ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2079-7877-2023-4-71-84Ключевые слова:
Приоритет-2030, сетевое взаимодействие, пространственное развитие, образовательные организации высшего образования, Северо-Западный макрорегион, консорциум, географическая близостьАннотация
Стартовавшая в 2021 г. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» сталакрупнейшей инвестиционной программой в истории отечественной высшей школы. Ее отличительной чертой является особое внимание к развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования (ООВО) путем создания консорциумов, целью существования которых организаторами декларируется реализация прорывных проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны.В Северо-Западном макрорегионе участниками программы стали 14 ООВО разного профиля и ведомственной принадлежности из 4 субъектов Российской Федерации, общая сумма государственных инвестиций за три года реализации составила больше 10 млрд руб.Целью исследования является попытка описать основные характеристики сети взаимодействия ООВО СевероЗападного макрорегиона, функционирующих в рамках консорциумов.В работе с использованием методов контент-анализа были исследованы программы развития ООВО, дополненныеанализом ежегодных отчетов об их реализации.В результате было выделено 397 связей головных организаций и организаций партнеров, предложены типы связеймежду ними (образовательные, научные, индустриальные и иные). Показано, что максимальная концентрация партнеровнаблюдается в «столичных регионах»: города Москва и Санкт-Петербург, небольшая – в Волжско-Камском макрорегионе исовсем незначительная — в остальных, также высокая роль отведена иностранным организациям из стран, осуществляющих недружественные действия в отношении Российской Федерации. Несмотря на заявленный «продуктовый характер» реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» большая часть связей носит не индустриальный, а научный и образовательный характер. Это, равно как и сверхконцентрация партнерских связей, возможно, требует корректировки программ развития. На основании анализа (метод иерархической агломеративной кластеризации) географической близости партнеров, их количества и выработанных типов связей предложена типологизация существующих университетских консорциумов. Определены пять основных и два дополнительных типа. Все исходные данные, используемые для анализа, представлены в репозитории, который является неотъемлемой частью публикации.Загрузки
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Ажинов, Д. Г. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Географический вестник=Geographical Bulletin, (4(67), 71–84. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2023-4-71-84
Выпуск
Раздел
Экономическая, социальная и политическая география