Антропологическая кинохроника Владимира Ерофеева (на примере фильма «Крыша мира»)

Авторы

  • I. A. Golovnev Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Ключевые слова:

антропологическое кино, Владимир Ерофеев, Памир, таджики

Аннотация

На примере классического документального фильма «Крыша мира» (1928) первопроходца советского антропологического кино Владимира Алексеевича Ерофеева рассматривается советская кинохроника как исторический источник. В частности, в фокусе исследования оказываются киноматериалы о традициях таджикской этнической общности, а также об их трансформации при социализме, снятые группой «Совкино» в ходе научно-кинематографической экспедиции на Памир в 1927 г. В процессе анализа материалов периодической печати, дневниковых заметок режиссера и изданных свидетельств современников прослеживается развитие указанного кинопроекта в связи с параллельными процессами в национальной политике и общественной идеологии СССР на рубеже 1920-х и 1930-х гг. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Крыша мира» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно одинакового количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Поэтому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его расшифровка – «перевод» в текстовый формат. На основе анализа кинотекста выявляется потенциал кино как формы многокомпонентного визуально-антропологического произведения, отображающего культуру снимаемого и снимающего, передающего силуэты культуры и идеологии своего времени. Исследуется творческий метод Владимира Ерофеева – антропологическая кинохроника – максимально документальная фиксация и передача информации. В связи с рассмотрением фильма в социально-историческом контексте делается вывод о феномене антропологического фильма как эффективной формы познания, позволяющей зафиксировать и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст.doi 10.17072/2219-3111-2019-2-87-96

Биография автора

I. A. Golovnev, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

кандидат исторических наук, научный сотрудник

Библиографические ссылки

Библиографический список

Владимир Алексеевич Ерофеев (1898–1940): Материалы к 100-летию со дня рождения. М.: Му-

зей кино, 1998. 40 c.

Головнев И.А. Феномен советского этнографического кино (творчество А.А. Литвинова) / ИЭА

РАН. М.: Б.и., 2018. 216 c.

Дерябин А.С. Наша психология и их психология – совершенно разные вещи: «Афганистан» Владимира Ерофеева и советский культурфильм двадцатых годов // Киновед. записки. 2001. No 54. С. 53–70.

Ерофеев В.А. На крыше мира (из путевых впечатлений) // Кино. 1927. 27 сентября. С. 4.

Ерофеев В.А. «По “Крыше мира” с киноаппаратом». М.: Молодая гвардия, 1929. 189 c.

Магидов В.М. Фильм Владимира Ерофеева «Крыша мира»: его источниковедческое и этнографическое значение // Источниковед. компаративистика и ист. построение / РГГУ. М.: Б.и., 2003. С. 192–194.

Пути советской кинохроники. М.: Журн.-газ. объединение, 1933. 103 c.

Тишков В.А. Российский народ. М.: Б.и., 2016. 191 с.

Шлегель Х.И. Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х годов // Киновед. записки. 2002. No 58. С. 368–380.

Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. I. B. Tauris, 2017. 299 p.

Williams C., Golovnev I. Pamiri Women and the Melting Glaciers of Tajikistan: A Visual Knowledge Exchange for Improved Environmental Governance // A Political Ecology of Women, Water and Global Environmental Change. New York: Rоutledge, 2015. P. 206–225.

References

Deryabin, A.S. (2001), “Our psychology and their psychology – absolutely different things: Vladimir Erofeyev's «Afghanistan» and Soviet kulturfilm of the 1920s”, Kinovedcheskie zapiski, 2001, No 54, pp. 53–70.

Erofeev, V.A. (1927), “On a roof of the world (from travelling impressions)”, Kino, 1927, 27 September, p. 4.

Erofeev, V.A. (1929), Po “Kryshe mira” s kinoapparatom [On «A roof of the world» with a movie camera], Molodya Gvardiya, Moscow, Russia, 189 p.

Golovnev, I.A. (2018), Fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino (tvorchestvo A.A. Litvinova) [The phenomenon of the Soviet ethnographic film (A. Litvinov’s creativity)], IEA RAS, Moscow, Russia, 216 p.

Magidov, V.M. (2003), “The «Roof of the World» film by Vladimir Erofeyev: its source study and ethnographic value”, Istochnikovedcheskaya komparativistika i istoricheskoe postroyenie [Source studies comparativistics and historical construction], w.p., Moscow, Russia, 2003, pp. 192–194.

Puti sovetskoy kinokhroniki [The ways of Soviet movie chronicle] (1933), Zhurnalno-gazetnoe obedinenie, Moscow, Russia, 103 p.

Sarkisova, O. (2017), Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia, I. B. Tauris, New York, US, 299 p.

Schlegel, H. I. (2002), “The German impulses for the Soviet kulturfilms of the 1920s”, Kinovedcheskie zapiski, 2002, No 58, pp. 368–380.

Tishkov, V.A. (2010), Rossiyskiy narod [Russian people], Prosveshenie, Moscow, Russia, 191 p.

Vladimir Alekseyevich Yerofeev (1898–1940). Materialy k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Vladimir Alekseevich Erofeev (1898–1940). Materials for the 100th anniversary of the birth] (1998), Muzey kino, Moscow, Russia, 40 p.

Williams, C., Golovnev, I. (2015), “Pamiri Women and the Melting Glaciers of Tajikistan: A Visual Knowledge Exchange for Improved Environmental Governance”, in A Political Ecology of Women, Water and Global Environmental Change, Routledge, New York, USA, 2015, pp. 206 – 225.

Загрузки

Опубликован

2019-09-26

Как цитировать

Golovnev, I. A. (2019). Антропологическая кинохроника Владимира Ерофеева (на примере фильма «Крыша мира»). ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 45(2), 87–96. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2463