ГЕОГРАФИЯ МУЗЕЕВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-1-133-148%20Ключевые слова:
культурно-познавательный туризм, круизный туризм, музейная дестинация, малые музеи, агломерация, концентрация, кластеризацияАннотация
В связи с ростом социокультурной значимости и экономической активности музеи вызывают интерес представителей различных научных областей. Тесное взаимодействие музейных организаций с туристско-рекреационной сферой обусловливает исследования роли современных музейных форм в становлении отдельных видов туризма, региональных особенностей размещения музеев, их влияния на экономику и пространственную организацию территорий. Комплексное исследование региональной совокупности музеев и возможностей развития музейного туризма в Самарской области показало, что современное состояние музеев, отсутствие крупных музейных дестинаций и финансирования новых высоких аттракций не позволяют региону успешно конкурировать за круизных туристов и в рамках межрегионального туристского проекта «Великий Волжский путь». В размещении самарских музеев прослеживается влияние агломерационных процессов, происходящих на территории региона. Это проявляется как в концентрации активной музейной деятельности в центре агломерации, так и в слабом использовании музейных ресурсов и растущих рисках утраты памятников на её границах. В существующих условиях создание новых музейных предложений и развитие музейного туризма в Самарской области предполагает использование положительных эффектов агломерации и преодоление инфраструктурных ограничений; усиление готовности к конкурированию на основе кластеризации и трансфера современных музейных технологий от центральных федеральных музеев, представленных в Самаре, к региональным музеям и от них к муниципальным и сельским; инновационный поиск эффективных моделей развития, комплексных решений и механизмов финансирования.Библиографические ссылки
Амелькина Д.В. Возможности и проблемы развития экологического туризма в городском округе Жигулевск // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. М., 2019. С.534–546.
Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2019. № 4. С. 31–45.
Балина Т.А., Чупина Л.Б., Данилова Ю.Н., Наумов В.О. Социокультурное развитие региона: понятие, направления, проблемы //Географический вестник. 2014. № 4 (31). С. 36–41.
Богданова Л.П., Ситникова Н.С. Музеи и развитие туризма в регионах центральной России // Вестник Тверского государственного университета. Cерия: География и геоэкология. 2013. № 1. С. 129–135.
Ведени Ю.А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. М.: Новый Хронограф, 2018. 472 с.
Государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года» (утверждена Постановлением правительства Самарской области № 682 от 27 ноября 2013 года, дополнениями и изменениями). URL: http://docs.cntd.ru/document/464006634 (дата обращения: 20.11.2020).
Гудковских М.В. Методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала // Географический вестник. 2017. № 1 (40). С. 102–116.
Каулен М.Е., Сундиева А.А., Чувилова И.В. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. М.: Панорама. 2009. № 5. С. 47–68.
Королева И.С., Глумова Я.Г. Музейная дестинация как элемент региональной туристско-рекреационной системы // Фундаментальные исследования. 2018. № 4. С. 87–91.
Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма: учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
Ляшко А.В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 3. С. 21–26.
Озерова Д. Музейный ландшафт Германии // Музей. 2009. № 10. С. 4–11.
Отчет о результатах деятельности ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий им. П.В. Алабина» и об исполнении закрепленного за ним государственного имущества за 2019 год. URL: http://www.alabin.ru/doc/rd2019.pdf (дата обращения: 8.09.–1.10.2020).
Перминова К.В. Использование кластерного подхода в музейной деятельности: оценка опыта // ОБЩЕСТВО. НАУКА. ИННОВАЦИИ (НПК-2017). Вятка, 2017. С. 3112–3118.
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6932/ (дата обращения: 12.10.2020).
Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. СПб., 2010. 46 с.
Ростуризм поддержит проект «Великий волжский путь». URL: https://tourism.gov.ru/news/16880/ (дата обращения: 8.11.2020).
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. URL: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 223 с.
Харитонова Н.В., Пономарева Д.Г. Современный музей как форма досуга и туристский аттрактант // География и туризм. Пермь, 2017. С. 63–71.
Черкаева О.Е. Вопросы терминологии: «музейная сеть» и «музейный ландшафт» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 90–94.
Щербакова Е.В. Музеи в культурном ландшафте современного города: модели развития // Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы: мат. Межд. науч.-практ. конф. Пермь, 2016. С. 197–203.
Этический кодекс иком для музеев, ИКОМ России, 2014. URL: https://icom.museum/wpcontent/uploads/2018/07/code_russia2013-1.pdf (дата обращения: 8.11.2020).
Яковлева С.И. Музеи под открытым небом: опыт и уроки Германии // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 1. С. 72–87.
Яковлева С.И. Каркасные модели в региональных схемах территориального планирования // Псковский регионологический журнал. 2013. № 15. С. 15–25.
Alberti, F.G., Giusti, J.D. Cultural heritage, tourism and regional competitiveness: The Motor Valley cluster //City, Culture and Society. 2012, vol. 3. P. 261–273.
Frost-Kumpf, H.A. Cultural Districts: The Arts as a Strategy for Revitalizing our Cities. N.Y., N.Y.: Americans for the Arts, 1998. 212 p.