МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕМА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2219-3111-2025-2-115-129Ключевые слова:
клиометрика, длинные ряды исторических данных, модернизация, человеческий капитал, государственные финансы, институциональные секторы экономикиАннотация
Статья посвящена реконструкции стоимостных показателей сферы образования как отрасли национальной экономики поздней Российской империи. Цель исследования заключается в уточнении имеющихся оценок роли образования на стадии перехода страны от мальтузианского к «современному» режиму экономического роста в ходе модернизации ее экономической и социальной структуры. Были решены следующие задачи: 1) представлены собранные в электронном формате данные источников (отчеты Государственного контроля, Министерства народного просвещения, Центрального статистического комитета); 2) реконструированы ряды показателей расходов на образование разных уровней и институциональных источников; 3) на их основе впервые рассчитаны оценки накопленного объема (запаса) человеческого капитала по восстановительной стоимости и на основе будущих доходов; 4) полученные стоимостные оценки непосредственно сопоставлены с основными макроэкономическими показателями страны. Оценки соответствующих показателей системы образования России и формируемого в ней человеческого капитала доступны в историко-экономической литературе за 1920–2000-е гг. Настоящее исследование углубляет их, делая в целом сопоставимыми во времени. Для обеспечения такой сопоставимости используются методики, разработанные в историко-экономической литературе, адаптированные к проблеме недостаточности исторических количественных данных и пригодные для межстрановых сопоставлений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе запуска «современного» режима экономического роста норма накопления человеческого капитала в России повышалась, его запас увеличивался быстрее физического. Намечаются перспективы использования полученных результатов в последующих эмпирических и теоретических исследованиях.Библиографические ссылки
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономиче-ской теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003 [1957–1993]. 670 с.
Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. ‒ начало XX в.): новые подсчеты и оценки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003 [1982]. 255 с. ISBN: 5-8243-0291-X. EDN: QQBOTD.
Диденко Д.В. Динамика и институциональные источники накопления человеческого капитала в регионах России (вторая половина XIX в. – начало XX в.) // Экономическая история: ежегодник. М.: Институт российской истории РАН, 2021. С. 107‒149. EDN: NFHGPT.
Диденко Д.В. Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя, 2015. 408 с. ISBN: 978-5-906792-63-1. EDN: ZSZPKB.
Диденко Д.В. Формирование человеческого капитала в условиях фронтирных модернизаций в поздней Российской империи // Уральский исторический вестник. 2024. № 1 (82). С. 99−107. DOI: 10.30759/1728-9718-2024-1(82)-99-107. EDN: FYRPHJ.
Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978 [1976]. 275 с.
Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего образования. СПб.: Государ-ственная типография, 1912. 49 с.
Мельянцев В.А. Генезис современного (интенсивного) экономического роста и проблемы догоняющего и перегоняющего развития в странах Запада, Востока и России. М.: Гуманитарий, 2004. 53 с.
Миронов Б.Н. Грамотность в России 1797–1917 годов // История СССР. 1985. № 4. С. 137–153. EDN: WBTSDL.
Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. 2-е изд. СПб.: Дмитрий Була-нин, 2018.
Миронов Б.Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX–XX веках // Отече-ственная история. 1994. № 4-5. С. 111–125. EDN: RSNPXX.
Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. М.: Территория будущего, 2011. Т. II. 688 с. ISBN: 978-5-91129-069-6. EDN: PVEDYR.
Ростоу В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1961. 236 с.
Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования // Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982 [1924]. С. 99‒125.
Хрулев С.С. Финансы России в связи с экономическим положением ее населения. 2-е изд. СПб.: Акц. общ. Брокгауз-Ефрон, 1909. 296 с.
Янжул И.И., Чупров А.И., Янжул Е.Н. Экономическая оценка народного образования. СПб.: И.Н. Скороходов, 1896. 87 с.
Broadberry S., Korchmina E. Catching-up and Falling Behind: Russian Economic Growth, 1690s‒1880s // Journal of Economic History. 2024. Vol. 84, no. 4. P. 997‒1028. DOI: 10.1017/
s0022050724000287.
Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // The Review of Economic Studies. 2017. Vol. 84, no. 2. P. 613–649. DOI: 10.1093/restud/rdw026.
Didenko D., Földvári P., Van Leeuwen B. The Spread of Human Capital in the Former Soviet Union Area in a Comparative Perspective: Exploring a New Dataset // Journal of Eurasian Studies. 2013. Vol. 4, no. 2. P. 123–135. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/
S1879366513000122 (accessed: 01.03.2024). DOI: 10.1016/j.euras.2013.03.002. EDN: RFHDWF.
Földvári P., Van Leeuwen B. An Estimation of the Human Capital Stock in Eastern and Central Europe // Eastern European Economics. 2005. Vol. 43, no. 6. P. 53‒65. DOI: 10.2753/EEE0012-8755430603.
Galor O. Unified Growth Theory. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2011. 328 р. DOI: 10.1515/9781400838868.
Godo Y., Hayami Y. Catching-Up in Education in the Economic Catch-Up of Japan with the United States, 1890–1990 // Economic Development and Cultural Change. 2002. Vol. 50, no. 4. P. 961–978. DOI: 10.1086/342762. EDN: DUUHVL.
Goldin С. Human Capital // Handbook of Cliometrics / eds. by C. Diebolt, M. Haupert. Berlin – Heidelberg: Springer-Verlag, 2016. P. 55‒86. DOI: 10.1007/978-3-642-40406-1_23.
Johnson W.H.E. Russia’s Educational Heritage. 2nd ed. New York: Octagon Books, 1969. 360 р.
Judson R. Measuring Human Capital Like Physical Capital: What Does It Tell Us? // Bulletin of Eco-nomic Research. 2002. Vol. 54. P. 209‒231. DOI: 10.1111/1467-8586.00150. EDN: DZCBQZ.
Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr / ed. by C. Abramsky. Macmillan – London, 1974. P. 229–254. DOI: 10.1007/978-1-349-01725-6_11.
Kaser M.C. Education and Economic Progress: Experience in Industrialized Market Economies // The Economics of Education / ed. by E.A.G. Robinson and J.E. Vaizey. London: Macmillan – New York: St Martin's Press, 1966. P. 142‒173. DOI: 10.1007/978-1-349-08464-7_4.
Kokkinen A. On Finland’s Economic Growth and Convergence with Sweden and the EU15 in the 20th Century. Research Report 258. Helsinki: Statistics Finland, 2012. Available at: https://www.stat.fi/tup/julkaisut/tiedostot/978-952-244-334-2.pdf (accessed: 01.03.2024).
Kuznets S. Modern Economic Growth: Rate, Structure, and Spread. New Haven – London, 1966. 529 р.
Levine S., Kawada H. Human Resources and Japanese Industrial Development. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1980. 332 р. DOI: 10.1515/9781400855827.
Mankiw N.G., Romer D., Weil D.N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1992. Vol. 107, no. 2. P. 407‒437. DOI: 10.2307/2118477. EDN: HKGMQD.
Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. New York: National Bureau of Economic Research, 1974. 152 p.
Schultz T.W. The Economic Value of Education. London – New York: Columbia University Press, 1963. 92 р.
Tabata S., Tabata T. State Budget // Russian Economic Development over Three Centuries: New Data and Inferences / eds. by M. Kuboniwa [et al.]. Singapore: Palgrave Macmillan, 2019. P. 251‒289. DOI: 10.1007/978-981-13-8429-5_8.
Van Leeuwen B. Human Capital and Economic Growth in India, Indonesia, and Japan: A Quantitative Analysis, 1890‒2000. PhD Thesis. Utrecht University: Box Press Publishers, 2007. Available at: http://www.basvanleeuwen.net/bestanden/proefschrift/proefschriftbvl.pdf (accessed: 01.03.2024).
Van Leeuwen B., Didenko D., Földvári P. Inspiration Versus Perspiration in Economic Development of the Former Soviet Union and China (ca. 1920–2010) // Economics of Transition. 2015. Vol. 23, no. 1. P. 213–246. DOI: 10.1111/ecot.12060. EDN: ZWHVGN.
Van Leeuwen B., Földvári P. Capital Accumulation and Growth in Central Europe, 1920‒2006 // Eastern European Economics. 2013. Vol. 51, no. 5. P. 69‒93.
Van Leeuwen B., Földvári P. Capital Accumulation and Growth in Hungary, 1924‒2006 // Acta Oeco-nomica. 2011. Vol. 61, no. 2. P. 143‒164.
Van Leeuwen B., Földvári P. How Much Human Capital Does Eastern Europe Have? Measurement Methods and Results // Post-Communist Economies. 2008а. Vol. 20, no. 2. P. 189‒201.
Van Leeuwen B., Földvári P. Human Capital and Economic Growth in Asia 1890‒2000: a Time-Series Analysis // Asian Economic Journal. 2008b. Vol. 22, no. 3. P. 225‒240.
Van Leeuwen B., Van Leeuwen-Li J., Földvári P. Human Capital in Republican and New China: Re-gional and Long-Term Trends // Economic History of Developing Regions. 2017. Vol. 32, no. 1. P. 1‒36.
References
Becker, G. S. (2003). Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii [Human behavior: An economic approach. Selected works on economic theory]. GU VShE. (Original works published 1957–1993)
Broadberry, S., & Korchmina, E. (2024). Catching-up and falling behind: Russian economic growth, 1690s-1880s. Journal of Economic History, 84(4), 997–1028. https://doi.org/10.1017/S0022050724000287
Cheremukhin, A., Golosov, M., Guriev, S., & Tsyvinski, A. (2017). The industrialization and economic development of Russia through the lens of a neoclassical growth model. The Review of Economic Studies, 84(2), 613–649. https://doi.org/10.1093/restud/rdw026
Didenko, D. V. (2015). Intellektualoemkaya ekonomika: Chelovecheskiy kapital v rossiyskom i mirovom sotsial'no-ekonomicheskom razvitii [Knowledge-intensive economy: Human capital in Russian and global socio-economic development]. Aletheia.
Didenko, D. V. (2021). Dynamics and institutional sources of human capital accumulation in Russia's regions (19th – early 20th centuries). In L. I. Borodkin et al. (Eds.), Ekonomicheskaya istoriya: Ezhegodnik. 2020 (pp. 107-149). Institut Rossiyskoy Istorii RAN.
Didenko, D. V. (2024). Human capital formation in the processes of frontier modernizations in the late Russian Empire. Ural Historical Journal, 1(82), 99–107.
Didenko, D., Földvári, P., & Van Leeuwen, B. (2013). The spread of human capital in the former Soviet Union area in a comparative perspective: Exploring a new dataset. Journal of Eurasian Studies, 4(2), 123–135. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1879366513000122
Földvári, P., & Van Leeuwen, B. (2005). An estimation of the human capital stock in Eastern and Central Europe. Eastern European Economics, 43(6), 53–65.
Galor, O. (2011). Unified growth theory. Princeton University Press.
Godo, Y., & Hayami, Y. (2002). Catching-up in education in the economic catch-up of Japan with the United States, 1890–1990. Economic Development and Cultural Change, 50(4), 961–978.
Goldin, C. (2016). Human capital. In C. Diebolt & M. Haupert (Eds.), Handbook of cliometrics (pp. 55-86). Springer.
Gregory, P. (2003). Ekonomicheskiy rost Rossiyskoy imperii (konets XIX v. – nachalo XX v.): Novye podschety i otsenki [The economic growth of the Russian Empire (late 19th century – early 20th century): New calculations and estimates]. ROSSPEN. (Original work published 1982)
Johnson, W. H. E. (1969). Russia's educational heritage. Octagon Books.
Judson, R. (2002). Measuring human capital like physical capital: What does it tell us? Bulletin of Economic Research, 54(3), 209–231.
Kaser, M. (1974). Education in Tsarist and Soviet development. In C. Abramsky (Ed.), Essays in honour of E.H. Carr (pp. 229–254). Macmillan.
Kaser, M. C. (1966). Education and economic progress: Experience in industrialized market economies. In E. A. G. Robinson & J. E. Vaizey (Eds.), The economics of education (pp. 142-173). Macmillan.
Kendrick, J. (1978). Sovokupnyy kapital SShA i ego formirovanie [The formation and stocks of total capital]. Progress. (Original work published 1976)
Khrulev, S. S. (1909). Finansy Rossii v svyazi s ekonomicheskim polozheniem ee naseleniya [Russia's finances in relationship with economic conditions of its population]. Brokgauz-Efron.
Kokkinen, A. (2012). On Finland's economic growth and convergence with Sweden and the EU15 in the 20th century (Research Report No. 258). Statistics Finland. https://www.stat.fi/tup/julkaisut/tiedostot/978-952-244-334-2.pdf
Kulomzin, A. N. (1912). Opytnyy podschet sovremennogo sostoyaniya nashego obrazovaniya [An estimation of the current state of our education]. State Printing House.
Kuznets, S. (1966). Modern economic growth: Rate, structure, and spread. Yale University Press.
Levine, S., & Kawada, H. (1980). Human resources and Japanese industrial development. Princeton University Press.
Mankiw, N. G., Romer, D., & Weil, D. N. (1992). A contribution to the empirics of economic growth. Quarterly Journal of Economics, 107(2), 407–437.
Melyantsev, V. A. (2004). Genezis sovremennogo (intensivnogo) ekonomicheskogo rosta i problemy dogonyayushchego i peregonyayushchego razvitiya v stranakh Zapada, Vostoka i Rossii [The genesis of modern (intensive) economic growth and the problems of catching up and surpassing development in the countries of the West, East and Russia]. Gumanitarii.
Mincer, J. (1974). Schooling, experience and earnings. National Bureau of Economic Research.
Mironov, B. N. (1985). Literacy in Russia, 1797-1917. Istoriya SSSR, 4, 137–153.
Mironov, B. N. (1994). Economic growth and education in Russia and the USSR in the 19th – 20th centuries. Otechestvennaya Istoriya, 4–5, 111–125.
Mironov, B. N. (2018). Rossiyskaya imperiya: ot traditsii k modernu [The Russian Empire: From tradition to modernity] (Vols. 1–3). Dmitrii Bulanin.
Nefedov, S. A. (2011). Istoriya Rossii. Faktornyy analiz. T. II [History of Russia. Factor analysis. Vol. II]. Territoriya Budushchego.
Rostow, W. W. (1961). Stadii ekonomicheskogo rosta [Stages of economic growth]. Frederick A. Praeger.
Schultz, T. W. (1963). The economic value of education. Columbia University Press.
Strumilin, S. G. (1982). The economic significance of public education. In Problemy ekonomiki truda [Essays on labor economics] (pp. 99-125). Nauka. (Original work published 1924)
Tabata, S., & Tabata, T. (2019). State budget. In M. Kuboniwa et al. (Eds.), Russian economic development over three centuries: New data and inferences (pp. 251-289). Palgrave Macmillan.
Van Leeuwen, B. (2007). Human capital and economic growth in India, Indonesia, and Japan: A quantitative analysis, 1890-2000 [Doctoral dissertation, Utrecht University]. Box Press. http://www.basvanleeuwen.net/bestanden/proefschrift/proefschriftbvl.pdf
Van Leeuwen, B., & Földvári, P. (2008a). How much human capital does Eastern Europe have? Measurement methods and results. Post-Communist Economies, 20 (2), 189–201.
Van Leeuwen, B., & Földvári, P. (2008b). Human capital and economic growth in Asia 1890-2000: A time-series analysis. Asian Economic Journal, 22(3), 225–240.
Van Leeuwen, B., & Földvári, P. (2011). Capital accumulation and growth in Hungary, 1924-2006. Acta Oeconomica, 61(2), 143–164.
Van Leeuwen, B., & Földvári, P. (2013). Capital accumulation and growth in Central Europe, 1920-2006. Eastern European Economics, 51(5), 69–93.
Van Leeuwen, B., Didenko, D., & Földvári, P. (2015). Inspiration versus perspiration in economic develop-ment of the Former Soviet Union and China (ca. 1920–2010). Economics of Transition, 23(1), 213–246.
Van Leeuwen, B., Van Leeuwen-Li, J., & Földvári, P. (2017). Human capital in Republican and New China: Regional and long-term trends. Economic History of Developing Regions, 32(1), 1–36.
Yanzhul, I. I., Chuprov, A. I., & Yanzhul, E. N. (1896). Ekonomicheskaya otsenka narodnogo obrazovaniya [Economic evaluation of public education]. I. N. Skorokhodov.