Эффект заполненных прилавков: преодоление товарного дефицита в России в 1990-е годы и его социальные последствия

O. V. Khlevniuk

Аннотация


Резкое обострение кризиса снабжения в СССР и России в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стало важнейшим фактором дискредитации плановой экономики и перехода к рыночной системе. Одним из символов социально-экономических противоречий советской экономики была нехватка продовольственных и промышленных товаров. Преодоление этого дефицита было объявлено важной целью реформ и перехода к рынку. Однако, несмотря на резкое сокращение уровня потребления после либерализации цен, дефицит товаров сохранялся. Этому способствовали различные факторы, которые изучаются в статье на основании материалов мониторингов потребительского рынка, информационных материалов экономических ведомств, направляемых руководству правительства Российской Федерации. Только через три года после начала реформ появились признаки преодоления дефицита. Это был важный позитивный результат реформ. Он широко использовался в правительственной пропаганде и положительно воспринимался обществом. Вместе с тем способы преодоления дефицита товаров, в частности насыщение рынка за счет наращивания импорта, а не собственного производства, порождали новые противоречия. Остро стояла проблема реальной доступности и качества товаров, низкого уровня потребления и растущего неравенства. На основании опубликованных и архивных материалов рассматриваются несколько вопросов. В чем состоял феномен товарного дефицита в условиях либерализации цен? Как и какими методами происходило насыщение рынка товарами? В какой мере эти процессы отражались на массовых настроениях? Каким образом преодоление дефицита использовалось в качестве аргумента в политической пропаганде?

doi 10.17072/2219-3111-2019-3-5-14


Ключевые слова


кризис снабжения; реформы 1990-х гг.; преодоление дефицита; пропаганда; массовые настроения

Полный текст:

PDF

Литература


Список источников

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10026. Д. 521. Л. 21; Д. 695а. Л. 2, 3, 17, 20–22; Д. 753. Л. 135; Оп. 5. Д. 521. Л. 17, 20; Д. 523. Л. 15, 16; Д. 1200. Л. 41, 46.

ГАРФ. Ф. 10100. Оп. 14. Д. 1814. Л. 1–10.

ГАРФ. Ф. 10126. Оп. 1. Д. 30. Л.98–100.

ГАРФ. Ф. 10200. Оп. 4. Д. 1609. Л. 63, 69, 114–119; Оп. 4. Д. 1619. Л. 14–21, 23–28, 57, 115, 148; Д. 1631. Л. 107; Д. 4805. Л. 6–8; Д. 4838. Л. 128; Д. 7990. Л. 3–5; Д. 9695. Л. 2; Оп. 5. Д. 278. Л. 1, 12, 57; Д. 287. Л. 31–32; Д. 290, Л. 5–98; Д. 4258. Л. 22–24; Д. 7698. Л. 19–23.

Анжимо Я. Егор Гайдар и революция // Правда. 1995. 10 марта. С. 3.

Гребенюк П. Не доводите армию до отчаяния // Красная звезда. 1996. 20 дек.

Дзарасов С. Такой «гарант» до добра не доведет // Правда. 1996. 1 июля. С. 2–3.

Жуков П. Восемь тезисов Зюганова // Известия. 1996. 2 июля. С. 2.

Импортная ложка в отечественной бочке // Сегодня. 1996. 25 окт.

Кара-Мурза С. Очереди и свобода // Правда. 1994. 21 дек. С. 2.

Малинин. В. Письмо в «Правду» // Правда. 1997. 7–14 февр. С. 2.

Павлов В. Правительство подмены понятий // Завтра. 1996. 22 авг.

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 «О программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах"» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1966.

Прокудин А. Бесстpашный Стpахов собиpает тpиста спаpтанцев // Завтра. 1996. 12 окт.

Российский статистический ежегодник. 1994. М.: Госкомстат России, 1994. 799 с.

Российский статистический ежегодник. 2002. М.: Госкомстат России, 2002. 690 с.

Торговля в России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 385 с.

Трушков В. Розовые миражи рынка // Правда. 1995. 14 дек. С. 2.

Челноков М. Президентские мифы-93 // Правда. 1993. 22 апр. С. 1–2.

Яковлева Е. Ажиотаж на потребительском рынке: народ готов скупать все – от соли до «сони» // Известия. 1995. 20 янв. С. 1.

Библиографический список

Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006. 440 с.

Двадцать лет реформ глазами россиян: Аналитический доклад / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2011. 325 с.

Ковалева Н.В. Мониторинг потребительского рынка // Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 47–51.

Ковалева Н.В. Потребительский рынок // Мониторинг общественного мнения. 1995. № 5. С. 30–33.

Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России: Результаты мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990–2002 гг.) // Мир России. 2003. № 4. С. 120–159.

Никитина В. Год за годом: 1992 // Мониторинг общественного мнения. 1998. № 1. С. 55–58.

Никитина В. Год за годом: 1995 // Мониторинг общественного мнения. 1998. № 4. С. 50–54.

Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время. Российская экономика в 1992–1998 гг. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2014. 712 с.

Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России, 1991–1997 / рук. авт. кол. Е.Т. Гайдар и др. М.: Б. и., 1998. 1113 с.

Ledeneva A.V. Russia’s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.235 р.

References

Gaydar, E.T. (2006), Gibel' imperii. Uroki dlya sovremennoy Rossii [The fall of the Empire. Lessons for modern Russia], ROSSPEN, Moscow, Russia, 440 p.

Gaydar, E.T. (ed.) (1998), Ekonomika perekhodnogo perioda: ocherki ekonomicheskoy politiki postkommunisticheskoy Rossii, 1991-1997 [Economy of the transition period: essays of economic politics of post-Communist Russia, 1991-1997], Institut ekonomicheskikh problem perekhodnogo perioda, Moscow, Russia, 1113 p.

Gorshkov, M.K., Krumm, R., & V.V. Petuhov (eds.) (2011), Dvadstat' let reform glazami rossiyan. Analiticheskiy doklad [Twenty years of reforms through the eyes of Russians. Analytical report], Ves' Mir, Moscow, Russia, 325 p.

Khanin, G.I. (2014) Ekonomicheskaya istoriya Rossii v noveyshee vremya. Rossiyskaya ekonomika v 1992–1998 gody [Economic history of Russia in modern times. Russian economy in 1992-1998], NGTU, Novosibirsk, 712 p.

Kovaleva, N.V. (1995), “Consumer market”, Monitoring obshchestvennogo mneniya, № 5, pp. 30-33.

Kovaleva, N.V. (1997), “Monitoring of the consumer market”, Monitoring obshchestvennogo mneniya, 1997, № 2, pp. 47-51.

Lapin, N.I. (2003), “How do they feel, what do the citizens of Russia aspire to? Results of monitoring "Our values and interests today" (1990-2002)”, Mir Rossii, № 4, pp. 120-159.

Ledeneva, A.V. (1998), Russia’s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 235 p.

Nikitina, V. (1998) “Year after year: 1992”, Monitoring obshchestvennogo mneniya, № 1, pp. 55-58.

Nikitina, V. (1998) “Year after year: 1995”, Monitoring obshchestvennogo mneniya, № 4, pp. 50-54.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 

Вестник Пермского университета. История на elibrary