Христианская символика в археологических древностях эпохи Средневековья в Пермском Приуралье

Авторы

  • G. P. Golovchanskii Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • A. F. Melnichuk Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

Пермское Приуралье, Средневековье, христианизация, символика, предметы личного благочестия

Аннотация

На археологическом материале показаны процесс столкновения религиозных идеологий язычества и христианства, начало христианизации территорий Пермского Приуралья. В процессе появления христианских символов в раннем Средневековье в Верхнем Прикамье можно выделить три этапа. Первый этап (третья четверть – конец I тыс.) связан с проникновением в Верхнее Прикамье и Сылвенско-Иренское поречье драгоценной утвари, серебряной посуды и монетного материала из Средней Азии и Восточной Римской империи. Эти артефакты дали толчок к появлению в декоративном убранстве женского костюма неволинской и ломоватовской культур (VIII–IX вв.) крестовидных подвесок. Второй этап (XI– XIV вв.) связан с Древней Русью, которая оказывала большое влияние не только на ближнюю западно-финскую первобытную периферию, но и на дальние восточно-финские общины бассейна Северной Двины и Верхней Камы. Именно из северных областей Древней Руси шел поток западноевропейского монетного серебра. Следует полагать, что на данную территорию уже проникали христиане. Их появление на соседних с Верхним Прикамьем территориях бассейна р. Вычегды отмечается уже с XII в. Однако говорить о деятельности православных миссионеров на территории Перми Великой до XV в. преждевременно. Местное население в это время могло приобщаться к христианской символике, применяя ее для своих сакральных языческих нужд. Третий этап (XV–XVI вв.) связан с началом христианизации Перми Великой, о чем свидетельствуют христианские «предметы личного благочестия» и наличие христианских некрополей.doi 10.17072/2219-3111-2018-1-101-108

Биографии авторов

G. P. Golovchanskii, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Канд. ист. наук, доц. кафедры древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета; начальник Камской археологической экспедиции 

A. F. Melnichuk, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Канд. ист. наук, доц. кафедры древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета

Библиографические ссылки

Список источников

Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Ист.-филол. сб. Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С.257–271.

Оборин В.А. Памятники родановской культуры в Верхнем Прикамье: Диплом. работа: Рукопись. Пермь, 1952 //Архив КАЭ ПГНИУ. б/н.

Библиографический список

Белавин А.М. Городищенское городище на р. Усолке // Приуралье в древности и средние века. Устинов, 1986. С. 130–142.

Белавин А. М. Археологические свидетельства проникновения христианства в Прикамье в 1 – первой половине 2 тыс. н. э. // Древность и средневековье Волго-Камья: Матер.Третьих Халиковских чтений. 27–30 мая 2004 г. Казань; Болгар: Б.и., 2004. С. 20–26.

Беляев М.Н. Мангазея. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. 126 с.

Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. 280 с.

Голдина Р. Д., Водолаго Н. В. Могильники неволинской культуры. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. 1990. 178 с.

Гнутова С. В.,Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI– начала XX в. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: Альбом М.: Интербук-бизнес. 2000. 136.

Головчанский Г.П. Этапы христианизации Перми Великой // Исторический вестник университетов Любляны и Перми. Ljubljana; Пермь, 2007. С.103–108.

Головчанский Г.П. Православный некрополь Спасо-Преображенского монастыря (по результатам раскопок 2002–2003 гг.) // XV Бадеровские чтения по археологии Урала и Поволжья: Матер. всерос. науч.-практ. конф. (г.Пермь, 9–12 февраля 2016 г.). Пермь, 2016. С.203–207.

Головчанский Г. П., Мельничук В. Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь: Книжный мир, 2005. 232 с.

Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Древний Искор – выдающийся языческий и христианский памятник Перми Великой // Археология сакральных мест России: Сб. тез. докл.

Загрузки

Опубликован

2019-09-30

Как цитировать

Golovchanskii, G. P., & Melnichuk, A. F. (2019). Христианская символика в археологических древностях эпохи Средневековья в Пермском Приуралье. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 40(1), 101–108. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2487

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)