Взгляды Вс. Э. Мейерхольда на развитие советского театра

Авторы

  • V. L. Gayduk Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова:

пролетарская культура, Мейерхольд, культурная революция, Вишневский, буржуазный театр, Пролеткульт

Аннотация

В 1920–1930-е гг. пролетарская культура становится одним из наиболее дискуссионных понятий. Вопросы о том, что должно быть включено в пролетарскую культуру, на каком основании она должна быть построена и может ли она вообще быть построена, занимают не только деятелей культуры, но и политиков. Свое мнение о пролетарской культуре высказывают Ленин, Троцкий, Бухарин, Каменев и др. Параллельно с дискуссиями идет строительство государственного аппарата управления культурой. Пролеткульт как организация, которая, по сути, заведовала пролетарской культурой, в 1920 г. был подчинен Наркомпросу, но многие вопросы, связанные с культурой пролетариата, оставались нерешенными вплоть до начала 1930-х гг. Одним из них был вопрос об отношении к старому, дореволюционному искусству. На основании анализа одной из постановок Государственного театра им. Вс.Э. Мейерхольда рассматриваются взгляды самого Мейерхольда на соотношение старого и нового в театральном искусстве. Своеобразное понимание Мейерхольдом старого и нового оказывается несоответствующим государственному. Делается вывод о том, что неопределенность в начале 1930-х гг. четких принципов государственной политики в области культуры, которая связана с непосредственным созданием в это время советского культурного канона, позволяет существовать разным интерпретациям основных положений культурной политики. Утверждение культурного канона приводит к тому, что художественные произведения, ему не соответствующие, устраняются из культурного пространства, что и происходит сначала со спектаклем Мейерхольда, а затем и с его театром. doi: 10.17072/2219-3111-2017-2-55-62

Биография автора

V. L. Gayduk, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Асп. исторического факультета Национального исследова-тельского университета «Высшая школа экономики»

Библиографические ссылки

Список источников

Архивно-рукописный фонд Государственного центрального театрального музея РФ им. А.А. Бахрушина (АРФ ГЦТМ). Ф. 688. Д. 180170/1917, 180170/1995, 180170/2022, 180170/2071, 313021/279.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 645. Оп. 2. Д. 275; Ф. 656. Оп. 1. Д. 575; Ф. 963. Оп. 1. Д. 44, 290, 680, 689, 690, 692, 695, 700, 706; Ф. 998. Оп. 1. Д. 1291; Ф. 1038. Оп. 1. Д. 3587, 3796.

Задачи спектакля // Мейерхольд Вс.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968. Ч. 2. С. 241–242.

Из беседы с участниками спектакля // Мейерхольд Вс.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Ис-кусство, 1968. Ч. 2. С. 242–247.

Керженцев П.М. Чужой театр // Правда. 1937. 17 дек.

Кириллов В. Т. Матросам // Русская поэзия. 2014а. URL: http://russian-poetry.ru/PoetF.php?PoetId=212 (дата обращения: 18.05.2017).

Кириллов В. Т. Мы // Русская поэзия. 2014б. URL: http://russian-poetry.ru/PoetF.php?PoetId=212 (дата обращения: 18.05.2017).

Литовский О. В.Э. Мейерхольд // Литовский О. Так и было. М.: Сов. писатель, 1958. С. 149–160.

Луначарский А.В. Театр и революция // Луначарский А.В. Собр. соч. в 8 т. М.: Изд-во худ. лит., 1964. Т. 3. С. 80–106.

Библиографический список

Алперс Б. Театр социальной маски // Алперс Б. Театральные очерки в 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. С. 27–163.

Глущенко И. Шесть тезисов об изучении «советского» // СССР. Жизнь после смерти. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 17–27.

Гундзи М. Японский театр Кабуки. М.: Прогресс, 1969. 231 с.

Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон. М. : Академ. проект, 2000. С. 281–288.

Добренко Е. Сталинская культура: двадцать лет спустя // Новое лит. обозрение. 2009. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/do.html (дата обращения: 18.03.2017).

Куренной В. Советский эксперимент строительства институтов // Время, вперед! Культурная политика в СССР. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 12–35.

Михеева Л. Глиэр. Балет «Красный мак» // Belcanto.Ru Классическая музыка, опера и балет. 2014а. URL: http://www.belcanto.ru/ballet_red.html. (дата обращения: 18.03.2017).

Михеева Л. Шостакович. Балет «Золотой век» // Belcanto. Ru Классическая музыка, опера и балет. 2014б. URL: http://www.belcanto.ru/ballet_age.html (дата обращения: 18.03.2017).

Паперный В. Культура два. М. : Новое лит. обозрение, 2011. 408 с.

Цодоков Е. Опера «Бизе» Кармен // Belcanto. Ru Классическая музыка, опера и балет. 2014. URL: http://www.belcanto.ru/carmen.html (дата обращения: 16.03.2014).

David-Fox M. What Is Cultural Revolution? // The Russian Review. 1999. Vol. 58. P. 181–201.

Cultural Revolution in Russia, 1928–1931. Bloomington, Indiana: Indiana Press, 1978. 309 p.

Moshevich S. Dmitri Shostakovich, Pianist. Montreal: Mc-Gill – Queen’s univ. press, 2004. 222 p.

References

Alpers, B. (1977), “The theatre of the social mask”, in Alpers, B. Teatral’nye ocherki [Theatre essays], Is-kusstvo, Moscow, Russia, pp. 27-163.

David-Fox, M. (1999), “What Is Cultural Revolution?”, The Russian Review, Vol. 58, pp. 181-201.

Dobrenko, E. (2009), “Stalinist culture: 20 years later”, Novoe literaturnoe obozrenie, No. 5, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/do.html (accessed: 18.05.2017).

Fitzpatrick, Sh. (1978), Cultural Revolution as Class War in Cultural Revolution in Russia, 1928-1931, Indiana Press, Bloomington, Indiana, USA, pp. 8-40.

Gluschenko, I. (2012), “Six theses on the study of the "Soviet"”, in SSSR. Zhizn’ posle smerti [USSR. Life after death], Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, Moscow, Russia, pp. 17-27.

Gundzi, M. (1969), Yaponskiy teatr Kabuki [Japan Kabuki Theatre], Progress, Moscow, Russia, 231 p.

Gunter, H. (2000), “Life phases of social realist canon”, in Sotsrealisticheskiy kanon [Social realistic canon], Academicheskiy proekt, Moscow, Russia, pp. 281-288.

Kurennoy, V. (2013), “The soviet experiment of the institution formation” in Vremya, vpered! Kulturnaya polotika v SSSR [Time, forward! Cultural policy in USSR], HSE Publishing house, Moscow, Russia, pp. 12-35.

Mikheeva, L. (2014a), Glier. Balet “Krasnyy mak” [Glier. Ballet “Red Poppy”], available at: http://www.belcanto.ru/ballet_red.html (accessed 18.05.2017).

Mikheeva, L. (2014b), Shostakovich. Balet “Zolotoy vek” [Shostakovich. Ballet “Golden Age”], available at: http://www.belcanto.ru/ballet_age.html (accessed 18.05.2017).

Moshevich, S. (2004), Dmitry Shostakovich, Pianist, Mc-Gill – Queen’s univ. press, Montreal, Canada, 222 p.

Papernyy, V. (2011), Cultura dva [Culture two], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 408 p.

Tsodokov, E. (2014), Opera Bize “Karmen” [Bize’s opera “Karmen”], available at: http://www.belcanto.ru/carmen.html (available at 16.05.2017).

Загрузки

Опубликован

2019-11-23

Как цитировать

Gayduk, V. L. (2019). Взгляды Вс. Э. Мейерхольда на развитие советского театра. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 37(2), 55–62. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2726