Постимперская ситуация в советской России в культурных стратегиях художников: эстетическое и политическое, националистическое и имперское
Ключевые слова:
русский модернизм, сталинская культурная политика, «евразийство» в искусстве, С. Прокофьев, С. Эйзенштейн, имперская модернизация, культурный национализмАннотация
Исследуются культурная ситуация в Европе и России между мировыми войнами (1914–1945 гг.) и ее осмысление российскими интеллектуалами, принадлежащими к художественной сфере. Анализ концептов и дискурсов национального своеобразия вписан в общеевропейский процесс, охарактеризованный Б. Тренчени как «консервативная революция» и «квазиимперская парадигма». Выделен основной фактор, запускающий формирование концепций нациестроительства: распад Российской империи и переформатирование имперской идеи в течение 1920 –1930-х гг. С опорой на концепцию «имперской модернизации» Й. Арнасона описаны основные направления художественной стратегии сталинского периода. Выявлена преемственность между идеями культурного/эстетического национализма в позднеимперский период (1905–1917гг.), поисками национальной идентичности в эмигрантской среде и националистическим поворотом в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Показана тесная связь имперского и националистического дискурсов в России позднеимперского и советского периодов. Доказано, что символический ресурс философского и эстетического модернизма русского Серебряного века был активно использован в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Интеллектуальное течение «евразийство» (П. Сувчинский, А. Лурье, А. Лосев, Н. Трубецкой и др.), порожденное революцией, Гражданской и Первой мировой войнами, исследуется, с одной стороны, как реакция на советский проект нациестроительства и мировой экспансии и альтернатива им, при этом обнаруживаются точки схождения антизападного, антибуржуазного направления мысли «евразийцев» в обосновании национальной специфики русской культуры, особой международной миссии России и эстетико-политического содержания творчества ведущих мастеров конца 1930-х гг. – С. Прокофьева и С. Эйзенштейна.doi 10.17072/2219-3111-2017-4-136-147Библиографические ссылки
Библиографический список
Арнасон Й. Коммунизм и модерн // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 10–35.
Арнасон Й. Советская модель как форма глобализации // Неприкосновенный запас. 2013. № 4(90). URL: http://www.nlobooks.ru/node/3844 (дата обращения: 21.10.2014).
Вишневецкий И.Г. Сергей Прокофьев. М.: Молод. гвардия, 2009. 703 с.
Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920–1930-х гг.: Монография. М.: Нов. лит. обозрение, 2005. 512 с.
Иванов Вяч. О русской идее // Вяч. И. Иванов. Собр. соч.: в 4 т. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 321–338.
Иконников А. Утопическое сознание и архитектура ХХ в. // Картины мира в искусстве ХХ в.:
Штрихи к портрету эпохи: Сб. статей. М.: Изд-во НИИ РАХ, 1994. С. 56–75.
«И Ремизов, и Хлебников, и Стравинский, и ранний Прокофьев – это, главным образом, про национализм». Сергей Глебов поговорил с Ириной Шевеленко, автором книги «Модернизм как архаизм» // Colta. 2017. 15 июня. URL: http://www.colta.ru/articles/literature/15134 (дата обращения: 14.07.2017).
Клейман Н. Наум Клейман об «Александре Невском». Записал Валерий Золотухин. URL: http://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения: 30.05.2016).
Круглова Т.А. «Искреннее приношение свободного художника на алтарь брачного союза с трудовым государством»: случай Сергея Прокофьева// Лабиринт. 2013. 1(6). С. 67–77.
Круглова Т.А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма: Монография. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2005. 383 с.
Круглова Т.А. Сталинская модернизация в контексте постимпепрской культурной ситуации // Вестник Гуманитарного университета. 2017. 2 (17). С. 90–99.
Ларионов Д. Книга Ирины Шевеленко «Модернизм как архаизм» исследует зарождение культурного национализма // Новое литературное обозрение. URL: http://www.nlobooks.ru/node/8750 (дата обращения: 14.07.2017).
Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью. М.: Сов. композитор, 1991. 285 с.
Пясковский Ю. Об одной тупиковой ветви // Декоративное искусство СССР. 1988. № 12. С. 2–8.
Тренчени Б. Бунт против истории: «Консервативная революция» и поиски национальной идентичности в межвоенной Восточной и Центральной Европе// Антропология революции: сб. статей. М.: Нов. лит. обозрение. 2009. С. 207–241.
Шевеленко И.: Модернизм и идеология. URL: https://gorky.media/context/rastsvet-kulturnogonatsionalizma-v-rossii-okazalsya-otlozhennym/ (дата обращения: 14.07.2017).
Эйзенштейн С. ПРКФ // Эйзенштейн С. Избр. произв. М.: Искусство. 1968. Т.5. С. 457–474.
References
“I Remizov, i Khlebnikov, i Stravinskiy, i ranniy Prokofiev – eto, glavnim obrazom, pro nationalism”. Sergey
Glebov pogovoril s Irinoy Shevelenko, avtorom knigi “Modernism kak archaism” [“Remizov, Khlebnikov, Stravinsky, and the early Prokofiev - this is mainly about nationalism”’. Sergei Glebov talked with Irina Shevelenko, the author of the book “Modernism as Archaism”] (2017), Colta, June 15, available at: http://www.colta.ru/articles/literature/15134 (accessed 14.07.2017).
Arnason, Y. (2011), “Communism and modern”, Sotsiologicheskiy zhurnal, № 1, pp. 10-35.
Arnason, Y. (2013), “The Soviet model as a form of globalization”, Neprikosnovennyy zapas, 2013. № 4(90).
Eisenstein, S. (1968), PRKF, in Eisenstein S., Izbrannye proizvedeniya [Selected works], Iskusstvo, Moscow, Russia, vol.5, pp. 457-474.
Ikonnikov, A. (1994), “Utopian consciousness and architecture of the twentieth century”, in Kartiny mira v iskusstve XX veka. Shtrikhi k portretu epohi, NII RAN, Moscow, Russia, pp. 56-75.
Ivanov, V. O. (1979), “About Russian idea”, in V.I. Ivanov, Sobranie sotshineniy v 4 tomakh [Collection of works in 4 volumes], Brussel, vol. 3. pp. 321-338.
Kleiman N. (w.d.), Naum Kleiman ob “Alexandre Nevskom” [Naum Kleiman on „Alexander Nevsky“], available at: http://arzamas.academy/materials/348 (accessed 30.05.2016).
Kruglova, T.A. (2005), Sovetskaya khudozestvennost’, ili neskromnoe obayanie sotsrealizma [Soviet art, or the immodest charm of socialist realism], Izdatelstvo Gumanitarnogo universiteta, Yekaterinburg, Russia, 383 p.
Kruglova, T.A. (2013), “Sincere contribution of a free artist to the altar of the marriage union with the labor state”: the case of Sergei Prokofiev, Labirint, № 1 (6), pp. 67-77.
Kruglova, T.A. (2017), “Stalin's modernization in the context of the post-imperial cultural situation”, Vestnik Gumanitarnogo universiteta, № 2 (17), pp. 90-99.
Larionov, D. (w.d.), Kniga Iriny Shevelenko “Modernism kak archaism” issleduet zarozdenie kulturnogo natsionalizma [Irina Shevelenko's book “Modernism as Archaism” explores the birth of cultural nationalism], available at: http://www.nlobooks.ru/node/8750 (accessed: 14.07.2017)
Pyaskovskiy, Y. (1988), “About one dead-end branch”, Dekorativnoe iskusstvo SSSR, № 12, pp. 2-8.
Prokofyev o Prokofyeve: statyi i intervyu [Prokofiev about Prokofiev: articles and interviews] (1991), Sovetskiy kompozitor, Moscow, Russia, 285 p.
Shevelenko, I. (2017), Modernism i ideologiya [Modernism and ideology], available at: https://gorky.media/context/rastsvet-kulturnogo-natsionalizma-v-rossii-okazalsya-otlozhennym/ (accessed 14.07.2017).
Trencheni, B. (2009), “Riot against history: “The Conservative Revolution” and the quest for national identity in the interwar Eastern and Central Europe”, in Antropologiya revolutsii, NLO, Moscow, Russia, pp. 207-241.
Vishnevetskiy, I.G. (2005), “Evraziyskoe” uklonenie v muzyke 1920-1930 gg.: istoriya voprosa. Statyi I materialy A. Lurye, P. Suvchinskogo, I. Stravinskogo, V. Dukelskogo, S. Prokofyeva, I. Markevicha [“Eurasian” evasion in music in the 1920s and 1930s: the history of the issue. Materials of A. Lurie, P. Suvchinsky, I. Stravinsky, V. Dukelsky, S. Prokofiev, I. Markevich], NLO, Moscow, Russia, 512 p.
Vishnevetskiy, I.G. (2009), Sergey Prokofyev [Sergey Prokofiev], Molodaya gvardiya, Moscow, Russia, 703 p.