Протестантская культура и охота на ведьм в Шотландии: вокруг образа зла

Авторы

  • N. V. Filatova Институт истории и международных отношений Южного федерального университета

Ключевые слова:

Шотландия раннего Нового времени, охота на ведьм, ведовство, образ дьявола, Реформация в Шотландии, «Демонология» Якова VI Стюарта

Аннотация

Начало церковной реформации в Шотландии совпало с новым этапом осмысления сущности человека и его нравственной природы. Переживание исхода времен, конечности человеческого бытия активизировало поиск символических истин и борьбу за право их трактовки. Следствием этих перемен стала череда вспышек преследования ведовства, наблюдавшихся в Шотландии во второй половине XVI – XVII в. В основании представлений о вредоносной магии, ведьмах и их покровителях лежит понятие зла, воспринимаемого как нарушение нравственных запретов, бунтарство, направленное на слом предустановленного порядка, а также аффективное поведение, пагубный отказ от самоконтроля. Реформация второй половины XVI в. вернула дьявола в поле актуальных религиозных переживаний. В статье анализируется мифологема дьявола в трех ее аспектах: этоса, гнозиса и праксиса. Этический аспект дьявола – это зло, вытекающее из несовершенной природы человека, а также порождающая несчастья сила, олицетворение всех бедствий и несправедливостей мира. Дьявол в его гностическом аспекте – это источник новых форм познания, знаток тайн природы, выступающий против Божьей воли и искушающий человеческую гордыню. Наконец, дьявол в практическом понимании отождествляется с индивидуальными пороками и страстями, а также с табуированными социальными практиками. Исследование способов переживания греха и связи через него с дьяволом сопряжено с трудноразрешимой методологической проблемой: насколько познаваема столь приватная сторона жизни, как вера? Задача реконструкции глубинных слоев мышления может быть решена посредством анализа материалов личного происхождения – писем и дневников.doi 10.17072/ 2219-3111-2018-2-21-30

Биография автора

N. V. Filatova, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета

аспирант

Библиографические ссылки

Список источников

Burton R. (Democritus Junior) The Anatomy of Melancholy. Philadelphia: J. W. Moore, 1883. 692 p.

Diary of Sir Archibald Johnston of Wariston. Edinburgh: University Press, 1911. 427 p.

James VI. Demonology // Witchcraft in Early Modern Scotland / L. Normand, G. Roberts. Exeter: University of Exeter Press, 2000. P. 357–425.

Knox, J. A Vindication of the Doctrine that the Sacrifice of the Mass is Idolatry // The works of John Knox. Edinburgh: Printed for the Bannatyne Society, 1846. Vol. 3. P. 29–71.

Knox, J. An Epistle to the Inhabitants of Newcastle and Berwick // The works of John Knox. Edinburgh: Printed for the Bannatyne Society, 1846. Vol. 3. P. 1–29.

Lodge T. Wits Miserie and the World’s Madness // The Complete Works of Thomas Lodge. Glasgow, Hunterian club, 1883. Vol. 4. P. 13–111.

Pitcairn R. Criminal Trials in Scotland: 1609–1624. Edinburgh: Printed for the Bannatyne Society, 1833. Vol. 3. 601 р.

Survey of Scottish Witchcraft Database. URL: http://www.shca.ed.ac.uk (дата обращения: 11.04.2016).

The diary of Alexander Brodie of Brodie. Aberdeen: Printed for the Spalding Club, 1863. 646 p.

The Letters of Samuel Rutherford. Edinburgh: Oliphants Ltd., 1904. 774 p.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. М.: CRC Publications, 1997. Т. 1. 582 с.

Шотландское исповедание веры. URL: http://www.refspb.ru (дата обращения: 03.12.2016).

Библиографический список

Brock M. D. Satan and the Scots: The Devil in Post-Reformation Scotland. 1560–1700. New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2016. 247 p.

Larner Ch. Enemies of God: The Witch Hunt in Scotland. London: Johns Hopkins University Press, 1981. 244 p.

Maxwell-Stuart P.G. Satan’s Conspiracy: Magic and Witchcraft in Sixteenth-century Scotland. Toronto: Dundurn Press Ltd., 2001. 255 p.

McCrie T. The Life of John Knox. London: H.G. Bohn, 1854. 566 p.

Mullan D.J. Narratives of the Religious Self in Early-Modern Scotland. Aldershot: Ashgate, 2010. 441 p.

Лотман Ю.М. Об «Оде, выбранной из Иова» // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1983. Т. 42, № 3. С. 253 – 262.

Махов А.Е. Hortus Daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: Intrada, 2014. 336 с.

Рассел Дж. Мефистофель. Дьявол в современном мире. М.: Евразия, 2002. 447 с.

Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю. М.: АСТ, 2014. 330 с.

References

Brock, M.D. (2016), Satan and the Scots: The Devil in Post-Reformation Scotland, c. 1560 – 1700, Routledge, Taylor & Francis Group, New York, USA, 247 p.

Burton, R. (Democritus Junior) (1883), The Anatomy of Melancholy, J.W. Moore, Philadelphia, USA, 692 p.

Diary of Sir Archibald Johnston of Wariston (1911), Edinburgh, University Press, UK, 427 p.

Eko, U. (2014), Sotvori sebe vraga. I drugie teksty po sluchayu [Create yourself an enemy. And other texts on the occasion], Izdatel’stvo AST, Moscow, Russia, 330 p.

James VI (2000), “Demonology”, in Normand L., Roberts G., Witchcraft in Early Modern Scotland, University of Exeter Press, Exeter, UK, pp. 357 – 425.

Kal’vin, Zh. (1997), Nastavleniya v hristianskoy vere [Instructions in the Christian Faith], V. 1, CRC Publications, Moscow, Russia, 582 p.

Knox, J. (1846), “A Vindication of the Doctrine that the Sacrifice of the Mass is Idolatry”, in The works of John Knox, Vol. III, Printed for the Bannatyne Society, Edinburgh, UK, Pp. 29 – 71.

Knox, J. (1846), “An Epistle to the Inhabitants of Newcastle and Berwick”, in The works of John Knox, Vol. III, Printed for the Bannatyne Society, Edinburgh, UK, pp. 1 – 29.

Larner, Ch. (1981), Enemies of God: The Witch Hunt in Scotland, Johns Hopkins University Press, London, UK, 244 p.

Lodge, T. (1883), “Wits Miserie and the World’s Madness”, in The Complete Works of Thomas Lodge, Vol. IV. Hunterian club, Glasgow, UK, pp. 13 – 111.

Lotman, Yu.M. (1983) “Ob «Ode, vybrannoy iz Iova»” [About the "Ode, chosen from Job"], Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka, V. 42, № 3, Pp. 253 – 262.

Mahov, A.E. (2014), Hortus Daemonum. Slovar’ infernal’noy mifologii Srednevekov’ya i Vozrozhdeniya [Hortus Daemonum. Dictionary of Infernal Mythology of the Middle Ages and Renaissance], Intrada, Moscow, Russia, 336 p.

Maxwell-Stuart, P.G. (2001), Satan’s Conspiracy: Magic and Witchcraft in Sixteenth-century Scotland, Dundurn Press Ltd., Toronto, Canada, 255 p.

McCrie, T. (1854), The Life of John Knox, H.G. Bohn, London, UK, 566 p.

Mullan, D.J. (2010), Narratives of the Religious Self in Early-Modern Scotland, Ashgate, Aldershot, UK, 441 p.

Pitcairn, R. (1833), Criminal Trials in Scotland: 1609 – 1624, Vol. 3. P. 1, Printed for the Bannatyne Society, Edinburgh, UK, 601 p.

Rassel, Dzh. (2002), Mefistofel’. D’yavol v sovremennom mire [Mephistopheles, Devil in the Modern World], Evraziya, Moscow, Russia, 447 p.

Shotlandskoe ispovedanie very [Scottish Confession of Faith], available at: http://www.refspb.ru (accessed 03.12.2016).

Survey of Scottish Witchcraft Database, available at: http://www.shca.ed.ac.uk (accessed 11.04.2016). The diary of Alexander Brodie of Brodie (1863), Printed for the Spalding Club, Aberdeen, UK, 646 p.

The Letters of Samuel Rutherford (1904), Oliphants Ltd., Edinburgh, UK, 774 p.

Загрузки

Опубликован

2019-10-01

Как цитировать

Filatova, N. V. (2019). Протестантская культура и охота на ведьм в Шотландии: вокруг образа зла. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 41(2), 21–30. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2538