL. 399 p.

Jenks A.L. Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. Northern Illinois University Press, 2005. 274 p.

Jenks A.L. Russia in a Box. The Production of Russian and Socialist Identity, 1814–2001: PhD dissertation. Stanford University, 2002. 581 p.

References

Bakushinskiy, A. V., Vasilenko V. M. (1934), Iskusstvo Mstyory [The Art of Mstyora], KOIZ, Moscow-Leningrad, Russia, 102 p.

Bakushinskiy, A.V. (1934), Iskusstvo Paleha [The Art of Palekh], Academia, Moscow, Russia, 266 p.

Bakushinskiy, A.V. (1981), Issledovaniya i stat'i. Izbrannye iskusstvovedcheskie trudy [Researchs and Articles. Selected Works], Sovetskiy hudozhnik, Moscow, Russia, 352 p.

Dianina, K. (2013), When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. Northern Illinois University Press, DeKalb, USA, 399 p.

Gosudarstvenny arhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF). F. A643. Op. 1. D. 18. L. 1–3.

Grekov, A.U. (2004), “L.G. Orshansky – The First Researcher of Foreign Toys in Russia”, in Pervye Bartra-movskie chteniya [First Batramov readings], Sergiev Posad, Russia, 128–135 pp.

Gulyaev, V.A. (1985), Russkie hudozhestvennye promysly 1920-h godov [Russian arts and crafts in 1920s], Hudozhnik RSFSR, Leningrad, Russia, 23 p.

Jenks, A.L. (2002), Russia in a Box. The production of Russian and socialist identity, 1814–2001. PhD disserta-tion. Stanford University, USA, 581 p.

Jenks, A.L. (2005), Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. Northern Illinois University Press, USA, 274 p.

Lunacharskiy, A.V. (1921), “Our tasks in the field of artistic life”, in Krasnaya nov'. № 1. 149–151 pp.

Lunacharskiy, A.V. (1967), “Folk art. Concerning the forthcoming exhibition in Dresden”, in About Art, Vol. 2 Sovetskiy khudozhnik, Moscow, Russia.

“Museum of folk art and the art crafts” (1972), in Sbornik trudov NIIHP [Collection of works of the Research Institute for Art Industry], Izobrazitelnoye iskusstvo, Moscow, Russia, 293 p.

“Folk art crafts. Theory and practice” (1982), in Sbornik nauchnyh trudov k 50-letiyu NIIHP [Collection of sci-entific works dedicated to the 50th anniversary of the Research Institute for Art Industry], Shcherbinka, Russia, 168 p.

Nekrasov, A.I. (1924), Russkoe narodnoe iskusstvo [Russian Folk Art], Gosizdat, Moscow, Russia, 163 p.

Orshanskiy, L.G. (1927), Hudozhestvennaya i kustarnaya promyshlennost' SSSR. 1917–1927 [Art Industry and Arts and Crafts in USSR. 1917-1927], Izdanie Akademii hudozhestv, Leningrad, Russia, 84 p.

Pervaya vserossiyskaya konferentsiya po hudozhestvennoy promyshlenosti [The First All-Russian Conference on Industrial Art] (1920), Pervaya gosudarstvennaya tipografiya, Moscow, Russia, 120 p.

Pil'nyak B. (1935), Sozrevanie plodov [Fruit Ripening], Moscow, Russia, p. 37–250.

Shevelenko, I.D. (2017), Modernizm kak arhaizm: natsionalizm i poiski modernistskoyj estetiki v Rossii. [Modernism as Archaism: Nationalism and the Quest for a Modernist Aesthetic in Russia], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 336 p.

Tseretelli, N.M. (1933), Russkaya krest'yanskaja igrushka [Russian Peasant Toy], Academia, Moscow, Russia, 261 p.

Vihrev, E.F. (1933), “Artisans and artists”, in Izvestiya. № 263. 27 okt.

Vihrev, E.F. (1934), Paleshane. Zapiski palehskih hudozhnikov o ih zhizni i tvorchestve [Notes of Palekh Artists about Their Life and Work], Moskovskoe tovarishhestvo pisateley, Moscow, Russia, 400 p.

Vihrev, E.F. (1974), Paleh [Palekh], Verhne-Volzh.kn.izd-vo, Yaroslavl', Russia, 229 p.

Voronov, V.S. (1924), Krest'yanskoe iskusstvo [Peasant Art], Gosizdat, Moscow, Russia, 139 p.

Yankovskaya G.A. (2007), Iskusstvo, den'gi i politika: hudozhnik v gody pozdnego stalinizma [Art, Money and Politics: artist in the late Stalinist Era], Perm. gos. un-t, Perm, Russia, 312 p.

Zubova, T.V. (1977), Izuchenie narodnogo iskusstva v 20-h–30-h gg. (V.S. Voronov, A.I. Nekrasov, A.V. Baku-shinskiy) [The Study of Folk Art in the 1920s and 1930s. (V.S. Voronov, A.I. Nekrasov, A.V. Bakushinsky)], MGU, Moscow, Russia, 23 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Вестник Пермского университета. История на elibrary