ПРЕРВАННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: СВЕРДЛОВСКИЙ ЗАВОД «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ1
DOI:
https://doi.org/10.17072/2219-3111-2025-1-202-210Ключевые слова:
свердловский завод «Русские самоцветы», камнерезное искусство, Великая Отечественная война, художественная промышленность СССР, К. К. МатвеевАннотация
Представлен анализ деятельности ведущего в СССР предприятия по художественной обработке цветного камня ‒ свердловского завода «Русские самоцветы» ‒ в годы Великой Отечественной войны. На основе сведений, представленных в архивных фондах Государственного архива Свердловской области и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, приводятся документальные свидетельства кризиса камнерезного производства на предприятии в предвоенные годы, описываются отдельные шаги по преодолению обозначенных проблем в 1940–1941 гг., в частности активная вовлеченность в этот процесс консультанта завода К. К. Матвеева, профессора Свердловского горного университета. Отдельное внимание уделено анализу деятельности свердловского завода «Русские самоцветы» непосредственно в военные годы. На основе годовых отчетов завода анализируются количественные показатели выпускаемой продукции, а также делается вывод о несправедливости заключений специалистов о полной переориентации завода на выпуск изделий оборонного назначения. Кроме того, приводятся сведения о послевоенных мерах завода по постепенному возрождению камнерезной деятельности, заключающейся в восстановлении камнерезного цеха после реэвакуации московского завода алмазных инструментов № 10, а также активном участии в создании и организации учебного процесса Свердловского художественно-ремесленного училища № 42. На основе проведенного исследования делается вывод о важном значении военных лет в деятельности свердловского завода «Русские самоцветы». Несмотря на перерыв в профильной для предприятия камнерезной деятельности в несколько лет, заводу удалось сохранить, хоть и частично, ювелирное производство и достаточно оперативно восстановить ресурсы для активного процесса возрождения камнерезного цеха во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.Библиографические ссылки
Будрина Л.А. Фаберже, Коноваленко и уральские камнерезы: миф и история // Искусство Евразии. 2022а. № 4 (27). С. 58–71. DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.04.004. EDN: NRARTO.
Будрина Л.А. Резной камень в русско-французских взаимоотношениях: история явления в двух картах // 130 лет франко-русскому альянсу: проблемы и вызовы двустороннего сотрудничества. Екатеринбург: Нестор-История, 2022b. С. 171–182. EDN: BIBKVV.
Винокуров С.Е. Деятельность Екатеринбургской гранильной фабрики в первой половине
-х гг. // Урал. ист. вестник. 2023. № 4(81). С. 157–163. DOI 10.30759/1728-9718-2023-4(81)-157-163. EDN: MYQLYV.
Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1953. 152 с.
Перфильева И.Ю. Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920–2000-е годы. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 512 с. ISBN: 978-5-89826-472-7. EDN: ZUWVVF.
Толстоброва О.А. Художественное образование в сфере камнерезного искусства в Нижнем Тагиле // Худояровские чтения: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф., Нижний Тагил, 26–27 октября 2023 г. Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2023. С. 142–149. EDN: AHBJCL.
Шакинко И.М., Семенов В.Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. 384 с.
References
Budrina, L. A. (2022). Carved stone in the Franco-Russian relationships: The history in two maps. In 130 let franko-russkomu al'iansu: problemy i vyzovy dvustoronnego sotrudnichestva [130 years of the Franco-Russian Alliance: Problems and challenges of bilateral cooperation] (pp. 171–182). Izdatel'stvo “Nestor-Istoriia”.
Budrina, L. A. (2022). Fabergé, Konovalenko and the Ural’s stonecutters: myth and history. Iskusstvo Evrazii, 4(27), 58–71. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.004
Pavlovskiy, B. V. (1953). Kamnereznoe iskusstvo Urala [Stone-cutting art of the Urals]. Sverdlovskoe knizhnoe izdatel'stvo.
Perfilieva, I. Yu. (2016). Russkoe yuvelirnoe iskusstvo XX veka v kontekste evropeyskikh khudozhestvennykh tendentsiy. 1920–2000-e gody [Russian jewelry art of the twentieth century in the context of European artistic trends. 1920–2000s]. Progress-Traditsiya.
Shakinko, I. M., & Semenov, V. B. (1976). Zavod “Russkie samotsvety” [Factory "Russkiye Samotsvety"]. Sredne-Ural'skoe knizhnoe izd-vo.
Tolstobrova, O. A. (2023). Art education in the field of stone-carving art in Nizhny Tagil. In Khudoyarovskie chteniya: materialy XI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Nizhniy Tagil, 26–27 oktyabrya 2023 goda [Khudoyarov conference: Materials of the XI All-Russian scientific and practical conference, Nizhny Tagil, October 26–27, 2023] (pp. 142–149). Nizhnetagil'skiy muzey-zapovednik “Gornozavodskoy Ural”.
Vinokurov, S. Ye. (2023). Ekaterinburg lapidary factory’s activities in the first half of the 1920s. Ural’skiy istoricheskiy vestnik, 4(81), 157–163. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-4(81)-157-163