Кино и зритель в эпоху Перестройки: изменение горизонта зрительских ожиданий в 1980–1990-е годы

Авторы

  • K. A. Tanis Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова:

историческая рецепция кино, кинорынок и кинопроизводство, отечественная модель кино, перестройка в кино, 1990-е гг. СССР/Новой России

Аннотация

Исследование посвящено трансформации горизонта зрительских ожиданий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР и новой России. На основе анализа писем кинозрителей, причем как опубликованных в журнале «Советский экран», так и неопубликованных и обнаруженных в архивах, предпринимается попытка рассмотреть категории, которыми оперируют зрители при оценке и интерпретации фильмов, а также понять, как происходила смена общего нарратива рецепции кино в указанный период. Обращается внимание на сложные процессы легитимации массового кинематографа и массовой культуры в целом в ходе изменения всей системы советской киноиндустрии. Переход на рыночную модель кинематографа показал, что новая система оказалась не готова к работе в условиях постоянной ориентации на зрительский спрос. С упразднением цензуры и нивелированием табуизации эротизма в советском кино показ обнаженного тела становится едва ли не основным способом привлечения кинозрителя. Однако эстетическая традиция изображения наготы в советском кинематографе еще не разработана, да и в арсенале кинозрителя отсутствует опыт просмотра, оценки и обсуждения эротических эпизодов в кино. Как следствие, вне зависимости от оценки зритель при интерпретации фильма использует «советскую» оптику восприятия, часто ссылаясь на воспитательный дискурс киноискусства, а также на его миметическую функцию. В том случае, если опора на привычные интерпретационные шаблоны и культурные схемы оказывается невозможной, зритель отказывается от участия в современном ему кинопроцессе, обращая свой взгляд в прошлое.doi 10.17072/2219-3111-2019-3-26-33

Биография автора

K. A. Tanis, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

стажер-исследователь Международного центра истории исоциологии Второй мировой войны и ее последствий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Библиографические ссылки

Список источников

«Я со злостью выкрикиваю!!!» Почта «Маленькой Веры» // Советский экран. 1989. № 2. С. 3, 18–19.

Бизнесмены и киноманы // Советский экран. 1991. № 2. С. 2.

Нам пишут // Советский экран. 1989. № 7. С. 3; № 9. С. 2; 1991. № 16. С. 7.

Пинский Б. Ответ строителям баррикад // Советский экран. 1991. № 11. С. 3.

Письма из деревни // Советский экран. 1989. № 6. С. 6, 10.

Прошу слова! // Советский экран. 1991. № 13. С. 3

РГАЛИ. Ф. 3320. Оп. 1. Д. 78. Л. 47, 99; Д. 79. Л. 56, 105, 119; Д. 80. Л. 61.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 3095. Оп. 1. Д. 362. Л. 94–95; Д. 372. Л. 24; Д. 377. Л. 21, 30, 38, 48, 49, 51; Д. 379. Л. 18, 29.

Библиографический список

Домашняя синематека: Отечественное кино, 1918–1996 [Каталог игровых фильмов СССР (1918–1991), стран бывшего СССР (1991–1996)] / С. Землянухин, М. Сегида. М.: Дубль-Д, 1996. 520 с.

Из истории Ленфильма: Статьи, воспоминания, документы / сост. Н. Горницкая. Л.: Искус-ство, 1968. Вып. 1: 1920-е годы. 298 с.

Ленин В. Полн. собр. соч. М.: Изд-во МГУ, 1970. Т. 44. 725 с.

Медведев А. Только о кино // Искусство кино. 1999. № 11. С. 145–159.

Новейшая история отечественного кино. 1986–2000: кино и контекст. СПб.: Сеанс, 2004. Т. 4. 754 с.; Т. 5. 754 с.; Т. 6. 882 с.

Отечественный кинематограф: стратегия выживания: Науч. доклад. М.: Б. и., 1991. 155 с.

Первый всесоюзный съезд советских писателей: Стеногр. отчет. М.: Сов. писатель, 1990. 718 с.

Садовский Я. Обнаженное тело и его функция в конструировании образов социальной реальности в перестроечном кинематографе // Лабиринт. 2016. № 6. С. 91–99.

Фомин В. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. М.: Б. и., 2012. 2759 с.

Шумяцкий Б. Кинематография миллионов. М.: Кинофотоиздат, 1935. 377 с.

Beumers B. Cinemarket, or the Russian Film Industry in ‘Mission Possible’ // Europe-Asia Studies. 1999. Vol. 51, No. 5. P. 871–896.

Boym S. The Future of Nostalgia. New York: Basic books, 2002. 432 p.

Jauß H. R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz: Universitätsverlag Konstanz, 1967. 72 p.

Ruptures and Continuities in Soviet/Russian Cinema: Styles, characters and genres before and after the collapse of the USSR / ed. B. Beumers; E. Zvonkine. London: Routledge, 2017. 242 p.

References

Arkus, L. (ed.) (2004), Noveyshaya istoriya otechestvennogo kino. 1986–2000: Kino i kontekst [Newest History of Soviet/Russian Cinema. 1986–2000: Cinema and Context], vol. 4, Seans, St. Petersburg, Russia, 754 p.

Arkus, L. (ed.) (2004), Noveyshaya istoriya otechestvennogo kino. 1986–2000: Kino i kontekst [Newest History of Soviet/Russian Cinema. 1986–2000: Cinema and Context], vol. 5, Seans, St. Petersburg, Russia, 754 p.

Arkus, L. (ed.) (2004), Noveyshaya istoriya otechestvennogo kino. 1986–2000: Kino i kontekst [Newest History of Soviet/Russian Cinema. 1986–2000: Cinema and Context], vol. 6, Seans, St. Petersburg, Russia, 882 p.

Beumers, B. (1999), "Cinemarket, or the Russian Film Industry in ‘Mission Possible’", Europe-Asia Studies, no. 5, pp. 871–896.

Beumers, B. & E. Zvonkine (eds.) (2017), Ruptures and Continuities in Soviet/Russian Cinema: Styles, charac-ters and genres before and after the collapse of the USSR, Routledge, London, UK, 242 p.

Boym, S. (2002), The Future of Nostalgia, Basic Books, New York, USA, 432 p.

Dondurey, D. (ed.) (1991), Otechestvennyy kinematograf: strategiya vyzhivaniya [Soviet/Russian Cinema: the Strategy of Survival], NII kinoiskusstva, Moscow, Russia, 155 p.

Fomin, V. (2012), Istoriya kinootrasli v Rossii: upravleniye, kinoproizvodstvo, prokat [History of Film Industry in Russia: management, production, distribution], VGIK, Moscow, Russia, 2759 p.

Ivaneev, D. (ed.) (1968), Iz istorii Lenfil'ma: Stat'i, vospominaniya, dokumenty [From the History of Lenfilm: Articles, Memoirs, Documents], Iskusstvo, Leningrad, Russia, vol. 1, 298 p.

Jauß, H. R. (1967), Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft, Universitätsverlag Konstanz, Konstanz, Deutschland, 72 s.

Lenin, V. (1970), Poln. sobr. soch. [Collected Editions], vol. 44, Izdatel'stvo MGU, Moscow, Russia, 725 p.

Medvedev, A. (1999), "Only about Cinema", Iskusstvo kino, no 11, pp. 145-159.

Pervyy Vsesoyuznyy s"yezd sovetskikh pisateley, 1934 [First All-Union Congress of Soviet Writers, 1934], (1990), Sovetskiy pisatel', Moscow, Russia, 714 p.

Sadovskiy, Ya. (2016), "Naked body and its function in the construction of images of social reality in the cinema of Perestroika", Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy, no. 6, pp. 91-99.

Shumyatskiy, B. (1935), Kinematografiya millionov [Cinema for the Millions], Kinofotoizdat, Moscow, Russia, 377 p.

Zemlyanukhin, S. & M. Segida (eds.) (1996), Domashnyaya sinemateka: Otechestv. kino, 1918–1996 [Home Cinematheque: Russian cinema, 1918–1996], Dubl'-D, Moscow, Russia, 520 p.

Загрузки

Опубликован

2019-10-23

Как цитировать

Tanis, K. A. (2019). Кино и зритель в эпоху Перестройки: изменение горизонта зрительских ожиданий в 1980–1990-е годы. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 46(3), 26–33. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2612