Культурный досуг революции: Пермь, 1917 год
Ключевые слова:
Русская революция 1917 г., модерность, урбанизация, досуг, массовая культура, кинематографАннотация
Культурный досуг в провинциальной Перми 1917 г. рассматривается как отражение модерных процессов. В поле зрения оказались темы «культурной модернизации». На рубеже ХIХ и ХХ вв., вошедшем в европейскую историю под разными названиями – Fin de siècle, Belle Époque, Art Nouveau, Серебряный век, спектр способов репрезентации современности расширяется. Это начальное образование, публичные церемонии, ежедневные газеты, выставки технологий и произведений искусства, современные романы, кинематограф, театры-варьете и пр. Вместе с тем увеличивается число потребителей «прогресса», у которых появляются время и деньги, а общедоступные развлечения разыгрывают социальное воображение. После Февраля масса хлынула в музеи и театры, и реальность революции не способствовала росту качества театральных и цирковых постановок. Вкусовые предпочтения взыскательной публики были связаны с классическим или модернистским искусством, новыми видами спорта, клубными формами досуга. Провинция жила в 1917 г. в разных темпоральностях: в одном времени в летнем саду проходили футбольные матчи и на Каме организовывали парусные гонки, в другом – в кинотеатрах шли фильмы «Гришка Распутин», «Позор дома Романовых», выступавшие симулякром «вольницы». Кинематограф явился чутким индикатором революции. Фильмы о «темных силах» царизма с жадностью поглощались «восставшей массой». Над русским же психологическим кино тяготел рок. Городская культура оказалась в 1917 г. в ситуации турбулентности. Транзитом выступали современное искусство, новые виды городского досуга, однако инерционный сценарий разрушался под натиском архаизирующих масс.doi 10.17072/2219-3111-2018-1-149-158Библиографические ссылки
Cписок источников
Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. URL: http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_0140.shtml (дата обращения: 5.03.2018).
Без хлеба // Пермская жизнь. 1917. 23 нояб., № 564.
Болтянский Г.М. Мемуары о кино // РГАЛИ. Ф. 2057. Оп 1. Ед. хр. 68. Л. 110.
Булгаков М. Записки юного врача // Булгаков М. Избр. проза. М., 1983. 336 с.
Дневник М.И. Нагавицына // Пермский краеведческий музей. Отдел фондов, сектор документальных источников, коллекция личных и семейных архивов. Д. 2174. № ПКМ–21295/1.
Койранский А. Кинтоп // Наш понедельник. 1907. № 38.
Лемберг А.Г. Страницы прошлого // РГАЛИ. Ф. 3017. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 7–8, 33. Музыкальные заметки // Пермская жизнь. 1917. 25 февр., № 360.
Окончание драматического сезона в городском театре // Пермская жизнь. 1917. 15 февр., № 351.
«Столичный яд» // Театральная газета.1917. № 5. С. 16.
Театр и музыка // Пермский вестник Временного правительства. 1917. 21 сент., № 106; 6 окт., № 118, 19 окт., № 129.
Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет. М.: Б.и., 1998. 560 с. Фонд городской управы // ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 151. Л. 19–22, 43–56.
Фонд губернского правления // ГАПК. Ф. 36. Оп. 4. Д. 54, 75, 77; Оп. 5. Д. 59–61, 65, 63–66.
Фролов И.С. Полвека с камерой // РГАЛИ. Ф. 2639. Оп 1. Ед. хр. 46. С. 105.
Цирк А.Г. Коромыслова // Пермская жизнь. 1917. 15 дек., № 581, 17 дек., № 583; 19 дек., № 584.
Число посетителей музея // Пермская жизнь. 1917. 16 июня, № 439, 8 июля, № 457; 19 авг., № 490.
Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. М.; Л.: Б.и., 1937. 176 с.
Библиографический список
Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 404 с.
Демиденко Ю.Б. Рестораны, трактиры, чайные...: Из истории общественного питания в Петербурге
XVIII – начала XX в. М.: Центрполиграф, 2011. 288 с.
Демиденко Ю. 17-й год: жизнь обывателя. URL: http://echo.msk.ru/programs/Diletanti/2017138-echo/ (дата обращения: 5.03.2018).
Дмитриев Ю.А. Цирк в России: От истоков до 1917. М.: Искусство, 1977. 415 с.
Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900–1910 гг. М.: Наука, 1976. 297 с.
Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф: К 100-летию мирового кино. М.: Материк , 1995. 172 с.
Малышева С.Ю. Праздный день, досужий вечер: Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX – начала XX в. М.: Academia, 2011. 192 с.
Миллер А., Черный Д. Города империи в годы Великой войны и революции: Сб. статей. СПб.: Нестор-История, 2017. 502 с.
Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917–1922 гг. М.: РОССПЭН , 2001. 633 с.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М.: Искусство, 1988. 213 с.
Русская революция 1917 г.: власть, общество, культура: в 2 т. М.: РОССПЭН, 2017. 743 с.
Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб.: Алетейя,, 2004. 280 с.
Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России, 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.
Цивьян Ю.Г. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино. М.: Нов. лит. обозрение, 2010. 336 с.
Cultures in Flux: Lower-Class Values, Practices, and Resistance in Late Imperial Russia / ed. M.D. Steinberg and S.P. Frank. Princeton: Princeton UP, 1994. 224 р.
Hansen М. Deadly Scenarios. Narrative Perspective and Sexual Politics in Pre-Revolutionary Russian Film // Cinefocus. 1992. Vol. 2, № 2. P. 10–19.
McReynolds L. Home Was Never Where the Heart Was. Domestic Dystopias in Russia’s Silent Movie
Melodramas // Imitations of Life. Two Centuries of Melodrama in Russia / ed. L. McReynolds, J. Neubeiger. Durham: Duke UP, 2002. P. 127–151.
McReynolds L. Russia at Play: Leisure Activities at the End of the Tsarist Era. Ithaca: Cornell UP, 2003. 320 p.
Schliipmann H. From Patriarchal Violence to the Aesthetics of Death. Russian Cinema 1909–1919 // Cinefocus. 1992. Vol. 2, № 2.
Phillips L.L. Bolsheviks and the Bottle^ Drink and Worker Culture in St. Petersburg, 1900–1929. DeKalb: Northern Illinois UP, 2000. 212 p.
Swift E.A. Popular Theatre and Society Tsarist Russia. Berkeley: University of California Press, 2002.
р.
References
Demidenko Yu.B. (2011), Restaurants, taverns, teahouses ...: From the history of public catering in St. Petersburg XVIII - early XX century [Restorany, traktiry, chaynye...: Iz istorii obshchestvennogo pitaniya v Peterburge XVIII – nachala XX v.], Tsentrpoligraf, Moscow, Russia, 288 p.
Demidenko, Yu. (w.d.), 17-y god: zhizn' obyvatelya [The 17th year: the life of the man in the street], available at http://echo.msk.ru/programs/Diletanti/2017138-echo/ (accessed: 5.03.2018).
Dmitriev, Yu.A. (1977), Tsirk v Rossii: Ot istokov do 1917 [The Circus in Russia: From the Origins to 1917], Iskusstvo, Moscow, Russia, 415 p.
Ginzburg, S.S. (1963), Kinematografiya dorevolyutsionnoy Rossii [Cinematography of pre-revolutionary Russia], Iskusstvo, Russia, Moscow, 404 p.
Hansen, М. (1992), “Deadly Scenarios. Narrative Perspective and Sexual Politics in Pre-Revolutionary Russian Film”, Cinefocus, Vol. 2, № 2, pp. 10–19.
Listov, V.S. (1995), Rossiya. Revolyutsiya. Kinematograf: K 100-letiyu mirovogo kino [Russia. Revolution. Cinematography: To the 100th anniversary of world cinema], Materik, Moscow, Russia, 172 p.
Malysheva, S.Yu. (2011), Prazdnyy den', dosuzhiy vecher: Kul'tura dosuga rossiyskogo provintsial'nogo goroda vtoroy poloviny XIX – nachala XX v. [Holiday day, leisurely evening: Culture of leisure of the Russian provincial city of the second half of the 19th - early 20th century], Academiya, Moscow, Russia, 192 p.
McReynolds, L. (2002), “Home Was Never Where the Heart Was. Domestic Dystopias in Russia’s Silent Movie Melodramas”, in McReynolds, L. & J. Neubeiger (eds.), Imitations of Life. Two Centuries of Melodrama in Russia, Duke UP, Durham, UK, pp. 127–151.
McReynolds, L. (2003), Russia at Play: Leisure Activities at the End of the Tsarist Era, Cornell UP, Ithaca, USA, 320 p.
Miller, A. & D. Chernyy (2017), Goroda imperii v gody Velikoy voyny i revolyutsii: Sb. statey [Cities of the Empire during the Great War and Revolution: Coll. of articles], Nestor-Istoriya, St. Petersburg, Russia, 502 p.
Narskiy, I.V. (2001), Zhizn' v katastrofe: Budni naseleniya Urala v 1917–1922 gg. [Life in a catastrophe: Everyday life of the Urals in 1917-1922], ROSSPEN, Moscow, Russia, 633 p.
Nekrylova, A.F. (1988), Russkie narodnye gorodskie prazdniki, uveseleniya i zrelishcha [Russian folk city holidays, amusements and shows], Iskusstvo, Moscow, Russia, 213 p.
Phillips, L.L. (2000), Bolsheviks and the Bottle: Drink and Worker Culture in St. Petersburg, 1900–1929, Northern Illinois UP, DeKalb, USA, 212 p.
Russkaya revolyutsiya 1917 g.: vlast', obshchestvo, kul'tura: v 2 t. (2017) [The Russian Revolution of 1917: power, society, culture: in 2 vol.], ROSSPEN, Moscow, Russia, 743 p.
Schliipmann, H. (1992), “From Patriarchal Violence to the Aesthetics of Death. Russian Cinema 1909–1919”, Cinefocus, Vol. 2, № 2.
Steinberg, M.D. & S.P. Frank (1994), Cultures in Flux: Lower-Class Values, Practices, and Resistance in Late Imperial
Russia, Princeton UP, Princeton, USA, 224 р.
Swift, E.A. (2002), Popular Theatre and Society Tsarist Russia, University of California Press, Berkeley, USA, 346 р.
Tsiv'yan, Yu.G. (1991), Istoricheskaya retseptsiya kino: Kinematograf v Rossii, 1896–1930 [Historical reception of
the cinema: Cinematography in Russia, 1896-1930], Zinatne, Riga, Latvia, 492 p.
Tsiv'yan, Yu.G. (2010), Na podstupakh k karpalistike: dvizhenie i zhest v literature, iskusstve i kino [On the approaches to carpalistics: movement and gesture in literature, art and cinema], Novoe lieraturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 336 p.
Uvarova, E.D. (2004), Kak razvlekalis' v rossiyskikh stolitsakh [How to have fun in Russian capitals], Aleteyya, St.
Petersburg, Russia, 280 p.
Zorkaya, N.M. (1976), Na rubezhe stoletiy: U istokov massovogo iskusstva v Rossii 1900–1910 gg. [At the turn of the century: At the origins of mass art in Russia 1900-1910], Nauka, Moscow, Russia, 297 p.