ЧАХЛЫЙ «РОСТОК КОММУНИЗМА»: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СТОЛОВАЯ 1920-Х – СЕРЕДИНЫ 1930-Х ГОДОВ КАК МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО СТУДЕНТА

Авторы

  • И. В. Сидорчук Томский государственный университет; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Ключевые слова:

история университетов, общественное питание, студенчество, пролетаризация, история еды, студенческие столовые

Аннотация

В центре внимания настоящего исследования находится история университетских столовых в 1920-х – середине 1930-х гг., рассмотренных как пространства повседневности, оказывавшие влияние на складывание нового советского «красного» студента. Основными источниками стали материалы периодических изданий Ленинградского, Казанского, Саратовского, Свердловского, Московского и других университетов, в которых проблема организации студенческого питания получила широкое освещение. Были привлечены также архивные материалы, посвященные материально-бытовому положению студенчества, и воспоминания бывших студентов и сотрудников университетов, в которых отражены различные аспекты студенческой жизни. В работе показано, что основные проблемы университетских столовых на протяжении всего рассматриваемого периода оставались в целом неизменными: низкое качество еды, пыль, грязь, несоблюдение элементарных норм гигиены, очереди и пр. К этому добавлялось тяжелейшее материальное положение студентов, которым не хватало денег даже на удовлетворение минимальных жизненных потребностей. Власть старалась канализировать недовольство студентов, перенаправляя его на руководство и сотрудников столовой, представителей органов, ответственных за организацию питания, и даже профессуру. Сложившаяся ситуация во многом отражала процессы, которые происходили в связи с активно проводившейся пролетаризацией высшей школы. Студенты постепенно теряли особый статус и самостоятельную роль в обществе, каковыми обладали в дореволюционный период. Вместо этого они приучались к покорности, унизительному существованию в условиях формализма и неэффективности советских управленческих механизмов, приобретали навыки борьбы за доступ к скудным привилегиям, одной из которых было качественное питание.

Библиографические ссылки

Барышева Е.В. Продовольственное распределение как способ политической стратификации советского общества // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: материалы Междунар. научной конф. М.: РГГУ, 2009. С. 143–152. EDN: RWSWHN.

Булдаков В.П. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920–1930 гг. М.: РОССПЭН, 2012. 759 с.

Грибовский М.В. Профессура и студенчество в предреволюционном российском университете: грани взаимоотношений // Вестник Том. гос. ун-та. 2010. № 4(12). С. 158–166. EDN: NBVSRJ.

Микуленок Ю.А. Материальное положение студенчества в раннесоветский период // Вестник Тамбов. ун-та. Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 190. С. 184–190. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-190-184-190. EDN: IYOTQR.

Некрылов С.А., Фоминых С.Ф., Шандала Д.Е. Студенты медицинского факультета Томского государственного университета (1920–1930 гг.) // Сибирский медицинский журнал. 2014. Т. 29, № 2. С. 91–98. EDN: TWKRFV.

Орлов И.Б. «Мы грызем гранит науки, нас грызет нужда!» (Материальное положение студенче-ства 1920-х годов) // Духовность. 2012. № 2. С. 67–100.

Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населе-ния в годы индустриализации: 1927–1941. М.: РОССПЭН, 2008. 384 с.

Рожков А.Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России

-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 640 с.

Ульянова С.Б. Трудовые ресурсы советского индустриального проекта (вторая половина 1920-х – начало 1930-х годов // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4(255). С. 19–25. DOI: 10.5862/JHSS.255.2. EDN: XQXLGZ.

Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропология питания как мета- и мегадисциплина: алиментарные практики, глобальные вызовы и конструирование имиджа // Антропологический форум. 2022. № 53. С. 177–194. DOI: 10.31250/1815-8870-2022-18-53-177-194. EDN: SUWASZ.

Фитцпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Россия и современный мир. 2003. № 2(39). С. 133–151.

Spiteri D. Student Interactions at a College Canteen: a Critical Perspective // Ethnography and Educa-tion. 2015. Vol. 10, no. 1. P. 28–41. DOI: 10.1080/17457823.2014.924860.

Willmott A. Living the Revolution. Urban Communes & Soviet Socialism, 1917–1932. Oxford: Oxford University Press, 2017. 256 p. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198725824.001.0001.

References

Barysheva, E. V. (2009). Food distribution as a way of political stratification of Soviet society. In Rossiyskaya politika XXI veka: nepoliticheskiy potentsial politicheskogo [Russian politics of the 21st century: The non-political potential of the political] (pp. 143–152). RGGU.

Buldakov, V. P. (2012). Utopiya, agressiya, vlast': Psikhosotsial'naya dinamika postrevolyutsionnogo vremeni. Rossiya, 1920–1930 gg. [Utopia, aggression, power: The psychosocial dynamics of the post-revolutionary period. Russia, 1920–1930]. ROSSPEN.

Fais-Leutskaya, O. D., & Novik, A. A. (2022). Anthropology of nutrition as a meta- and megadiscipline: Alimentary practices, global challenges and image construction. Antropologicheskiy forum, 53, 177–194.

Fitzpatrick, S. (2003). “Attribution to class” as a system of social identification. Neprikosnovennyy zapas, 2(39), 133–151.

Gribovskii, M. V. (2010). Professorship and studentship at the pre-revolutionary Russian University: The facets of relationships. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 4(12), 158–166.

Mikulenok, Yu. A. (2021). The financial situation of students in the early Soviet period. Tambov University Review. Series: Humanities, 26(190), 184–190.

Nekrylov, S. A., Fominykh, S. F., & Shandala, D. E. (2014). Students of the Medical Faculty of Tomsk State University (1920–1930). Sibirskiy meditsinskiy zhurnal, 29(2), 91–98.

Orlov, I. B. (2012). “We are gnawing at the granite of science, need is gnawing at us!” (The financial situation of the students of the 1920s). Dukhovnost’, 2, 67–100.

Osokina, E. A. (2008). Za fasadom “stalinskogo izobiliya”: Raspredelenie i rynok v snabzhenii naseleniya v gody industrializatsii, 1927–1941 [Behind the facade of “Stalin’s abundance”: Distribution and market in the supply of the population during the years of industrialization, 1927–1941]. ROSSPEN.

Rozhkov, A. Yu. (2014). V krugu sverstnikov: Zhiznennyy mir molodogo cheloveka v Sovetskoy Rossii 1920-kh godov [In the circle of peers: The life world of a young man in Soviet Russia of the 1920s]. NLO.

Spiteri, D. (2015). Student interactions at a college canteen: A critical perspective. Ethnography and Education, 10(1), 28–41. https://doi.org/10.1080/17457823.2014.959489

Ulyanova, S. B. (2016). Labor resources of the Soviet industrial project (the second half of the 1920s – early 1930s). Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [St. Petersburg Polytechnic University Journal: Humanities and Social Sciences], 4(255), 19–25.

Willmott, A. (2017). Living the revolution: Urban communes & Soviet socialism, 1917–1932. Oxford University Press.

Загрузки

Опубликован

2025-04-03

Как цитировать

Сидорчук, И. В. . (2025). ЧАХЛЫЙ «РОСТОК КОММУНИЗМА»: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СТОЛОВАЯ 1920-Х – СЕРЕДИНЫ 1930-Х ГОДОВ КАК МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО СТУДЕНТА. Вестник Пермского университета. История = Perm University Herald. History ISSN 2219-3111, (1 (68), 154–163. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/10254