«У вас там ни вкуса, ни тонкости»: телереклама в России в 1990–1995 годах как новое социальное явление и ее восприятие старшим поколением россиян

Y. V. Karpenkina

Аннотация


Рассматривается особая роль телерекламы в формировании новой массовой культуры в первой половине 1990-х гг., а также рецепция рекламы старшим поколением россиян. Предпринята попытка выяснить, какой была первая телереклама в России и как она «встраивалась» в культурный контекст постсоветского общества, как воспринимал рекламу «советский человек», насколько его культурный опыт входил в противоречие с рекламой как новым культурным и социальным явлением, какова была степень доверия «советского человека» к первой рекламе на телевидении в начале 1990-х, насколько он поддавался ее влиянию? Делается вывод о том, что российская телереклама первой половины 1990-х гг. сыграла важную роль в смене мировосприятия россиян. Однако «советскому человеку», запрограммированному на жизнь в совершенно других реалиях, было трудно принять эти социокультурные тенденции, на что указывают письма телезрителей старшего поколения в телевизионный центр «Останкино». Основная причина негативной реакции на рекламу этой категории граждан заключается в том, что в рекламе первой половины 1990-х гг. практически не учитывались прежние культурно-историческое модели поведения и мышления, носителями которого были представители «советского» поколения. Однако, несмотря на то, что коммуникация между «советским поколением» и телерекламой в 1990–1995 гг. носила характер культурного конфликта, корреспонденция в телецентр «Останкино» указывает и на то, что реклама не только раздражала телезрителей, но и решала задачу вторичной социализации для людей старшего поколения.

doi 10.17072/2219-3111-2018-4-134-141


Ключевые слова


телевидение, 1990-е гг.; реклама; советское поколение; постсоветская Россия; СССР

Полный текст:

PDF

Литература


Список источников

Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 8713. Оп. 1. Конверт (далее – К.) 180. Д. 7909. Л. 48; К. 142. Д. 6216. Л. 78; К.160. Д. 7002. Л. 26–27; К.180. Д. 7907. Л. 43–44; К. 687. Д. 28074. Л. 1; К.192. Д. 8440. Л. 29–30.; К. 614. Д. 25243. Л. 26; К. 279. Д. 12216. Л. 51–52; Д. 12222. Л. 70; Д. 12202. Л. 18; К. 266. Д. 11663. Л. 108; Д. 11657. Л. 94; Д. 11663. Л. 108; К.126. Д. 5489. Л. 54; Д. 5488. Л. 52; Д. 5476. Л. 26; К. 206. Д. 9074. Л. 29; Д. 9071. Л. 21; Д. 9061 Л. 1; К. 700. Д. 28440. Л. 4–5; К.180. Д. 7908. Л. 46; К. 645. Д. 26417. Л. 36; К. 643. Д. 26338. Л. 27; К. 614. Д. 25235. Л. 5; К. 110. Д. 4758. Л. 17; К. 645. Д. 26422. Л. 47; К. 693. Д. 28178. Л. 1.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10026. Оп. 1. Д. 1863. Л. 3.

Библиографический список

Александров Ф. Хроники российской рекламы. М.: Гелла-Принт, 2003. 344 с.

Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-Холдинг, 2002. 222 с.

Евстафьев В. А., Пасютина Е. Э. История российской рекламы. Современный период. М.: Дашков и К., 2017. 872 с.

Коломиец В. П. Реклама в социологическом видении // Вестник Московского университета. Сер. 18– Социология и политология. 2001. No 1. С. 165–170.

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы... и литературы // Новое литературное обозрение. 1997. No22. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/1997/22/levinson.html (дата обращения: 02.05.2018).

Левинсон А. О плохом отношении интеллигенции к рекламе // Неприкосновенный запас. 1998. No 1. URL: http://magazines.russ.ru/nz/1998/1/nzlevins.html (дата обращения:02.05.2018).

Пелевин В. Generation «П». М.: Вагриус, 2003. 335 с.

Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М.: Гелла-Принт, 2004. 263 с.

Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / сост. и общ. ред. В.П. Коломиец. М.: Изд-во Междунар. ин-та рекламы, 2001. 391 с.

Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Питер, 1995. 300 с.

Федотова Л. Н. Реклама в обществе: каков эффект? // Социологические исследования. 1996. No 10. С.71–76.

Федотова Л. Н. Социология рекламы. М.: Добросвет, 1999. 339 с.

References

Aleksandrov, F. (2003), Hroniki rossiyskoy reklamy [The chronicle of the Russian advertising], Gella-Print, Moscow, Russia, 344 p.

Dudareva, A. (2002), Reklamnyy obraz. Muzhchina i zhenshchina [The advertising image. A man and a woman], RIP-Holding, Moscow, Russia, 222 p.

Evstaf'ev, V.A. & E.E. Pasyutina (2017), Istoriya rossiyskoy reklamy. Sovremennyy period [The history of Russian advertising. Modern period], Dashkovi K., Moscow, Russia, 872 p.

Fedotova, L.N. (1996), “Advertising in society: what is the effect?”, Sociologicheskie issledovaniya, No 10, pp.71-76.

Fedotova, L.N. (1999), Sotsiologiya reklamy [The sociology of the advertising], Dobrosvet, Moscow, Russia, 339 p.

Kolomiets, V.P. (2001), “Advertising in a sociological vision”, Vestnik Moskovskogo universiteta. Sotsiologiya I politologiya, No 1, pp. 165-170.

Kolomiets, V.P. (2001), Telereklamnyy biznes (informatsionno-analiticheskoe obespechenie) [The business of TV advertising (the information and analytical support)], Izd-vo Mezhdunarodnogo instituta reklamy, Moscow, Russia, 391 p.

Levinson, A. (1997), “Notes on the sociology and anthropology of advertising ... and literature”, Novoe literaturnoe obozrenie, No 22, available at: http://magazines.russ.ru/nlo/1997/22/levinson.html (accessed 02.05.2018).

Levinson, A. (1998), “About the bad attitude of the intelligentsia to the advertising”, Neprikosnovennyy zapas, No 1, available at: http://magazines.russ.ru/nz/1998/1/nzlevins.html (accessed 02.05.2018).

Pelevin, V. (2003), Generation “P”, Vagrius, Moscow, Russia, 335 p.

Savel'eva, O.O. (2004), Zhivaya istoriya rossiyskoy reklamy [A life history of the Russian advertising], Gella-Print, Moscow, Russia, 263 p.

Ul'yanovskiy, A.V. (1995), Mifodizayn reklamy [The mythodesign of the advertising], Piter, St. Petersburg, Russia, 300 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Вестник Пермского университета. История на elibrary