ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИИ В СИБИРИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Авторы

  • Константин Анатольевич Чернышев Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, г. Москва, Россия
  • Тимур Робертович Мирязов Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, г. Москва, Россия
  • Евгений Юрьевич Петров Томский государственный университет, г. Томск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2023-4-41-51

Ключевые слова:

социальные сети, ВКонтакте, образовательная миграция, внутренняя миграция, Сибирь

Аннотация

Распространённость социальных сетей и возможность извлечения в обобщённом виде данных из профилей пользователей дают возможность существенно дополнить официальные статистические данные. В данной статье мы вносим вклад в разработку подходов, использующих информацию социальных сетей для изучения миграции, связанной с получением высшего образования. Предметом работы являются внутрироссийские образовательные миграции в Сибири. Цель исследования – изучение маршрутов миграции абитуриентов сибирских вузов, а также проведение регионализации территории Сибири по тяготению к городам–университетским центрам. Для проведения исследования была сделана выгрузка профилей пользователей наиболее распространённой в России социальной сети «ВКонтакте». На основе соотнесения сведений о местах рождения или окончания школы с информацией о местах получения высшего образования, указанных пользователями, проанализирована территориальная структура мест выхода 484,6 тыс. пользователей, получающих или получавших в прошлом высшее образование в вузах Сибири. В рамках исследования были определены зоны тяготения сибирских городов-центров высшей школы. Границы таких зон в основном совпадают с границами субъектов РФ. Однако в некоторых сибирских регионах окраинные муниципалитеты попадают в зону тяготения административных центров соседних субъектов РФ. Наиболее широкой географией абитуриентов отличается Томск. В этом городе, судя по данным «ВКонтакте», численность уроженцев и выпускников школ других регионов РФ преобладает над числом выходцев из Томской области. Кроме того, были выявлены 15 внутрирегиональных городов-центров, уроженцы и выпускники школ которых предпочитали получать высшее образование в местных вузах, а не в «столицах» субъектов РФ. Такие центры имеются в 5 сибирских регионах, наиболее крупный из них – Новокузнецк. Результаты показывают возможности использования данных социальных сетей для изучения и совершенствования региональной политики в сфере образования.

Биографии авторов

Константин Анатольевич Чернышев, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, г. Москва, Россия

Кандидат географических наук, ведущий научный сотрудникотдела геоурбанистики и пространственной демографии

Тимур Робертович Мирязов, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, г. Москва, Россия

Младший научный сотрудник отдела геоурбанистики и пространственной демографии

Евгений Юрьевич Петров, Томский государственный университет, г. Томск, Россия

Лаборант суперкомпьютерного центра

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Как цитировать

Чернышев, К. А., Мирязов, Т. Р., & Петров, Е. Ю. (2023). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИИ В СИБИРИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ. Географический вестник=Geographical Bulletin, (4(67), 41–51. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2023-4-41-51

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география