КНИЖНЫЙ ЛАНДШАФТ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА И ПОКОЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ 1870-Х ГОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2219-3111-2025-1-142-153Ключевые слова:
история чтения, Вологодская духовная семинария, народничество, поколение 1870-х, губернский город, ВологдаАннотация
Статья посвящена анализу читательских практик поколения народников 1870-х гг. Смещая фокус внимания с кружков и организаций, сформировавшихся в университетских городах, автор обращается к опыту чтения учеников средних учебных заведений губернского города, определившему их стремление к самообразованию и отъезд из дома. В качестве кейса выбрана Вологда, книжный ландшафт которой подробно описан в материалах экстренной ревизии Вологодской духовной семинарии, проведенной чиновником Учебного комитета Синода осенью 1875 г. в связи с политическим процессом ее выпускников В. М. Дьякова и А. И. Сирякова. В статье анализируются идеи преподавателей семинарии об организации внеклассного чтения и выборе книг, представления о роли педагога в воспитании нового поколения священнослужителей, а также особенности надзора за чтением. Автор показывает, что относительно свободный режим доступа к литературе, первоначально одобряемый чиновниками Синода, был результатом педагогических идей, реализуемых после реформы духовного образования 1867 г. Дело Дьякова поставило под вопрос педагогическую ценность «увещеваний» в постановке внеклассного чтения. Источником литературы для семинаристов служили частные публичные библиотеки. Анализ групповых абонементов семинаристов позволил выявить как основные тенденции чтения учеников разных классов, так и роль библиотеки в формировании групп читателей. Особое внимание уделено книжным связям семинаристов за рамками учебного заведения и духовного сословия, позволяющим говорить об особенностях молодежного чтения в Вологде. Вторым источником формирования светских связей семинаристов были уроки в частных домах. На примере семинариста Матвея Глубоковского и гимназистки Аполлинарии Юшиной показана буквальная локализация читателей в городском пространстве, предопределившая их знакомство, выбор библиотеки и в конце концов арест по одному политическому делу. В заключении делается вывод о влиянии опыта чтения учащихся средних учебных заведений на их дальнейшее вовлечение в политический протест.Библиографические ссылки
Корольчук Э. Из истории пропаганды среди рабочих Петербурга в середине 70-х годов // Каторга и ссылка. 1928. № 1 (38). С. 7‒26.
Лурье Л.Я. Перепись народников: от Нечаева до Дегаева. СПб.: Нестор-История, 2022. 304 с.
Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / пер. с англ. А.Ю. Полунова. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 439 с.
Михайлов Б.Г. Новое о кружке В.М. Дьякова и А.И. Сирякова // Освободительное движение в России. 1977a. Вып. 6. С. 61‒79.
Михайлов Б.Г. Предвестники бури. Очерки о революционных народниках-вологжанах. Архан-гельск: Сев.-Запад. кн. изд-во, 1977b. 121 с.
Рубцов А.А. Антиправительственное движение 1860‒1870-х годов и деятельность органов поли-тического дознания в Российской империи (законодательные нормы и следственная практика): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2023. 224 с. EDN: HAPOVF.
Сабурова Т., Эклоф Б. Дружба, семья, революция: Николай Чарушин и поколение народников 1870-х годов. М.: НЛО, 2016. 448 с.
Сафронова Ю.А. Самообразование vs внеклассное чтение: светская литература в православных духовных семинариях после реформы 1867 г. // Антропологический форум. 2023. № 57. С. 61‒85. DOI: 10.31250/1815-8870-2023-19-57-61-85. EDN: POMFGC.
Сафронова Ю.А. Читательский дневник «настоящего человека»: практики чтения поколения 1870-х годов // НЛО. 2022. № 2 (177). С. 58‒71.
Широков Ф. Вологодская духовная семинария во второй половине XIX – начале XX в. Вологда: Арника, 2022. 412 с.
Rubtsov A. La construction du sujet politique dans l’Empire Russe des années 1870: le journal personnel d’Apollinarija Jušina // Revue des études slaves. 2021. № XCII-1. P. 57‒69. DOI: 10.4000/res.4129. EDN: DHDQCI.
References
Korol'chuk, E. (1928). From the history of propaganda among workers of St. Petersburg in the mid-70s. Katorga i ssylka, 1(38), 7–26.
Lur'e, L. Ya. (2022). Perepis' narodnikov: ot Nechaeva do Degaeva [Populists inventory: From Nechaev to Degaev]. Nestor-Istoriya.
Manchester, L. (2008). Holy fathers, secular sons: Clergy, intelligentsia, and the modern self in revolutionary Russia. Northern Illinois University Press.
Mikhailov, B. G. (1977a). New information about V.M. Dyakov and A.I. Siryakov’s circle. Osvoboditel'noe dvizhenie v Rossii, 6, 61–79.
Mikhailov, B. G. (1977b). Predvestniki buri. Ocherki o revolyutsionnykh narodnikakh-vologzhanakh [Harbingers of a storm: Essays on the revolutionary populists of Vologda]. Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo.
Rubtsov, A. A. (2023). Antipravitel'stvennoe dvizhenie 1860-1870-h godov i deyatel'nost organov politicheskogo doznaniya v Rossijskoi imperii (zakonodatel'nye normy i sledstvennaya praktika) [Anti-government movement of the 1860s–1870s and the activities of political investigation bodies in the Russian Empire (legislative norms and investigative practice)] (Doctoral dissertation). Saint-Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences.
Rubtsov, A. (2021). La construction du sujet politique dans l’Empire Russe des années 1870: le journal personnel d’Apollinarija Jušina. Revue des études slaves, XCII(1), 57–69.
Saburova, T., & Eklof, B. (2017). A generation of revolutionaries: Nikolai Charushin and Russian populism from the Great Reforms to Perestroika. Indiana University Press.
Safronova, Yu. A. (2022). А reading journal of a “real person”: The reading practices of the 1870s generation. Novoe literaturnoe obozrenie, 2(177), 58–71.
Safronova, Yu. A. (2023). Self-education vs extracurricular reading: Secular literature in Orthodox theological seminaries after the reform of 1867. Antropologicheskiy forum, 57, 61–85.
Shirokov, F. (2022). Vologodskaya dukhovnaya seminariya vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v. [Vologda Theological Seminary in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Arnika.