«Религиозная организация действует самовольно»: нелегальные молитвенные дома в позднюю советскую эпоху

Авторы

  • A. I. Savin Институт истории Сибирского отделения РАН

Ключевые слова:

СССР, эпоха Брежнева, евангельские христиане-баптисты, религиозный диссент, Совет Церквей евангельских христиан-баптистов, Совет по делам религий при Совете Министров СССР, «домовые церкви», нелегальность, репрессии

Аннотация

Рассматривается феномен функционирования в 1960-е – 1980-е гг. в Советском Союзе нелегальных молитвенных домов приверженцев запрещенного властями Совета Церквей евангельских христиан-баптистов. На основании документации Совета по делам религий при Совете Министров СССР и его региональных уполномоченных, выявленной в фондах Государственного архива Российской Федерации и Государственного архива Алтайского края, исследуются практики верующих, нацеленные на создание так называемых «домовых церквей», позволяющее избегать вмешательства органов власти в религиозную жизнь общин. Характеризуются стремление религиозных диссидентов к автаркии и готовность «пострадать» за свободу совести. Большое внимание уделяется конспиративной деятельности верующих, стремившихся минимизировать вмешательство властей и их контроль над религиозной жизнью общин. Описываются и анализируются репрессивные практики органов власти, направленные как на пресечение деятельности «домовых церквей», так и на снос незаконных стационарных домов молитвы. Делается вывод о том, что власти так и не удалось разрешить проблему «домовых церквей» в период существования СССР. Основными причинами этого были «своевольное упрямство» верующих и неэффективность репрессивных мер в виде административных штрафов и разгона молитвенных собраний в условиях доминирования «социалистической законности» брежневской эпохи. Дополнительным ограничителем репрессий являлась определенная гибкость власти, стремившейся не наказывать и не озлоблять «рядовых» верующих, не допускать оскорбления их религиозных чувств, своевременно и оперативно разрешать конфликтные ситуации. В результате политика убеждения в выгодах государственной регистрации превалировала над репрессивным принуждением к лояльности.doi 10.17072/2219-3111-2019-2-109-121

Биография автора

A. I. Savin, Институт истории Сибирского отделения РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Список источников

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 1692. Оп. 1. Д. 43. Л. 38–39 об., 44 об.; Д. 52. Л. 1–3; Д. 66. Л. 34–40; Д. 99. Л. 1–36; Д. 102. Л. 39–44; Д. 111. Л. 9–13; Д. 115. Л. 1–414; Д. 130. Л. 4–9; Д. 151. Л. 1–8; Д. 173. Л. 1–21; Д. 200. Л. 16–17; Д. 216. Л. 28–29; Д. 230. Л. 1–2; Д. 247. Л. 5–6; Д. 262. Л. 17–19; Д. 271. Л. 5–9, 29–33; Д. 274. Л. 136–138; Д. 287. Л. 35–37; Д. 290. Л. 30–36, Д. 292. Л. 4–13; Д. 309. Л. 1–30.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 6. Д. 790. Л. 28; Д. 1398. Л. 44–45, 89–92; Д. 2680. Л. 50–50а; Д. 3008. Л. 13–14.

Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 62. Д. 38. Л. 203; Оп. 63. Д. 89. Л. 10–11; Оп. 67. Д. 115. Л. 182.

Библиографический список

Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е – 1960-е годы. Томск: Б.и., 2008. 408 с.

Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР (1940–80-е гг.).: Исследование и источники. М.: Индрик, 2015. 512 c.

Волохов С.П. Социально-политические протесты середины 1950-х – середины 1980-х гг.: на материалах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей: Дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2002. 218 c.

Глушаев А.Л. Протестантские общины в городах и рабочих посёлках в 1945–1965 гг. (на материалах Молотовской (Пермской) области): Дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2013. 186 c.

История советских органов государственной безопасности / под ред. В.М. Чебрикова и др. М.: Б.и., 1977. 639 c.

Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ). СПб.: Изд-во РХГА, 2013. 256 c.

Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: РОССПЭН, 2010. 271 с.

Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Б.и., 2009. 356 с.

Протестантизм в Тюменском крае. История и современность / под ред. И.В. Боброва. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 222 с.

Савин А.И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть честным человеком»: «Брежневский» поворот в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964–1966 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2016. No 4. С. 59–75.

Савин А.И. Нелегальная деятельность евангельских общин и практики власти в позднем СССР (1960-е –1980-е годы) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 9, вып. 7 (71): Революционные волны и трансформации картины мира в XX веке.

Серова Е.А. Общины Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в середине 1940-х – первом десятилетии 2000-х гг.: Дис. .. канд. ист. наук. Кемерово, 2013. 183 с.

Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40 – 60-е годы XX века. Томск: Б.и., 2003. 348 с.

Сосковец Л.И. Религиозные организации и верующие в советском государстве. Томск: Б.и., 2008. 252 с.

Шиллер В.В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX –XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2004. 308 с.

Baberowski J. Stalinismus und Religion // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 52 (2004), No 4.S. 481–493.

Baran E. Dissent of the Margins. How Soviet Jehovah’s Witnesses Defied Communism and Lived to Preach About it. Oxford: Oxford University Press, 2014. 382 p.

Beljakova N., Bremer Th., Kunter K. «Es gibt keinen Gott!» Kirchen und Kommunismus. Eine Konfliktgeschichte. Herder Verlag, 2016. 256 s.

References

Baberowski, J. (2004), “Stalinismus und Religion”, Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, No 4, pp. 481–493.

Baran, E. (2014), Dissent of the Margins. How Soviet Jehovah’s Witnesses Defied Communism and Lived to Preach About it, Oxford University Press, Oxford, UK, 382 p.

Beljakova, N., Bremer, Th., Kunter, K. (2016), «Es gibt keinen Gott!» Kirchen und Kommunismus. Eine Konfliktgeschichte, Herder Verlag, Freiburg, Germany, 256 p.

Belyakova, N.A., Dobson, M. (2015), Zhenshchiny v evangel'skikh obshchinakh poslevoennogo SSSR (1940-80-e gg.). Issledovanie i istochniki [Women in evangelical communes of the post-war USSR. Research and sources], Indrik, Moscow, Russia, 512 p.

Bobrov, I.V. (ed). (2006), Protestantizm v Tyumenskom krae. Istoriya i sovremennost' [Protestantism in the Tyumen region. History and modernity], izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, St. Petersburg, Russia, 222 p.

Chebrikov, V.M. (ed.) (1977), Istoriya sovetskikh organov gosudarstvennoi bezopasnosti [History of the Soviet institutions of the state security], w.p. Moscow, Russia, 639 p.

Glushaev, A.L. (2013), Protestantskie obshchiny v gorodakh i rabochikh poselkakh v 1945–1965 gg. (na materialakh Molotovskoi (Permskoi) oblasti) [Protestant communes in cities and labor settlements in 1945-1965 (on the materials of the Molotov (Perm) region)], PhD diss., Perm', Russia, 186 p.

Gorbatov, A.V. (2008), Gosudarstvo i religioznye organizatsii Sibiri v 1940-e – 1960-e gody [State and religious organizations in Siberia in the 1940s-1960s], w.p., Tomsk, Russia, 408 p.

Klyueva, V.P., Poplavskiy, R.O., Bobrov, I.V. (2013), Pyatidesyatniki v Yugre (na primere obshchin RO TsKhVE) [Pentecost in Ugra (on the example of the communes of the Russian society of the Christians of the Evangelical faith)], Izd-vo RKhGA, St. Petersburg, Russia, 256 p.

Lyudtke, A. (2010), Istoriya povsednevnosti v Germanii: novye podkhody k izucheniyu truda, voiny i vlasti [Everyday history in Germany: new approaches to the research of the labor, war and power], ROSSPEN, Moscow, Russia, 271 p.

Nikol'skaya, T.K. (2009), Russkiy protestantizm i gosudarstvennaya vlast' v 1905–1991 godakh [Russian protestants and government’s power in 1905 -1991], w.p., St. Petersburg, Russia, 356 p.

Savin, A.I. (2016), «“Many do not even consider the possibility that the cultist could be an honest man”: Brezhnev’s turn in anti-religious policy and Russian protestantism (1964–1966)]», Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, No 4, p. 59–75.

Savin, A.I. (2018), “Evangelical сommunities’ illegal activities and government practices in the late USSR (1960s – 1980s)”, Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya», Vol. 9, No 7 (71), available at: https://history.jes.su/s207987840002374-0-1/ (accessed 19.02.2019).

Serova, E.A. (2013), Obshchiny Evangel'skikh khristian-baptistov Kemerovskoy oblasti v seredine 1940-kh – pervom desyatiletii 2000-kh gg. [Communes of the Evangelical Christian-Baptists in Kemerovo region from the middle of the 1940s to the first decade of the 2000s], PhD diss., Kemerovo, Russia, 183 p.

Shiller, V.V. (2004), Etnokonfessional'noe vzaimodeistvie v Kemerovskoy oblasti v kontse XIX - XX vv. [Ethnoconfessional interactions in Kemerovo region in the end of the 19th-20th century], PhD diss., Kemerovo, Russia, 308 p.

Soskovets, L.I. (2003), Religioznye konfessii Zapadnoy Sibiri v 40 – 60-e gody XX veka [Religious confessions in West Siberia during the 1940s-1960s], w.p., Tomsk, Russia, 348 p.

Soskovets, L.I. (2008), Religioznye organizatsii i veruyushchie v sovetskom gosudarstve [Religious organizations and the believers in the Soviet state], w.p., Tomsk, Russia, 252 p.

Volokhov, S.P. (2002), Sotsial'no-politicheskie protesty serediny 1950-kh – serediny 1980-kh gg.: na materialakh Altaiskogo kraya, Novosibirskoi i Tomskoi oblastei [Social-political protests of the 1950s – mid-1980s: on the materials of Altai, Novosibirsk and Tomsk regions], PhD diss., Barnaul, Russia, 218 p.

Загрузки

Опубликован

2019-09-26

Как цитировать

Savin, A. I. (2019). «Религиозная организация действует самовольно»: нелегальные молитвенные дома в позднюю советскую эпоху. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 45(2), 109–121. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2468